Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Результатом правового регулирования инвестиционной политики Республики Беларусь является объем инвестиций, привлеченный в экономику страны.
Одним из ключевых факторов социально-экономического развития Республики Беларусь в целом и отдельных ее регионов является инновационная деятельность национальной экономик, наращивание технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства.

Файлы: 1 файл

(5 стр)Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и пути их решени1.docx

— 25.07 Кб (Скачать файл)

 

Проблемы привлечения  иностранных инвестиций в экономику  Республики Беларусь и пути их решения

 

Результатом правового регулирования  инвестиционной политики Республики Беларусь является объем инвестиций,  привлеченный в экономику страны.

Одним из ключевых факторов социально-экономического развития Республики Беларусь в целом и отдельных  ее регионов является инновационная  деятельность национальной экономик, наращивание технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства.

Однако собственных средств для удовлетворения внутренних потребностей в инвестициях не достаточно. В Республике Беларусь наблюдается снижение инвестиций в основной капитал.

В  2012 году объем инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь снизился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 13,8% и составил в текущих ценах 151,9 трлн. рублей (в 2011 году объем инвестиций в основной составил 116,8 трлн. руб., в 2009 году – 53,7 трлн. рублей).  Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели. Основной объем инвестиций в основной капитал в январе-октябре 2012 года приходился на обрабатывающую промышленность (26,5% от общего объема инвестиций), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (15,6%), транспорт и связь (12,7%). Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.

Инвестиции в реальный сектор экономики Беларуси (кроме  банков) из-за рубежа в 2012 году снизились  на 24,1% по сравнению с 2011 годом и  составили 14,3 млрд. долл. Это указывает  на то, что девальвация белорусского рубля, осуществленная в 2011 году, не сделала  экономику страны привлекательной  для вложений.

Наибольшие суммы иностранных  инвестиций поступили в организации  торговли (39,2%) и транспорта (27,8%), на промышленность пришлось 24,4%, т.е. иностранные  компании лишь профинансировали поставку товаров и выполнение услуг.

Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления  прямых иностранных инвестиций за 2012 год составила 8,7 млрд. долл., что  меньше на 24,9%, чем за 2011 год. Это составило 61% всех инвестиций в Беларусь.

Основными инвесторами белорусских  организаций были субъекты хозяйствования России (46,7%), Великобритании (25,2%), Кипра (6,4%) и Австрии (4%).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 72,3% от всех поступивших иностранных  инвестиций. По сравнению с 2011 годом  валовое поступление прямых иностранных  инвестиций снизилось на 21,8%. Основной формой привлечения прямых иностранных  инвестиций были долговые инструменты (88,8%).

Прочих иностранных инвестиций получено в 2012 году 3,9 млрд. долл., или  на 29,9% меньше, чем за 2011 год. На и  долю приходилось 27,6% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

В 2012 году наибольшие суммы  иностранные инвесторы вложили  в организации Минска (73,4%). На организации  Минской области приходилось 11,6% валового поступления иностранных  инвестиций, Гомельской – 5,5%.

Несмотря на то, что Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса, в Республике Беларусь наблюдается  недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций, который  связан со следующими проблемами:

1) Запутанность и нестабильность  законодательной системы. Нестабильность  законодательства, наличие большого  количества нормативных актов  по одному и тому же вопросу  настораживают иностранных инвесторов. Поэтому существует необходимость  в разработке нормативно-правовых  актов, которые исключали бы  дублирование положений.

2) Сложная система налогообложения.  Налоговый климат является одним  из важнейших факторов инвестиционной  привлекательности страны. Налоговый  климат непосредственно влияет  на рентабельность инвестиционного  проекта, срок его окупаемости.  Чем жестче налоговая система,  тем хуже эти показатели, а  также низкая степень  заинтересованности  инвестора. 

3) Пассивность приватизационных  процессов. Медленное проведение  программы приватизации порождает  недостаточность объектов для  инвестиций. В сфере приватизации  остается острым вопрос о частных  правах на собственность.

4) Непривлекательность страны  на международной арене. Недостаточная  включенность Республики Беларусь  в международные структуры, такие  как ВТО, ЕС, достаточно негативный  имидж за рубежом снижают возможность  привлечения иностранного капитала.

5) Контроль экономической  деятельности хозяйствующих субъектов.  Излишнее число контролирующих  органов, а также число проверок, которые они осуществляют и  величина штрафных санкций, назначаемых  по итогам этих проверок, приводят  к снижению заинтересованности  инвесторов. Также возникают сложности при оформлении документов, получении лицензий, разрешений на осуществление хозяйственной деятельности.

6) Неразвитость фондового  рынка и инфраструктуры.

Несмотря на ряд существующим проблем, требующих скорейшего разрешения, нельзя не отметить тот факт, что  Республика Беларусь уже сделала  большой шаг к улучшению инвестиционной привлекательности, став одним из наиболее перспективных рынков в Европе.

В связи с этим следует  привести ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь:

  1. Гармонизация (сближение, унификация) законодательства Республики Беларусь в сфере регулирования инвестиционной деятельности в рамках международных соглашений на региональной основе, а также с учетом международной практики в данной области.

В настоящее время еще  не завершены работы на соответствующем  направлении в рамках пространства ЕврАзЭС, подтверждением чему, в частности, могут служить действующие положения инвестиционного законодательства Республики Беларусь. В частности, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь 2001 г. (ИК РБ) в нынешней редакции к числу иностранных инвесторов не относятся отечественные физические или юридические лица, инвестируемые активы которых переводятся в Беларусь из-за рубежа, что соответствовало бы положениям Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агенства по гарантиям инвестиций. Кроме того, данный кодекс рассматривает в качестве субъектов инвестиционной деятельности только инвесторов, хотя участие в инвестиционных процессах могут принимать заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, посреднические финансовые организации.

Что касается объектов инвестиционной деятельности, то ИК РБ относит к  ним недвижимое имущество, ценные бумаги и интеллектуальную собственность. В рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи стран-участников ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) предложено дополнить этот список такими объектами, как права пользования природными ресурсами, пользование недрами, доли участия, целевые банковские вклады, паи.

К ряду актуальных для Республики Беларусь рекомендаций по совершенствованию  инвестиционного регулирования  следует отнести и необходимость  законодательного закрепления системы  инвестиционных преференций  (включающих льготы по уплате налоговых платежей, льготный таможенный режим, государственные  натурные гранты), реализуемой на трех уровнях: иностранный инвестор, иностранный  инвестор из государства-члена СНГ, иностранный инвестор из государства-участника  ЕврАзЭС. Кроме того, в инвестиционном законодательстве Беларуси в соответствии с рекомендациями МПА ЕврАзЭС необходимо закрепить и порядок рассмотрения инвестиционных споров, предусмотрев приоритет защиты прав иностранного инвестора.

В обеспечении гарантий прав инвесторов должна быть задействована  и так называемая «дедушкина оговорка», защищающая от неблагоприятных изменений  законодательства. В настоящей редакции ИК РБ такая оговорка отсутствует, хотя изначально предусматривалось ее действие на срок до 5 лет. Помимо необходимости введения соответствующего положения в национальное инвестиционное законодательство, с учетом предложений МПА ЕврАзЭС целесообразным представляется его распространение на весь срок действия инвестиционного соглашения (а не на ограниченный промежуток времени), поскольку установление сроков действия «дедушкиной оговорки» не может быть экономически оправданным ввиду того, что каждый проект имеет свой срок действия [21].

Таким образом, осуществление  данной меры по реформированию инвестиционного  законодательства в соответствии с  международными документами будет  способствовать обеспечению проблем  в инвестиционной сфере, т.к. будут  созданы условия более привлекательные  условия для привлечения иностранных  инвесторов и их капиталов.

  1. Нужно развивать все сферы и отрасли экономики, больше внимания уделять инфраструктуре. Анализ структуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность.

Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные  отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные  проекты с малыми сроками окупаемости  и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В США, например, в отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей промышленности (около 35%).

Для реализации этого направления  необходимо ориентировать вложения зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств  и другие поощряемые государством виды экономической деятельности, а также  инфраструктуру.

Необходимо предусмотреть  содействие привлечению иностранных  инвестиций в реализацию проектов с  применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулировать  приток капитала транснациональных  корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение, а также совершенствовать структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающие увеличение доли вложений в активную часть основных средств. 

  1. Сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества является ключевой предпосылкой прихода иностранных инвесторов в Республику Беларусь.

Данное направление обеспечивает рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Проведение приватизации способствует привлечению в бюджет дополнительных ресурсов.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том  числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства могут стать транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров) [22].

Следует сделать вывод,  что осуществление данных мер  будет содействовать более уверенному продвижению Беларуси по пути рыночных реформ улучшению инвестиционной привлекательности  страны. Потенциальные преимущества притока иностранных инвестиций включают передачу технологий, управляющих  навыков, торговых марок; возможность  экспортной диверсификации преимущества для квалифицированной рабочей  силы в отраслях с высокой добавленной  стоимостью; расширение связей с внешними рынками.

 

 

Список литературы:

  1. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Результаты инвестиционной политики. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat. – Дата доступа: 15.04.2013.
  2. Национальный статистический комитет [Электронный ресурс] / Платежный баланс Республики Беларусь за 2012 год. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 15.04.2013.
  3. Прокофьева, Н. Нужны ли Беларуси инвестиции? [Электронный ресурс] / Н. Прокофьева. –   Режим доступа: http://alumni.iatp.by/publications. – Дата доступа: 15.04.2013.
  4. Турлай, И.С.  Повышение инвестиционной привлекательности стран постсоветского пространства в условиях их участия в процессах региональной экономической интеграции // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – №7. – С. 66-71.
  5. Ярошевич, В.И.  Возможности Беларуси на международном рынке инвестиций // Белорусский экономический журнал. – 2009. –  №3. – С. 47-56.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и пути их решения