Роль иностранных инвестиций в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование инвестиционного климата, а также рассмотрение существующих форм и методов регулирования иностранных инвестиций в России в целом и на Дальнем Востоке в частности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить функции и формы иностранных инвестиций;
исследовать особенности их влияния на экономическое развитие Российского государства;
охарактеризовать содержание инвестиционной политики России и средств ее осуществления на современном этапе;
дать оценку эффективности инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие притоку иностранного капитала;
исследовать приоритетные направления развития инвестиционных процессов в Российской Федерации;
рассмотреть инвестиционный климат и роль иностранных инвестиций в экономике Дальнего Востока.

Файлы: 1 файл

210024.rtf

— 991.83 Кб (Скачать файл)

Но ведь потенциал территории значительно шире: Дальний Восток России обладает всеми объективными возможностями, чтобы поддерживать устойчивый приток инвестиций и экономический рост.

Чтобы это произошло, необходима последовательная работа по «расшивке» узких мест и устранению имеющихся негативных факторов. Основными «болевыми» точками являются:

* «Вытеснение» региона с внутреннего рынка России и стран СНГ.

* Продолжающийся отток населения.

Эта проблема в перспективе поставит предел экономическому развитию в силу физической нехватки рабочей силы.

* Прогрессирующее «утяжеление» экономической структуры.

Негативные тенденции 1990-х годов усугубили проблемы в регионе. Структурной перестройки не произошло, и, более того, в целом сырьевая специализация региона усилилась.

* Слабость финансово-банковской системы региона.

Собственные ресурсы банковской системы незначительны, фактическое отсутствие межбанковского кредитного рынка не позволяет региональным банкам мобилизовать достаточные ресурсы даже для краткосрочного кредитования.

* Высокий уровень пространственной неоднородности.

В перспективе структурным приоритетом развития экономики должен оставаться природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на региональный продукт. В то же время ориентация этого сектора на экспорт необработанного сырья чревата усилением нестабильности внешнего спроса и, как следствие, нестабильности экономического развития региона. Следовательно, стратегической задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья и переработанного сырья самого по себе. Это предполагает технологическую модернизацию природно-ресурсного сектора, что ставит на повестку дня вопрос об изменении внешнеторговой политики.

В частности, речь идет об изменении режима импорта технологического и инвестиционного оборудования, связанного с модификацией структуры производства и конечного продукта в данном секторе экономики.

Необходимо изменить принципы размещения населения и производства, тип освоения природных ресурсов. Следует предусматривать условия для перехода в северной зоне региона к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную и коммунальную нагрузку на наиболее продуктивную южную зону и в целом на бюджетную систему России, одновременно увеличив эффективность и комфортность освоения ресурсов в самом регионе.

Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование на территории Дальнего Востока системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первоначально необходимо на основе аккумулируемых в бюджетах самого региона доходов от внешнеэкономической деятельности, а также с использованием инвестиционных трансфертов федерального бюджета на социальные цели развивать города Владивосток, Хабаровск, Биробиджан. Вторая «очередь» может быть представлена городами Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Магадан, Находка. Опираясь на эти городские центры, остальные населенные пункты также смогут улучшать систему жизнеобеспечения.

Решение проблемы закрепления населения в регионе непосредственным образом зависит от преодоления сложившегося стереотипа, согласно которому, лишь уехав из региона, можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг.

 

Заключение

 

Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему, однако они играют важную роль в современной российской экономике. В условиях перехода к рыночным отношениям и утверждение позиций России на мировом рынке не возможно без эффективно функционирующей инвестиционной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач правительства является создание особых условий и механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций, которые смогли бы обеспечить поток инвестиций в страну.

Для привлечения иностранных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

Одним из методов государственного регулирования иностранных инвестиций является создание благоприятного налогового режима путем предоставления инвесторам определенных налоговых льгот. Облегчение налогового режима и усовершенствование налогового законодательства побуждает иностранных инвесторов направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики.

Россия, являясь по-прежнему привлекательной страной для иностранных инвесторов, занимает далеко не ведущее место по объему инвестиционных вложений в экономику в последние годы. Для привлечения инвестиций необходимо также создание благоприятной инвестиционной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны иностранных инвесторов государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства. К сожалению, в России правовая система не всегда эффективна. Поэтому в настоящее время в стране приоритетом остается преобразование нормативно-правовой базы в соответствии с перспективой развития инвестиционного потенциала страны.

Также одним из наиболее эффективных методов инвестиционного развития страны может быть реализация проектов, связанных с создание особых экономических зон. Таким образом, реализуя такие проекты, и Россия в целом и Дальний Восток в частности, может увеличить свою инвестиционною привлекательность.

Реализация данных мероприятий приведет к укреплению позиций предприятий страны на внешних рынках, расширит возможности внутреннего потребления, будет способствовать развитию экономического потенциала России и Дальнего Востока.

 

Список литературы

  1. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
  2. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ» от 02 января 2000 г. № 22-ФЗ2 // СПС «Консультант плюс».
  3. Федеральный Закон «Об иностранный инвестициях в Российской федерации» от 09.07.1999г. № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ.) // СПС «Консультант плюс».
  4. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. - СПб: Питер, 2001. - 480 с.
  5. Балацкий Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 11.
  6. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1.
  7. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. - 2002. - № 7.
  8. Бочаров В.В. Инвестиции. - СПб.: «Питер», 2003.- 288 с.
  9. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. - 2004. - №1.
  10. Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2005. - 440 с.
  11. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 384 с.
  12. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. - 2003. - № 1.
  13. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. - 2004. - № 4.
  14. Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. - 2004. - № 52.
  15. Игонина Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2004.- 478 с.
  16. Иностранные инвестиции в I квартале 2009 года /www. gks.ru
  17. Кизилова Н.М. Теоретические основы исследования иностранных инвестиций. Самара, 1998.
  18. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 424 с.
  19. Крутик А.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 544 с.
  20. Логинов В. и др. Инвестиционная политика: возможности реализации и приоритеты. // Вопросы экономики. - 2006. - № 9.
  21. Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции. // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1.
  22. Особенности инвестиционной модели развития России/В.Б. Кондратьев, Ю.В. Куренков, В.Г. Варнавский и др.; Институт мировой экономики и международных отношений РАН.- М.: Наука, 2005.- 309 с.
  23. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. //Бизнес и закон. - 2008. - № 5.
  24. П. Минакир Как заманить инвестиции? «Тихоокеанская звезда», №№ 178,179, 19-20.09.07.
  25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991с.
  26. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. - 2005. - №4.
  27. Рыжов И.В., Сахончик Е.Д. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия // Финансы и кредит. - 2004. - №4.
  28. Финансы России 2006: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006.
  29. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 3.
  30. Шаститко А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень «Бюро экономического анализа». - 2005. - № 46.

 

Приложение 1

 

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам, (в млн. долл. США). [24. С.928]

 

Всего инвестиций

2000

2005

2006

2007

2008

10958

53651

55109

120941

103769

в том числе: прямые инвестиции

4429

13072

13678

27797

27027

 портфельные инвестиции

145

453

3182

4194

1415

прочие инвестиции

6384

40126

38249

88950

75327

из них:

         

 торговые кредиты

1544

6025

9258

14012

16168

прочие кредиты

4735

33745

28458

73765

57895

прочее

105

356

533

1173

1264


 

 

Приложение 2

 

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в I квартале 2009 года, по видам, (в млн. долл. США) [16]

 

Всего инвестиций

I квартал 2009 года, в % к

Справочно I квартал 2008 года, в % к

млн. долл. США

I кварталу 2008 года

итогу

I кварталу 2007 года

итогу

Инвестиции

из них:

12031

69,7

100

70,1

100

прямые инвестиции

в том числе:

3182

57,0

26,4

57,2

32,4

взносы в капитал

1658

39,1

13,8

в 2,1р.

24,6

из них реинвестирование

182

в 2,5р.

1,5

195,0

0,4

лизинг

48

в 3,1р.

0,4

185,1

0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

1196

105,3

9,9

15,2

6,6

прочие прямые инвестиции

280

143,5

2,3

70,2

1,1

портфельные инвестиции

из них

115

93,5

1,0

62,5

0,7

акции и паи

66

61,8

0,6

56,5

0,6

прочие инвестиции

в том числе:

8734

75,6

72,6

78,7

66,9

торговые кредиты

2580

93,5

21,5

131,1

16,0

прочие кредиты

6114

75,2

50,8

65,6

47,1

прочее

40

6,1

0,3

в 4,0р.

3,8


 


Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике России