СЭЗ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить свободно экономические зоны в России.

Задачи работы – подробно рассмотреть вышеуказанную цель.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3


Свободно экономические зоны в России………………………………………………………4

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции - готова.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

Практика  показала, что для жизнедеятельности  любой зоны необходимы:

    1. крупное акционерное общество (с участием государства), ответственное за реализацию программы и формирующее орган управления - совет зоны;
    2. залогово-страховой инвестиционный фонд (страхового общества), привлекающий инвестиции для решения задач зоны;
    3. центральный банк зоны, формирующий бюджет зоны и контролирующий использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношение с республиканским бюджетом;
    4. зональное законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.

Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной  ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с  целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).

На  территории России на создание СЭЗ  претендовали 100 городов, краев и  областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения  об образовании в России свободных  экономических зон: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

Объявленные в то время в России СЭЗ по экономико-географическому потенциалу, профилю соответствовали существующим мировым аналогам. Они должны были размещаться главным образом в центре крупных экономических районов, морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром.

Проектируемые зоны различались размером территории и численностью населения, предполагаемой специализацией.

Радикальные изменения внутриэкономического положения  страны практически прекратили работы по созданию большинства объявленных  в начале 1990-х годов СЭЗ. И тем не менее формально в России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.

В настоящее  время относительно активно развиваются  СЭЗ в Находке, в Калининградской  области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.

Создание  и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в  условиях отсутствия единого четкого  законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это  означает, что наличие четкого  законодательства по данному вопросу  является одним из основных условий  их создания и эффективного функционирования.

Большие перспективы для активизации  деловых связей с государствами  Азиатско-Тихоокеанского региона, в  том числе с такими странами, как  Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный  экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей  территории совместных предприятий  различного типа и свободных экономических  зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

 

Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.

Территория  СЭЗ "Находка" располагается в  административных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления - административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса.

Для обеспечения  функционирования СЭЗ предусматривается  проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального  хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей  энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны.

 

Свободной экономической зоной "Сахалин" является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.

В настоящее  время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления  экспортно-импортных операций, специальный  государственный орган управления - администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная  инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет  в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование  природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.

Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и море-продуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

 

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" - рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

Важнейшие направления экономического и социального  развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку  в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия  предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности  транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических  связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства  будет способствовать организация  в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных  экономических зон - в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.

 

Зона  свободного предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербургской зоны эффективным является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.

Свободная экономическая зона "Выборг" (г. Выборг Ленинградской области) формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии - Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге - 126 км, а по автомобильной -156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.

Разнообразие  природных условий, а также богатое  историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным  туристическим центром. Соседство  с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют  зоне стать крупным центром международной  торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.

Общая стратегия развития зоны ориентируется  на реконструкцию и техническое  перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей  продукции, всемирное использование  научно-технического потенциала. Предусматривается  также развитие туризма на базе использования  рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.

 

В Новгородской области планируется создание СЭЗ "Садко". Она должна стать научно-производственной зоной, технополисом, формирующимся вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научно-продовольственных объединений, имеющихся в области. СЭЗ "Садко" будет специализироваться на развитии наукоемких отраслей, в первую очередь на производстве видеотехники и бытовой радиотехники, на производстве продукции деревообрабатывающей промышленности и международном туризме.

В Центральном  экономическом районе наиболее эффективной  формой территориальной научно-технической  интеграции могут стать технополисы, технопарки или научно-технические зоны.

Информация о работе СЭЗ в России