Роль иностранных инвестиций в формировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и роль иностранных инвестиций в формировании экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Иностранные инвестиции в России…………………………………………..5
2.Основные виды инвестиции……………………………………………………7
3. Формы привлечения иностранного капитала………………………………..9
4.Роль иностранных инвестиций в формировании мировой рыночной экономики и экономики России…………………………………………………13
5. Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России……………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..…19
Список использованной литературы…………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции и их роль в развитиии россиской экономики1.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и  подъему  российской экономики, необходимо подчеркнуть, что  все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

Сотрудничество в 1-4-й  формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской  форме. Международная кооперация может  быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом  будут оплачены поставками комплектующих.  Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может  сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и “ноу-хау” на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение, компенсационные  сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть  возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с  помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения  зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее.

Формы, связанные с  непосредственным привлечением иностранного капитала  (формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как  иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому  же может быть “отоварена” конкретным продуктом ( предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие  прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении  кредитов оплата  завершается при  погашении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибыли иностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить из страны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.

Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях  хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом.

Это - совершенствование  технического уровня и  расширение масштабов производства, повышение  конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.

В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечения  дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и “ноу-хау”, приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения  собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о  регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может  идти не только о модернизации действующих предприятий, но и

  • о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • о создании новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала;
  • об ускоренном развитии менее развитых территорий;
  • о создании структур  с иностранным участием для использования  зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.

С учетом этих целей и  должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.

В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения  иностранного капитала в крупных  масштабах на уровне региона или  страны в целом, только международная  кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

 Таким образом,  для привлечения иностранного  капитала могут быть использованы  различные формы. Однако основной  формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России актуальнейшей задачей.

 

4. Роль иностранных инвестиций в формировании мировой рыночной экономики и экономики России.

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна  была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах  Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Рост вывоза  капитала из одних промышленно развитых стран  в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением  научно-технической революции становиться все более сложным.

Растет число видов  и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств.  Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.

Следуя за развитием  производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что  вторая половина 80-х годов характеризуется значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно развитых стран. Так, в 1986-1990 годах  среднее ежегодное увеличение капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В 1990-1991 годах общий объем вывоза капитала  составил 419 млрд. долл., в том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл. 

 Эти данные говорят  об огромных масштабах, которые  приняло движение капитала в  современном мире, при этом  вывозимый капитал направляется прежде всего в промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл. Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся стран.

Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран  (свыше 60%), в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.

На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной  Европы в конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них 5,5 млрд. составляли

вложения  в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую  Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию  было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%.

 Для России, которая  встала на путь интеграции  в мировое хозяйство и перехода  к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.

Однако сегодня участие  Росси в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения  иностранных инвесторов России предстоит  соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными  для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.

Обращение к иностранным  источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро:  экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов  делают  неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов  определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени  ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения  эффективности  производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных  инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если  с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

 

 

          5.Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику

Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная  политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным  средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим непостоянен.  Потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.  Большую роль сыграет также законодательное определение  прав  собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в формировании экономики