Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:02, доклад
В такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса.
Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат.
ПРОБЛЕМА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ.
В такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса.
Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат.
Инвестиции - с точки зрения страны в целом – это вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Иными словами инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В настоящее время российский рынок остается малопривлекательным для иностранных инвесторов. По расчетам экспертов, примерная ежегодная потребность России в прямых иностранных капиталовложениях составляет около 10-12 млрд.долл..; реальные поступления на порядок меньше. Следует признать, что сейчас Россия проигрывает конкуренцию за иностранные капиталы с другими государствами и прежде всего с динамично развивающимися новыми индустриальными странами, особенно азиатскими и латиноамериканскими, рынки которых оказываются более привлекательными для западных инвесторов. Существующая в России система стимулирования и привлечения иностранных инвесторов исходит из тезиса о том, что для инвесторов определяющим является доступ к сырью, материально-техническим ресурсам и обеспечение рынка сбыта готовой продукции (в связи с наличием торговых и иных барьеров). В таком направлении развивается подавляющая часть созданных в России совместных предприятий.
Между тем в современном мире основополагающим мотивом в инвестиционном процессе служит создание инвестиций, интегрированных в глобальные программы деятельности международных корпораций. Стимулирование именно таких инвестиций по-новому ставит задачи стимулирования инвестиционного процесса. Например, в значительной степени меняется смысл понятия «льготы для иностранных инвесторов».
Сейчас наиболее эффективный
способ привлечения иностранных
фирм связан не с налоговыми льготами
или какими-либо преференциями, а
с качественно иными
К проблемам по привлечению инвестиций в Россию можно отнести следующие:
1) недостатки правового
регулирования, в том числе
проблемы усовершенствования
2) экономическую нестабильность:
резкое и долговременное
3) нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность;
4) отсутствие достоверной
и своевременной информации о
российском инвестиционном
5) неразвитость инфраструктуры
и связанные с этим трудности
приобретения сырья и
6) неясность в разделении
полномочий федеральных и
7) неэффективную систему страхования.
Важное значение имеет
улучшение условий
Некоторые предприниматели в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже.
И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствует о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Становление открытой экономики невозможно без вывоза капитала из России и его импорта в Россию. Однако наша страна обладает определенной спецификой, которая усложняет данный процесс, делает его неповторимым. Это и обширность территории, неравномерность экономического развития отдельных регионов, неразвитость коммуникационной структуры. Кроме этого, существуют определенные особенности, связанные с общей отсталостью экономического развития: наличие устаревшего производственного аппарата, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса в ущерб целому ряду гражданских производств, слабое развитие сельского хозяйства и т.п.
Все же, иностранный капитал присутствует в России как в государственной, так и в частной формах, а также как капитал международных организаций неправительственного типа.
В качестве государственных инвестиций используются займы, кредиты, техническая помощь. Здесь речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями и нормами международного права.
Частные инвестиции (как прямые, так и портфельные) являются теми, в которых Россия нуждается прежде всего. Одной из наиболее распространенных форм привлечения прямых вложений в российскую экономику является создание предприятий с иностранными инвестициями. Иностранные компании, работающие в России, по типу поведения на нашем рынке можно подразделить на две основные группы. Первая представлена фирмами, сравнительно недавно пришедшими в страну, не ставящими долгосрочных целей по завоеванию рынка и ориентирующимися на получение сверхвысоких доходов в течение короткого времени (путем торговых, посреднических и финансовых операций).
Вторая группа имеет фундаментальный интерес. Она в отличие от первой представлена солидными транснациональными компаниями и преследует цели долгосрочного закрепления на российском рынке. Пока, однако, подобные фирмы предпочитают скорее обозначить свое присутствие на нашем рынке, нежели масштабно на нем действовать. Такого рода стратегическим инвесторам в условиях рисковой социально-экономической ситуации в России выгоднее ограничится заключением со своими партнерами лизинговых соглашений о поставке оборудования, а также проведением торговых и контрактных операций. Москва, остается главным объектом приложения иностранных капиталов. В начале 90-х гг. на долю Москвы приходилось до 70 % всех инвестиций; середина 90-х гг. ознаменовала некоторое снижение доли Центрального региона. Однако к концу 90-х гг. наблюдалось резкое увеличение доли региона и прежде всего рост прямых капиталовложений в Москву. Объем иностранных инвестиций в экономику Москвы в январе – сентябре 2001 г. составил 40,5% общей суммы иностранных вложений в экономику России за этот период. Москва установила абсолютное господство в России. На Москву приходится до 70% банковского оборота России, в городе зарегистрирована подавляющая часть банков и дочерних компаний. Существенную роль в привлечении иностранного капитала начинает играть и Московская область, где сосредоточено множество совместных предприятий, поскольку даже на таком близком расстоянии от Москвы производственные расходы значительно ниже, чем в столице.
Определенных успехов добились регионы, расположенные вокруг столицы (Владимир, Тверь, Рязань, Ярославль). Промышленность стабильно занимает одно из ведущих мест по распределению инвестиций: на нее приходится около 30-40% всех инвестиций. Лидирующей в области промышленного инвестирования является топливная промышленность (16%). По данным Государственного комитета по статистике РФ и оценкам Российской Академии наук (РАН), ресурсный потенциал России составляет 340-380 трлн. Долл., т.е. 80-85% национального богатства РФ (в национальном богатстве России 10-12 % составляет производственный потенциал). На душу населения в России приходится в 2 раза больше национального богатства, чем в США, в 6 раз больше, чем в Германии, и в 22 раза больше, чем в Японии.
В порядке решения задач стимулирования иностранных инвестиций в Россию 9 июля 1999 г. принят Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В законе выделено самое главное – гарантия сохранности и стабильности осуществления инвестиций со стороны государства. В нем закреплены права иностранных инвесторов на инвестиции и полученные от них и прибыли.
Таким образам, главным условием создания благоприятного инвестиционного климата в России остается формирование правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.
В Законе предусмотрены меры, направленные на борьбу с недобросовестными инвестициями, в частности, указание на необходимость соблюдения иностранными инвесторами антимонопольного законодательства.
Государство должно осуществлять
весьма гибкую политику в отношении
привлечения иностранных
Так выглядит график нарушений (воровства и нецелевого использования бюджета) за предыдущие года. В прошлом году у нас украли или потратили не по назначению 718,5 миллиардов рублей! И это только из официальных источников!
Для примера: в 2008 году Счетная палата выявила нарушений всего на 97 млрд рублей, в 2009-м — уже на 238 млрд, а в 2010-м — на 484 млрд рублей.