2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ): ПОНЯТИЕ,
ФОРМЫ, ТЕОРИИ, ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, ЭФФЕКТЫ
(ПОСЛЕДСТВИЯ).
Прямые иностранные
инвестиции (ПИИ) - форма экспорта частного предпринимательского
капитала с целью приобретения долгосрочного
экономического интереса в стране приложения
капитала, которая позволяет установить
эффективный контроль и дает право непосредственного
управления объектом инвестирования (если
доля иностранного собственника составляет
не менее 10 % акционерного или уставного
капитала).
ПИИ включают первоначальное приобретение
инвестором собственности за рубежом
и все последующие сделки между инвестором
и предприятием, в которое вложен его капитал.
Предприятие прямого
инвестирования - корпоративное или некорпоративное предприятие,
в котором прямому инвестору принадлежат
10 % и более простых акций или голосов,
либо соответствующий эквивалент собственности
для некорпоративного предприятия.
Формы предприятий
прямого инвестирования |
Формы создания
предприятий прямого инвестирования |
- филиал (отделение) – 100% ПИИ,
- дочерняя компания – 99-51% ПИИ,
- ассоциированная компания – 10-50% ПИИ. |
- основание нового подразделения и филиала
в другой стране
- расширение уже существующего подразделения
или филиала
- покупка зарубежного предприятия или
его активов |
Формы прямых
иностранных инвестиций
1. Уставный
капитал (65% ПИИ):
- капитал отделений (филиалов)
- доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях
- другие вложения капитала (предоставление прямым инвестором машин и оборудования предприятию прямого инвестирования, которые образуют часть капитала этого предприятия)
2. Реинвестированные
доходы и прибыли (23% ПИИ):
- доля прямого инвестора (пропорциональная его участию в капитале) в нераспределенных доходах предприятия прямого инвестирования
3. Прочий капитал
(12% ПИИ):
- внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и предприятиями прямого инвестирования, а также между двумя предприятиями прямого инвестирования, имеющими одного общего инвестора
Теории ПИИ
Теории эволюции, объясняющие закономерности
ПИИ |
Теории, объясняющие
факторы/мотивы ПИИ |
- Теория жизненного цикла продукта (Р. Вернон, Франция)
- Парадигма "летящих гусей (К. Акамацу, Япония)
- Теория догоняющего цикла (1978 г., развитие парадигмы “летящих гусей”)
- Теория олигополистической защиты (Ф. Никкербоккег, 1978)
- Теория путей инвестиционного развития наций (Дж. Даннинг совместно с голландским ученым Наруллой, 1994)
|
- Теория монополистических преимуществ (С.Хаймер, развил Ч. Киндлебергер – “Международная корпорация” (1970 г.)
- Теория интернализации (Р. Баккли, Д. Кассон, Англия, “Будущее многонациональной компании” (1976 г)
- Эклектическая теория OLI-преимуществ (Дж. Даннинг, 1981)
|
Теория жизненного
цикла продукта (Р. Вернон, Франция)
Постулируется прохождение
любым товаром жизненного цикла, состоящего из трех
последовательных стадий:
- инновационная фаза - корпорация, первой освоившая данный товар, имеет существенные конкурентные преимущества, покрывающие ее затраты на НИОКР
- фаза зрелости - для успешной конкуренции компания:
- вынуждена прибегать к интернационализации, созданию иностранных производственных подразделений с помощью ПИИ,
- уменьшение числа продаж на домашнем рынке компенсируется ростом зарубежных продаж
- фаза стандартизации - для успешной конкуренции компания:
- вынуждена прибегать к стратегии интернационализации и ПИИ,
- производство товара по технологии и качеству приобретает окончательные стандартные формы,
- дальнейшие конкурентные преимущества можно получить, только начав экономить издержки за счет перенесения различных стадий воспроизводственного цикла в те страны, где затраты на выполнение работ меньше,
- после этого товар может вернуться даже на домашние рынки
Парадигма "летящих
гусей" (К. Акамацу, Япония, конец
1930-х гг. )
- на основе изучения развития японской текстильной промышленности за 40-50 лет с конца XIX в. выведена трехфазность развития национальных отраслей:
- в каждой отрасли растет импорт иностранных товаров в страну
- импорт ослабевает из-за возникновения импортозамещающего производства, которое обгоняет импорт по объемам и удовлетворяет растущий национальный спрос
- развитие экспорта излишков продукции в другие страны
- после прохождения трех фаз начинают складываться условия для экспорта ПИИ
- графики объемов импорта, импортозамещающего производства и экспорта отрасли напоминают формирование стаи диких гусей, что и дало название парадигме (концепции)
Теория догоняющего
цикла (Коджима и Озава, 1978 г.)
- усовершенствованная парадигма “летящих гусей”
- объясняет развитие экономик стран-преследователей, т.е. НИС (Южная Корея, Тайвань, Таиланд и др.)
- учитывает факторы, ускоряющие процессы формирования стаи гусей различных отраслях, а также влияние ТНК и ПИИ
- объясняют ситуацию в НИС, где многие капиталоемкие отрасли развивались ускоренными темпами, вызванными ПИИ, трансфертами, ноу-хау и передовыми технологиями
Теория олигополистической
защиты (Ф. Никкербоккер, 1973 г.)
- важнейшим фактором транснационализации и ПИИ считается конкурентная гонка за лидирующей компанией
- основана на эмпирических данных о 187 американских корпорациях за 20 лет
- в олигополистических отраслях, где национальный рынок контролируют 4-6 корпораций, после транснационального рывка одной из конкурирующих компаний за ней через 3-7 лет на иностранные рынки приходят ее домашние конкуренты
- в 45 % случаев стратегия «следования за лидером» наблюдалась в течение трех лет с момента осуществления лидером инвестирования за рубежом, а в 75 % — в течение семи лет
Теория пути
инвестиционного развития нации (Дж. Даннинг (США), Р. Нарулла
(Нидерланды), 1994 г. )
- база анализа - эклектическая теория OLI-преимуществ Дж.Даннинга
- развиваются положения теорий жизненного цикла продукта, догоняющего цикла и олигополистической защиты
- импорт и экспорт ПИИ прямо пропорциональны ВВП страны
- позиция страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ) определяется как разность между объемами размещенных и привлеченных ПИИ
- положительная НЭИ-позиция показывает, что страна стала нетто-экспортером инвестиций, отрицательная - нетто-импортером
- инвестиционное развитие страны проходит 5 фаз, классификационные признаки которых - готовность принимать и экспортировать ПИИ:
Фаза 1. отсутствие OLI-преимуществ, развиты низкотехнологические
производства, государство защищает рынок
от импорта и ПИИ
Фаза 2. начинается медленный
прирост ПИИ, расширяется местный
рынок, повышается конкурентоспособность
местных фирм, частично либерализируется
ПИИ-политика
Фаза 3. начинается экспорт
ПИИ, существенно увеличиваются I-преимущества местных фирм, государственная
ПИИ-политика становится либеральной,
а экономика экспортоориентированной
Фаза 4. экспорт ПИИ
опережает импорт, страна захватывает
лидерство в некоторых высокотехнологичных
отраслях
Фаза 5. экспорт и импорт
ПИИ продолжают возрастать, утверждается
мировое лидерство при либеральной
ПИИ-политике и стимулировании экспорта ПИИ
Теория монополистических
преимуществ (С.Хаймер (1960 г.), Ч. Киндлебергер
(1969 г.)
- когда корпорация выходит на иностранный рынок, она сталкивается с уже действующими там местными корпорациями, которые имеют преимущества, т.к. знают свой рынок, "правила игры", вкусы потребителя и имеют связи с местной администрацией
- один из способов завоевать какой-либо сегмент иностранного рынка - использовать методы монополистической конкуренции
- фирма должна обладать монополистическими преимуществами, чтобы покрыть высокие издержки инвестирования за рубежом:
- преимущества, связанные с товарной политикой фирм (техника маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация)
- преимущества, связанные с факторами производства (контроль над производством, собственные технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам капитала)
- возможность использования интернальной (внутренней) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе
- политика правительства и степень вмешательства в экономику
Теория интернализации (Р. Баккли, Д. Кассон, Великобритания,
1976 г.)
- основное конкурентное преимущество ТНК - целостная интернальная (внутренняя) структура, при которой выработанные в корпорации ноу-хау недоступны конкурентам даже на условиях лицензионного соглашения
- это касается не только ноу-хау и достижений в сфере НИОКР, но и использования новых финансовых технологий, позволяющих организовать транснациональные финансовые потоки так, чтобы уменьшить общую сумму затрат на налоги и другие платежи в государственные бюджеты всех стран, где работает корпорация
- целостная интервальная структура ТНК может рассматриваться как альтернативный рынок (например, продажи, осуществляемые между филиалами и штаб-квартирами), где затраты на трансферты снижены посредством экономии на масштабе
Эклектическая теория OLI-преимуществ
(Дж. Даннинг, 1981 г.)
- объединены отдельные "наилучшие" элементы, взятые из различных предшествующих теорий, для всестороннего объяснения ПИИ
- выделяются три группы факторов, определяющих транснационализацию, объемы ПИИ и прибыли корпорации:
1) специфические особые
конкурентные преимущества иностранных
инвесторов (ТНК) перед местными
компаниями (О - преимущества)
2) выгодные местные
факторы, предлагаемые принимающими
странами для ТНК и позволяющие
наилучшим образом раскрыть их конкурентные преимущества
на локальных рынках этих стран (L-преимущества)
3) степень возможной
интернализации, т.е. контроля за
собственными конкурентными преимуществами,
возможность оставить свое ноу-хау внутри корпорации,
не передавая их зарубежным партнерам
(I-преимущества)
Динамика ПИИ
- рост ПИИ до 2001 г. был практически непрерывным и в 2000 г. достиг своего пика – 1 411 млрд дол.
- но в течение 2001 г. объемы ПИИ сократились более чем на 40%
- такое сокращение было первым за предыдущее 10 лет и самым крупным за последние 35 лет
- факторы, обусловившие падение мирового объема ПИИ:
- низкие темпы экономического роста в большинстве регионов мира
- падение рыночной стоимости компаний на фондовых рынках мира
- снижение прибыльности корпораций
- замедление структурных изменений ТНК в некоторых отраслях
- завершение программ приватизации во многих странах
- рост ПИИ восстановился в 2004 г.
- к 2005 г. ПИИ выросли на 29% или на 897 млрд дол. и составили 9,9 трлн дол., что было во многом обусловлено возросшим притоком ПИИ в РС (до 274 млрд дол.) и что позитивно сказалось на общей динамике развития мировой экономики
- в 2006 г. ПИИ выросли на 38% и достигли 1 306 млрд дол., что обусловлено увеличением прибылей компаний во всем мире с соответствующим повышением цен на акции
Географическая структура ПИИ
- крупнейшие страны-реципиенты: США, Великобритания, Китай
- крупнейшие страны-доноры: США, Великобритания, Люксембург
- на развитые страны приходится 65,7% притока и 84,1% оттока ПИИ
- на развивающиеся страны - 29,0% притока и 14,3% оттока ПИИ
- на страны с переходной экономикой - 5,3% притока и 1,5% оттока
- развитые страны остаются крупным чистыми экспортерами ПИИ: в 2006 г. чистый отток превысил чистый приток на 965,2 млрд дол.
- около 6% мировых ПИИ идет из одних РС в другие и они растут
- страны ЦВЕ и СНГ единственными избежали спада 2001-2003 гг. мировых потоков ПИИ и сохранил темпы роста их притока
- страны Азии и Океании становятся важнейшим источником ПИИ (отток ПИИ – 9,6% мирового)
- в Латинской Америке 2/3 ПИИ приходится на Бразилию, Мексику, Чили и Аргентину
- доля Африки в мировых потоках ПИИ стабильно низкая - 3% (в разработку природных ресурсов)
- в Африке 1/2 ПИИ приходится на Анголу, Экваториальную Гвинею, Нигерию, Судан, Египет
Отраслевая
структура ПИИ
- с 1970 г. доля ПИИ в сырьевой сектор снизилась с 9 до 6%, в обрабатывающую промышленность – с 42 до 34 %
- происходит переориентация ПИИ на сектор услуг: доля мировых ПИИ в сектор услуг с 1970-х гг. выросла с 25% до 60%
- причины переориентации ПИИ на сектор услуг:
- роль услуг в мировой экономике постоянно растет
- большинство услуг не могут являться предметом внешней торговли, они должны производиться в месте их потребления и в момент, когда они потребляются
- страны осуществили либерализацию своих режимов, регулирующих ПИИ в сектор услуг
Позитивные эффекты ПИИ для принимающих
стран
- обновление основных фондов предприятий, технологий
- структурная перестройка экономики
- рост экспорта
- доступ к технологическим, организационным и управленческим знаниям
- создание новых рабочих мест, рост занятости
- повышение заработной платы до мирового уровня
- расширение потребительского выбора и изменение предпочтений
- интеграция национальной экономики в мировую на основе включения в сферу международной торговли и производства
- более эффективное использование факторов производства
- экономия на масштабе производства
- укрепление национальной валюты, платежного баланса, рост резервов