Проблемы привлечения инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я хочу рассмотреть основные проблемы по которым инвесторы не хотят вкладывать инвестиции в экономику нашей страны и пути решения данных проблем
К основным проблем инвестирования в РФ является:
1.Коррупция
2.Сложность открытия и ведения бизнеса
3.Не устойчивая законодательная база

Файлы: 1 файл

Роль иностранных инвестиций для экзамена.docx

— 134.68 Кб (Скачать файл)

В  прошлом году у нас украли или потратили не по назначению 21  миллиард  рублей6. И это только из официальных источников!

Кто же захочет вкладывать в российские предприятия, если во многих госучреждениях мало что можно сделать без связей или взятки

2.Сложность  открытия и ведения бизнеса

В исследовании Всемирного банка Doing Business 2013 Россия заняла 112место из 183Кроме того, исследования Doing Business не только указывают на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, но и определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ.

Россия в рейтинге

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Позиция в общем рейтинге

79

96 ▼

106 ▼

120 ▼

116 ▲

124 ▼

120 ▲

112 ▲

Регистрация предприятий

33

50 ▼

65 ▼

104 ▼

106 ▼

111 ▼

101 ▲

Получение разрешений на строительство

163

177 ▼

180 ▼

182 ▼

179 ▲

178 ▲

178 ▬

Подключение к электросетям

183[П 1]

183 ▬

184 ▲[П 2]

Наём рабочей силы

87

101 ▼

101 ▬

109 ▼

— [П 3]

Регистрация собственности

44

45 ▼

49 ▼

45 ▲

51 ▼

45 ▲

46 ▼

Кредитование

159

84 ▲

109 ▼

87 ▲

96 ▼

98 ▼

104 ▼

Защита инвесторов

60

83 ▼

88 ▼

92 ▼

108 ▼

111 ▼

117 ▼

Налогообложение

98

130 ▼

134 ▼

103 ▲

107 ▼

105 ▲

64 ▲

Международная торговля

143

155 ▼

161 ▼

162 ▼

166 ▼

160 ▲

162 ▼

Обеспечение исполнения контрактов

25

19 ▲

18 ▲

18 ▬

19 ▼

13 ▲

11 ▲

Ликвидация предприятий

81

80 ▲

89 ▼

93 ▼

103 ▼

— [П 4]

Разрешение неплатёжеспособности

60[П 4]

60 ▬

53 ▲


 Хоть и наблюдается прогресс (+8 строчек в рейтинге по сравнению с 2012 годом), стоит отметить, что страны,располагающиеся в списке рядом с Россией, имеют кредитный рейтинг на 2 пункта ниже

российского и ВВП на душу населения  значительно меньше чем у РФ. При  этом компоненты рейтинга Doing Business, отвечающие за защиту прав инвесторов, доступ к кредитованию, работу таможни, даже ухудшились по сравнению с 2012 годом, а прогресс в рейтинге обусловлен в основном улучшением компоненты налогообложения – ранг улучшился с 105 до 54. Несмотря на то, что макроэкономическая и политическая стабильность, обилие сырьевых ресурсов и большой потребительский рынок стимулируют приток инвестиций в страну, слабость государственных институтов, высокий уровень коррупции и обилие бюрократических барьеров заставляют инвесторов проявлять осторожность. Россия проигрывает гонку по привлечению иностранных инвестиций и выглядит хуже остальных стран БРИКС.

Для примера хотелось бы привести чтобы построить здание в России , необходимо подготовить 51документ. Для сравнения, в том же Сингапуре этих документов всего 11, а время регистрации новой фирмы всего 3дня!По-моему, это о чем-то говорит.7

 

3.Не устойчивая законодательная база

Особое значение для иностранных  инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные  акты, часто вступают в силу без  должной огласки. Поэтому нередко  даже специалисты не имеют возможности  своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу.

Возьмем просто для сравнения  конституции России и США. В конституции  США  7 статей и 27 поправок. Сколько  же записей в русской?

Конституция России разбита  на главы и содержит 137 статей.

С одной стороны, большее  количество законов покрывает большее  количество случаев. Однако, с другой стороны, это придает всей системе запутанность.8

Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт  из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной  степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

 К сожалению, сложившаяся  в России правовая система  не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии. 9

Давайте рассмотрим динамику поступления  иностранных инвестиций в экономику  России:10

 

Из данного графика видно  что по сравнению  с 2009 годом инвестиции ,имеют скачкообразную динамику, пик инвестиций отмечается в  2010 году в 4 квартале,также 2012 году в 1 квартале,но все таки к 2013 году происходит существенный спад инвестиций.

Вывод:Наша правовая система должна усовершенствоваться и становиться более привлекательной для инвесторов ,стране очень выгодно получать из-за рубежа иностранные инвестиции, т.к. они развивают их производства, появляются новые инновационные производства, рабочие места, а также платятся налоги в национальный бюджет и при этом из него же ничего не тратится на это.

4.Экономическая преступность

Согласно опросу компаний PwC, в России за последний год от экономических преступлений пострадало 37% фирм. Этот процент значительно ниже показателей 2009 года (71%) и 2007 года (59%), замечают аналитики.

Диаграмма 1. Динамика выявления экономических преступлений в 2007-2012 гг., тыс. преступлений

 

 Снижение числа зарегистрированных  случаев мошенничества может  объясняться уменьшением количества  самих экономических преступлений, снижением уровня раскрываемости  экономических преступлений и  нежеланием организаций публично  признавать выявленные случаи  мошенничества. 
Незаконное присвоение активов является наиболее распространённой формой экономических преступлений в России (72%). Среди других видов мошеннических действий основной проблемой для российских организаций являются манипулирование данными бухгалтерского учёта (23%) и киберпреступления (23%) – преступления с использованием компьютерных технологий, которые становятся растущей угрозой. За этими видами мошенничества следуют недобросовестная конкуренция (17%) и нарушение прав интеллектуальной собственности (13%). 
Размер потерь от экономических преступлений варьирует. У 40% организаций ежегодные потери составляют меньше $100 тыс. У 7% показатель потерь превысил $100 млн. 22% российских компаний, которые столкнулись с мошенничеством, потеряли свыше 5 млн долларов США.В целом по миру, согласно обзору PwC, более трети компаний (34%) становились жертвами экономических преступлений.

Не смотря на то что динамика экономических преступлений движется вниз,тем не менее, уровень мошенничества в России всё ещё выше, чем средний показатель по “большой семёрке развивающихся стран”.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Решение  проблем в области привлечения  инвестиций

В прошлых главах мы рассмотрели  какие проблемы существуют в России,мы определили их следующим образом:

1.Коррупция

2.Сложность открытия и ведения  бизнеса

3.Не устойчивая законодательная  база

4.Экономическая преступность

Но возможно ли как –то с этим бороться?

Коррупция

По моему мнению если говорить о коррупции , то ее  нельзя победить не только в России, но нигде в мире. Коррупция существует во всём мире везде, повсеместно. Можно её уменьшить. Но уменьшить коррупцию можно в основном за счёт нормализации правил поведения и обычаев. Не только с ужесточением законов и не только строгостями, хотя это тоже нужно. Но необходимы нормальные правила поведения, чтобы люди могли основные свои потребности экономические, социальные, здравоохранение получать, минуя необходимость раздачи взяток повсюду.

Так же я думаю можно  перенимать опыт зарубежных коллег в  области борьбы с коррупцией, например таких как Дания и Новая Зеландия, Сингапур,которые заняли первые места в рейтинге  как самые не коррумпированные страны.

Давайте на примере рассмотрим что  предпринял Сингапур,для борьбы с коррупцией:

1.Лишить чиновников неприкосновенности 
Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование.. 
Увеличились  суммы штрафа за коррупционные действия в 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов.

2.Жить по средствам 
В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы. 
3.Большая зарплата как залог порядочности 
Третий элемент — были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. 
Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций 
Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях. 
3.Фактор СМИ 
Четвертый элемент — формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится «героем» первых полос.

Вот что принял Сингапур для  борьбы с коррупцией ,может быть и в России можно было последовать примеру данной страны, вся коррупция конечно не искоренилась, но стало бы ее намного меньше!12

А самый хороший способ справиться с коррупцией — перестать давать и брать взятки. Все зависит от нас.

 

Сложность открытия и ведения бизнеса

Что же можно сделать для улучшения ситуации?

1.Уменьшить время регистрации фирмы. Все равно фирм не регистрируется столько, чтобы не хватило двух недель на рассмотрение заявки.

2.Сделать регистрацию через интернет для всей России. На данный момент эта служба работает в бета режиме для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбургской и Тульской областей.

3.Уменьшить таможенные сборы. Например, у США и Великобритании налоги в районе 1000 $ за контейнер, у Сингапура 450$, а у России 1850$.

4.Уменьшить количество процедур для постройки зданий .  Следуя поговорке — будьте проще, и люди к вам потянутся.

Не устойчивая законодательная база

Можно посмотреть на историю Русского государства во времена Александра I. В 1801 году он издал указ, в котором  оговаривается создание так называемой Комиссии о законах. В ее обязанности входил пересмотр и реструктуризация действующих законов. Почему бы не создать такую комиссию и в наше время? Всем стало бы намного легче.

Экономическая преступность

Что же можно сделать для улучшения безопасности?

1.Обеспечить безопасность данных на всех уровнях организации.

2.Современная организация непременно должна иметь в своем распоряжении свободные ресурсы, которые могут быть направлены на предотвращение киберпреступлений и принятие ответных мер.

Например в прошлом году в Харьковском университете внутренних дел открыт факультет по подготовке специалистов для подразделений по борьбе с киберпреступностью.

Весь комплекс мер мог  мы несомненно улучшить инвестионный климат РФ и сделать нашу страну более привлекательней для инвесторов.

 

Заключение

Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже  давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного  климата также широко известны: отсутствие коррупции, развитое законодательство, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса.

В первой главе  данной работы мы рассмотрели сущность инвестиций и инвестиционный климат РФ . В целом, на мой взгляд, инвестиционный климат в России можно охарактеризовать как недостаточно привлекательный для инвесторов. Однако стоит отметить, что негативные факторы (макроэкономические, коррупционные, политические и нормативно-правовые) носят краткосрочный или среднесрочный характер. В связи с этим можно ожидать, что в перспективе трех-пяти лет наш инвестиционный климат несколько улучшится при условии проведения реформ в России или стабилизации ситуации в еврозоне.

Информация о работе Проблемы привлечения инвестиций