Проблемы финансирования инновационных проектов и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Мировая практика инвестиционной деятельности показывает, что наиболее перспективным видом вложения капитала является финансирование инновационных и научно-технических проектов. Это направление особенно актуально для России, которая нуждается в расширении, модернизации и обновлении производства, в том числе, капиталоемких отраслей, а также наукоемких производств.
В настоящее время инновационный фактор становится решающим условием устойчивого развития экономики. Проблема заключается в том, что наряду с необходимостью увеличения общего объема инвестиций, для успешного функционирования экономики необходимо изменение самой структуры инвестиций, т.е. значительную долю инвестиций необходимо направлять именно на финансирование инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Существует ряд основных требований к инновационным проектам. Например, право на получение государственной поддержки имеют инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств, необходимых для реализации программы. Кроме этого, срок окупаемости указанных программ не должен, как правило, превышать двух лет и т.д.

Государственная поддержка инновационных проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществу или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инновационной программы не по вине инвестора. Государственные гарантии для инновационных программ предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год. Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инновационных программ принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Привлечение иностранных  инвестиций в отечественную экономику  в качестве источника финансирования инновационных программ сталкивается с рядом проблем, обусловленных  низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инновационной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику. В настоящее время доля иностранных инвестиций в общем объеме составляет не более 1,8% при целесообразном размере этой доли на уровне 10% .

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную  экономику включают:

    • инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и международных финансовых институтов;
    • инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских организаций;
    • инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственные, а также корпоративных и институциональных эмитентов;
    • лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (организациям) получить наиболее современную технику и технологии;
    • финансовые кредиты российским организациям.

 

Указанные выше источники  инвестирования не всегда могут быть реализованы российскими предприятиями, особенно малыми и средними. Так, привлечение финансовых средств от продажи акций наиболее реально для крупных предприятий, имеющих общественное признание. Привлечение денежных средств других предприятий наиболее приемлемо для тех фирм, в продукции которых заинтересованы крупные предприятия, имеющие с ними связи по кооперативным поставкам. Оба источника инвестирования предполагают достаточно высокую рентабельность функционирования предприятия, т.к. прибыли для распределения должно хватить на компенсацию полученных займов и начисление дивидендов на акции. В процессе рассмотрения вопросов, связанных с финансированием предприятия, руководство банка обычно обращает внимание на соотношение собственных и заемных средств, так как собственные средства способны стать обеспечением кредита. Высокий уровень отношения заемных средств к собственным, характеризуемый как чрезвычайно высокая задолженность, повышает риск банкротства предприятия. Такому предприятию отказывают в выделении займа или назначают очень высокую процентную ставку при выделении займа.

Для инвестирования инновационных  проектов, как правило, используют комбинированные  источники финансирования, которые предусматривают использование как внешних, так и внутренних источников инвестиционных средств. Основная проблема в сфере мобилизации финансовых ресурсов состоит в выборе наиболее оптимального соотношения между собственными и заемными средствами.

Учитывая указанные  обстоятельства, руководство предприятия, разрабатывающего инвестиционный проект, должно определить рациональную структуру источников финансирования инвестиций. При невозможности обеспечить требуемый объем инвестиций, отвечающий рациональной структуре источников финансирования, необходимо отказаться от рассматриваемого проекта и отобрать те проекты, для которых имеются возможности обеспечить рациональную структуру инвестиций.

 

Таким образом, выявлены следующие проблемы финансирования инновационных проектов:

  • недостаток собственных средств, который характерен для подавляющего большинства отечественных предприятий, реализующих инновационные проекты;
  • низкая активность государства в финансировании инновационных проектов;
  • трудности с кредитованием инновационных проектов Сбербанком и другими крупными коммерческими банками из-за нежелания последних идти на повышенный риск и вкладывающих средства только в крупные жизнеспособные организации, выпускающие конкурентоспособную продукцию;
  • сложности привлечения иностранных инвесторов, связанные с высокой степенью инвестиционного риска из-за нестабильности экономической ситуации в РФ;
  • недостатки в правовой и законодательной базе инвестирования на федеральном и региональном уровнях;
  • недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры финансирования инновационных проектов, аккумулирующей государственные и корпоративные средства, а также средства индивидуальных инвесторов;
  • низкий уровень информационного обеспечения в сфере инвестирования инновационных проектов, в частности отсутствие информационных технологических систем, содержащих банки данных инновационных идей, технологий, проектов, программ, разработчиков, пользователей и т.д.;
  • отсутствие отлаженного коммуникативного механизма между инвесторами и реализаторами инновационных проектов;
  • высокая степень инвестиционного риска, который связан с высокой вероятностью невыплаты заемщиком основного долга и процентов за кредит и, как правило, долгосрочным характером инновационных проектов;
  • отсутствие действенной государственной системы экономического стимулирования инвестиций в инновационные проекты, связанной с налоговыми льготами и другими рычагами;
  • недостаточное развитие инновационных фондов, специальных банков развития, венчурных структур,ФПГ и т.п.;
  • недостаток средств для привлечения высококвалифицированных внешних консультантов в целях разработки бизнес-плана инновационного проекта как эффективного инструмента убеждения потенциального инвестора.

 

Основными путями решения указанных проблем являются следующие. Предприятия, реализующие инновации, вынуждены использовать особые формы финансирования инновационных проектов.

Важную роль в совершенствовании  и развитии инновационных процессов призваны сыграть финансово-промышленные группы, объединенные в так называемые метаструктуры, консорциумы, стратегические альянсы. Определенный интерес в мобилизации инновационных факторов роста представляет использование венчурного бизнеса, который как форма реализации инноваций значительно отличается по методам мобилизации капитала, по структуре источников и условиям предоставления финансовых средств. Данный бизнес нацелен на разработку принципиальных новшеств и связан, как правило, с высокой деловой активностью в пионерных отраслях.

Новой формой финансирования нововведений является проектное финансирование. За последние 10 лет в индустриально развитых странах именно эта форма получила бурное развитие. Первоначально понимаемое как банковское долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, сегодня проектное финансирование на считывает множество разновидностей. Это метод, при котором основным обеспечением предоставляемых банками кредитов является сам проект, т.е. те доходы, которые получит предприятие от реализации инновационного проекта в будущем.

При этом источниками  кредитов могут выступать инвестиционные и инновационные фонды, специализированные финансовые компании, международные  финансовые организации, страховые  и лизинговые компании и т.д. Однако основным источником кредитов являются коммерческие банки, в том числе, специализированные инвестиционные и инновационные банки.

В подавляющем большинстве  финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуют применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок. Такой тип финансирования носит название «без какого-либо регресса на заемщика». По этому же типу проектного финансирования могут быть также внедрены инновации-имитации, в том числе усовершенствующие, дополняющие, замещающие и вытесняющие базовую модель. В данном случае кредитор принимает на себя большинство рисков, связанных с реализацией проекта, поэтому рассматриваемый тип финансирования отличается большой сложностью и повышенным риском.

В целях снижения инвестиционного  риска, при финансировании инновационных  проектов, возможно использование типа финансирования, называемого « с ограниченным регрессом на заемщика». А в наукоемких отраслях, где риск разработки и внедрения новшества еще более возрастет, такие проекты организуются с «полным регрессом на заемщика», где фактически все риски возлагаются на заемщика.

В настоящее время  в России активно используются такие формы, как лизинг, форфейтинг и факторинг.

Под лизингом понимают долгосрочную аренду машин и оборудования на срок от 3 до 20 лет и более, купленных  арендодателем для арендатора с  целью их производственного использования  при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. Возникновение лизинга обусловлено потребностью в инвестициях в условиях научно-технического прогресса и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов финансирования - использования собственных и заемных средств.

Сущность форфейтирования  заключается в следующем. Покупатель (инвестор), не обладающий в момент заключения контракта необходимой суммой финансовых средств для оплаты приобретаемого крупного объекта сделки, выписывает продавцу комплект векселей, общая стоимость которых равна стоимости продаваемого объекта с учетом процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный коммерческий кредит. Сроки платежей по векселям равномерно распределены по времени. Обычно каждый вексель выписывается на полгода. Однако срок может быть увеличен и до года. Продавец учитывает полученный комплект векселей в банке без права оборота на себя и сразу получает деньги за реализованный товар. Данная формулировка «без права оборота на себя» освобождает продавца от имущественной ответственности в случае, если банк не сумеет взыскать с векселедателя указанные в векселях суммы. Таким образом, фактически коммерческий кредит оказывает не сам продавец, а банк, согласившийся учесть комплект векселей и взявший весь риск на себя. Если покупатель не является первоклассным заемщиком, то банк, учитывающий векселя, с целью снижения финансового риска может потребовать дополнительной безусловной гарантии платежа от другого финансового института по приобретаемым долговым обязательствам. В этом случае инвестор (покупатель) с целью получения этих гарантий закладывает свои активы в банке, гарантирующем оплату платежей.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитования оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика. Банк или другие финансовые организации предоставляют ему услуги внутреннего или между народного факторинга.

Еще одной формой увеличения финансовых ресурсов организации на цели инвестиционной деятельности является инвестиционный налоговый кредит. Предоставление инвестиционного налогового кредита предусмотрено Законом Российской Федерации «Об инвестиционном налоговом кредите» и стало возможным с 1января 1992 г. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку налогового платежа на кредитной возвратной основе. Предусмотрены различные формы предоставления налогового кредита, в том числе: уменьшение суммы налогового платежа на 10 % и более от стоимости закупленного и введенного в действие оборудования на определенных условиях; компенсация платежей по процентам, начисляемым на сумму кредита, предоставленного банковским или кредитным учреждением; целевая налоговая льгота.

Таким образом, выявлена сущность и особенности инновационного проекта, определены источники, условия  и формы финансирования таких  проектов. Подробно рассмотрены проблемы, существующие в рассматриваемой сфере и направления, способствующие их решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Федеральный закон  Российской Федерации «Об инвестиционном  налоговом кредите» от 1 января 1992 г.

2. Анисимов, Ю.П. Доходность  инновационной деятельности: монография / Ю.П. Анисимов, В.Б. Артеменко, О.А. Зайцева; под ред. Ю.П. Анисимова. – Воронеж: АОНО «ИММиФ». – 2002. – 192 с.

3. Берлизов, М.Н. Определение риска  при инвестировании в инновационные  проекты на основе определения  «среднего класса» инновации / М.Н. Берлизов // Финансы и кредит. – 2010. – № 15 (399)

4. Давыдова, Л.В. Финансовое обеспечение  инновационной деятельности как  фактора повышения деловой активности / Л.В. Давыдова, М.В. Афанасьева // Финансы и кредит. – 2010. – 2(386)

5. Завлин, П.Н. Оценка эффективности  инноваций / П.Н. Завлин, А.В. Васильев. – СПб, Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. – 216 с.

6. Опалева, О.И. Государственное  управление инновационной деятельностью  / О.И. Опалева // Финансы и кредит. – 2010. – 15(399)

7. Парсаданов, Г.А. Организация финансирования  инновационной деятельности в  городе Москве в условиях финансовой  нестабильности / Г.А. Парсаданов, С.Ю.  Попков // Финансы и кредит. – 2010. – 12(396)




Информация о работе Проблемы финансирования инновационных проектов и пути их решения