Прямые иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - форма экспорта частного предпринимательского капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, которая позволяет установить эффективный контроль и дает право непосредственного управления объектом инвестирования (если доля иностранного собственника составляет не менее 10 % акционерного или уставного капитала).
ПИИ включают первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал

Файлы: 1 файл

понятие, формы, теории, .doc

— 336.10 Кб (Скачать файл)

2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ): ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ТЕОРИИ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, ЭФФЕКТЫ (ПОСЛЕДСТВИЯ).

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) - форма экспорта частного предпринимательского капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, которая позволяет установить эффективный контроль и дает право непосредственного управления объектом инвестирования (если доля иностранного собственника составляет не менее 10 % акционерного или уставного капитала).

ПИИ включают первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал.

Предприятие прямого  инвестирования - корпоративное или некорпоративное предприятие, в котором прямому инвестору принадлежат 10 % и более простых акций или голосов, либо соответствующий эквивалент собственности для некорпоративного предприятия.

 

Формы предприятий  прямого инвестирования

Формы создания предприятий прямого инвестирования

- филиал (отделение) – 100% ПИИ,

- дочерняя компания – 99-51% ПИИ,

- ассоциированная компания – 10-50% ПИИ.

- основание нового подразделения и филиала в другой стране

- расширение уже существующего подразделения или филиала

- покупка зарубежного предприятия или его активов


Формы прямых иностранных инвестиций

1. Уставный  капитал (65% ПИИ):

  • капитал отделений (филиалов)
  • доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях
  • другие вложения капитала (предоставление прямым инвестором машин и оборудования предприятию прямого инвестирования, которые образуют часть капитала этого предприятия)

2. Реинвестированные  доходы и прибыли (23% ПИИ):

  • доля прямого инвестора (пропорциональная его участию в капитале) в нераспределенных доходах предприятия прямого инвестирования

3. Прочий капитал  (12% ПИИ):

  • внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и предприятиями прямого инвестирования, а также между двумя предприятиями прямого инвестирования, имеющими одного общего инвестора

Теории ПИИ

Теории эволюции, объясняющие закономерности ПИИ

Теории, объясняющие  факторы/мотивы ПИИ

  • Теория жизненного цикла продукта (Р. Вернон, Франция)
  • Парадигма "летящих гусей (К. Акамацу, Япония)
  • Теория догоняющего цикла (1978 г., развитие парадигмы “летящих гусей”)
  • Теория олигополистической защиты (Ф. Никкербоккег, 1978)
  • Теория путей инвестиционного развития наций (Дж. Даннинг совместно с голландским ученым Наруллой, 1994)
  • Теория монополистических преимуществ (С.Хаймер, развил Ч. Киндлебергер – “Международная корпорация” (1970 г.)
  • Теория интернализации (Р. Баккли, Д. Кассон, Англия, “Будущее многонациональной компании” (1976 г)
  • Эклектическая теория OLI-преимуществ (Дж. Даннинг, 1981)

Теория жизненного цикла продукта (Р. Вернон, Франция)

Постулируется прохождение  любым товаром жизненного цикла, состоящего из трех последовательных стадий:

  1. инновационная фаза - корпорация, первой освоившая данный товар, имеет существенные конкурентные преимущества, покрывающие ее затраты на НИОКР
  2. фаза зрелости - для успешной конкуренции компания:
    • вынуждена прибегать к интернационализации, созданию иностранных производственных подразделений с помощью ПИИ,
    • уменьшение числа продаж на домашнем рынке компенсируется ростом зарубежных продаж
  3. фаза стандартизации - для успешной конкуренции компания:
    • вынуждена прибегать к стратегии интернационализации и ПИИ,
    • производство товара по технологии и качеству приобретает окончательные стандартные формы,
    • дальнейшие конкурентные преимущества можно получить, только начав экономить издержки за счет перенесения различных стадий воспроизводственного цикла в те страны, где затраты на выполнение работ меньше,
    • после этого товар может вернуться даже на домашние рынки

Парадигма "летящих  гусей" (К. Акамацу, Япония, конец 1930-х гг. )

  • на основе изучения развития японской текстильной промышленности за 40-50 лет с конца XIX в. выведена трехфазность развития национальных отраслей:
    1. в каждой отрасли растет импорт иностранных товаров в страну
    2. импорт ослабевает из-за возникновения импортозамещающего производства, которое обгоняет импорт по объемам и удовлетворяет растущий национальный спрос
    3. развитие экспорта излишков продукции в другие страны
  • после прохождения трех фаз начинают складываться условия для экспорта ПИИ
  • графики объемов импорта, импортозамещающего производства и экспорта отрасли напоминают формирование стаи диких гусей, что и дало название парадигме (концепции)

 

Теория догоняющего  цикла (Коджима и Озава, 1978 г.)

  • усовершенствованная парадигма “летящих гусей”
  • объясняет развитие экономик стран-преследователей, т.е. НИС (Южная Корея, Тайвань, Таиланд и др.)
  • учитывает факторы, ускоряющие процессы формирования стаи гусей различных отраслях, а также влияние ТНК и ПИИ
  • объясняют ситуацию в НИС, где многие капиталоемкие отрасли развивались ускоренными темпами, вызванными ПИИ, трансфертами, ноу-хау и передовыми технологиями

Теория олигополистической защиты (Ф. Никкербоккер, 1973 г.)

  • важнейшим фактором транснационализации и ПИИ считается конкурентная гонка за лидирующей компанией
  • основана на эмпирических данных о 187 американских корпорациях за 20 лет
  • в олигополистических отраслях, где национальный рынок контролируют 4-6 корпораций, после транснационального рывка одной из конкурирующих компаний за ней через 3-7 лет на иностранные рынки приходят ее домашние конкуренты
  • в 45 % случаев стратегия «следования за лидером» наблюдалась в течение трех лет с момента осуществления лидером инвестирования за рубежом, а в 75 % — в течение семи лет

Теория пути инвестиционного развития нации (Дж. Даннинг (США), Р. Нарулла (Нидерланды), 1994 г. )

  • база анализа - эклектическая теория OLI-преимуществ Дж.Даннинга
  • развиваются положения теорий жизненного цикла продукта, догоняющего цикла и олигополистической защиты
  • импорт и экспорт ПИИ прямо пропорциональны ВВП страны
  • позиция страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ) определяется как разность между объемами размещенных и привлеченных ПИИ
  • положительная  НЭИ-позиция  показывает,  что страна стала нетто-экспортером инвестиций, отрицательная - нетто-импортером
  • инвестиционное развитие страны проходит 5 фаз, классификационные признаки которых - готовность принимать и экспортировать ПИИ:

Фаза 1. отсутствие OLI-преимуществ, развиты низкотехнологические производства, государство защищает рынок от импорта и ПИИ

Фаза 2. начинается медленный  прирост ПИИ, расширяется местный  рынок, повышается конкурентоспособность местных фирм, частично либерализируется ПИИ-политика

Фаза 3. начинается экспорт  ПИИ, существенно увеличиваются I-преимущества местных фирм, государственная ПИИ-политика становится либеральной, а экономика экспортоориентированной

Фаза 4. экспорт ПИИ  опережает импорт, страна захватывает  лидерство в некоторых высокотехнологичных  отраслях

Фаза 5. экспорт и импорт ПИИ продолжают возрастать, утверждается мировое лидерство при либеральной  ПИИ-политике и стимулировании экспорта ПИИ

Теория монополистических  преимуществ (С.Хаймер (1960 г.), Ч. Киндлебергер (1969 г.)

  • когда корпорация выходит на иностранный рынок, она сталкивается с уже действующими там местными корпорациями, которые имеют преимущества, т.к. знают свой рынок, "правила игры", вкусы потребителя и имеют связи с местной администрацией
  • один из способов завоевать какой-либо сегмент иностранного рынка - использовать методы монополистической конкуренции
  • фирма должна обладать монополистическими преимуществами, чтобы покрыть высокие издержки инвестирования за рубежом:
    • преимущества, связанные с товарной политикой фирм (техника маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация)
    • преимущества, связанные с факторами производства (контроль над производством, собственные технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам капитала)
    • возможность использования интернальной (внутренней) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе
    • политика правительства и степень вмешательства в экономику

Теория интернализации (Р. Баккли, Д. Кассон, Великобритания, 1976 г.)

  • основное конкурентное преимущество ТНК - целостная интернальная (внутренняя) структура, при которой выработанные в корпорации ноу-хау недоступны конкурентам даже на условиях лицензионного соглашения
  • это касается не только ноу-хау и достижений в сфере НИОКР, но и использования новых финансовых технологий, позволяющих организовать транснациональные финансовые потоки так, чтобы уменьшить общую сумму затрат на налоги и другие платежи в государственные бюджеты всех стран, где работает корпорация
  • целостная интервальная структура ТНК может рассматриваться как альтернативный рынок (например, продажи, осуществляемые между филиалами и штаб-квартирами), где затраты на трансферты снижены посредством экономии на масштабе

Эклектическая теория OLI-преимуществ (Дж. Даннинг, 1981 г.)

  • объединены отдельные "наилучшие" элементы, взятые из различных предшествующих теорий, для всестороннего объяснения ПИИ
  • выделяются три группы факторов, определяющих транснационализацию, объемы ПИИ и прибыли корпорации:

1) специфические особые  конкурентные преимущества иностранных  инвесторов (ТНК) перед местными  компаниями (О - преимущества)

2) выгодные местные  факторы, предлагаемые принимающими  странами для ТНК и позволяющие  наилучшим образом раскрыть их конкурентные преимущества на локальных рынках этих стран (L-преимущества)

3) степень возможной  интернализации, т.е. контроля за  собственными конкурентными преимуществами, возможность оставить свое ноу-хау внутри корпорации, не передавая их зарубежным партнерам (I-преимущества)

 

Динамика ПИИ

  • рост ПИИ до 2001 г. был практически непрерывным и в 2000 г. достиг своего пика – 1 411 млрд дол.
  • но в течение 2001 г. объемы ПИИ сократились более чем на 40%
  • такое сокращение было первым за предыдущее 10 лет и самым крупным за последние 35 лет
  • факторы, обусловившие падение мирового объема ПИИ:
    • низкие темпы экономического роста в большинстве регионов мира
    • падение рыночной стоимости компаний на фондовых рынках мира
    • снижение прибыльности корпораций
    • замедление структурных изменений ТНК в некоторых отраслях
    • завершение программ приватизации во многих странах
  • рост ПИИ восстановился в 2004 г.
  • к 2005 г. ПИИ выросли на 29% или на 897 млрд дол. и составили 9,9 трлн дол., что было во многом обусловлено возросшим притоком ПИИ в РС (до 274 млрд дол.) и что позитивно сказалось на общей динамике развития мировой экономики
  • в 2006 г. ПИИ выросли на 38% и достигли 1 306 млрд дол., что обусловлено увеличением прибылей компаний во всем мире с соответствующим повышением цен на акции

 

 

Географическая структура ПИИ

  • крупнейшие страны-реципиенты: США, Великобритания, Китай
  • крупнейшие страны-доноры: США, Великобритания, Люксембург
  • на развитые страны приходится 65,7% притока и 84,1% оттока ПИИ
  • на развивающиеся страны - 29,0% притока и 14,3% оттока ПИИ
  • на страны с переходной экономикой - 5,3% притока и 1,5% оттока
  • развитые страны остаются крупным чистыми экспортерами ПИИ: в 2006 г. чистый отток превысил чистый приток на 965,2 млрд дол.
  • около 6% мировых ПИИ идет из одних РС в другие и они растут 
  • страны ЦВЕ и СНГ единственными избежали спада 2001-2003 гг. мировых потоков ПИИ и сохранил темпы роста их притока
  • страны Азии и Океании становятся важнейшим источником ПИИ (отток ПИИ – 9,6% мирового)
  • в Латинской Америке 2/3 ПИИ приходится на Бразилию, Мексику, Чили и Аргентину
  • доля Африки в мировых потоках ПИИ стабильно низкая - 3% (в разработку природных ресурсов)
  • в Африке 1/2 ПИИ приходится на Анголу, Экваториальную Гвинею, Нигерию, Судан, Египет

 

Отраслевая  структура ПИИ

  • с 1970 г. доля ПИИ в сырьевой сектор снизилась с 9 до 6%, в обрабатывающую промышленность – с 42 до 34 %
  • происходит переориентация ПИИ на сектор услуг: доля мировых ПИИ в сектор услуг с 1970-х гг. выросла с 25% до 60%
  • причины переориентации ПИИ на сектор услуг:
    • роль услуг в мировой экономике постоянно растет
    • большинство услуг не могут являться предметом внешней торговли, они должны производиться в месте их потребления и в момент, когда они потребляются
    • страны осуществили либерализацию своих режимов, регулирующих ПИИ в сектор услуг

 

Позитивные эффекты ПИИ для принимающих стран

  • обновление основных фондов предприятий, технологий
  • структурная перестройка экономики
  • рост экспорта
  • доступ к технологическим, организационным и управленческим знаниям
  • создание новых рабочих мест, рост занятости
  • повышение заработной платы до мирового уровня
  • расширение потребительского выбора и изменение предпочтений
  • интеграция национальной экономики в мировую на основе включения в сферу международной торговли и производства
  • более эффективное использование факторов производства
  • экономия на масштабе производства
  • укрепление национальной валюты, платежного баланса, рост резервов

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции