Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:49, статья
Факторинг в российской хозяйственной действительности появился не без оснований. Предпосылкой его послужили объективные причины – острейшие трудности с расчетами, недостаток «живых денег». В нашей экономике возникли самые различные средства решения этих проблем.
За последнее десятилетие именно факторинг получил в нашей стране определенное развитие. В силу проблем экономического характера основным проводником факторинга в российскую реальность стали не специализированные в этой области организации, а коммерческие банки. Специальные компании – факторы, ориентирующиеся на использование потенциала этого важного инструмента бизнеса, пока у нас отсутствуют по объективным причинам – для этого еще не имеется достаточно солидных основ. Однако дело в российской экономике улучшается. Производство, торговлярасширяются. Необходимость их совершенствования и развития во многом обуславливает и потребность коренного улучшения обстановки с денежными расчетами, остающимися «ахиллесовой пятой» российских экономических реалий. Отсюда острая потребность во введении в действие таких экономических инструментов, которые способствовали бы скорейшему хозяйственному подъему, успешному разрешению имеющихся трудностей. Среди таких инструментов особое место по праву занимает именно факторинг. Здесь важно отметить, что в России уже накоплен известный опыт применения факторинга. Но он относится, прежде всего, к сфере кредитных институтов.
Выполнил ст. гр. ЭУП-07-3 А.А. Коломейцев
Статья на тему:
«Сложности развития факторинга в России»
Факторинг в российской хозяйственной действительности появился не без оснований. Предпосылкой его послужили объективные причины – острейшие трудности с расчетами, недостаток «живых денег». В нашей экономике возникли самые различные средства решения этих проблем.
За
последнее десятилетие именно
факторинг получил в нашей
стране определенное развитие. В
силу проблем экономического
характера основным
В России, а также в других странах СНГ развитие факторинговых хозяйственных операций происходило не столь быстрыми темпами, которые в основном предопределялись темпами либерализации экономики. Как известно, во внешних связях факторинг – это метод перевода рисков с экспортера на покупателя, в рамках которого осуществляется целый ряд комиссионно-посреднических операций, связанных с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей, требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, т.е. инкассированием дебиторской задолженности клиента – получением средств по платежным документам. Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов (т.е. долгов, своевременная оплата которых сомнительна), предоставление (по желанию поставщика) кредитора в форме предварительной оплаты, помощь предприятиям в ведении бухгалтерского учета и в увеличении их оборота и прибыли. Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и принимает на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется. В соответствии с договором банк обязуется заплатить сумму переуступленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. Вследствие этого поставщик знает точную дату оплаты своих платежных требований и имеет возможность планировать свой платежный календарь. Использование предприятиями факторинговых услуг банка позволяет достичь устранения риска неплатежей и, как следствие, ускорения оборачиваемости средств в расчетах, укрепления финансового состояния предприятий, создания необходимых условий для их работы при рыночных отношениях. Многое мешает рациональному применению банками механизмов факторинга в работе самих банков, многие из которых ориентируются не на реальный сектор, а на операции спекулятивного характера. Исследования, проведенные компанией «Клиффорд Чейнз» свидетельствует, в частности, о несовершенстве банковского законодательства, отсутствии строгих критериев выдачи лицензий, о сложности отзыва лицензий, на еще мягкие требования к размеру капитала и оценке рисков, отсутствии методики оценки кредитоспособности заемщиков и т.д.
Известно, что факторинговые операции относятся к категории высокого риска. Центральный банк России относит факторинг к операциям с повышенным риском. Кровоточащая рана в организме нашей экономики – невозвраты кредитов. В этой связи банки при оказании факторинговых услуг предъявляют дополнительные требования по обеспечению возвратности факторинговых кредитов. Банкам приходится тщательнее оценивать имущественное положение, как клиентов (поставщиков), так и их контрагентов. Этому, однако, мешает еще довольно низкий уровень используемых банковских технологий, недостаточная компетентность большинства работников банков в проведении качественного финансового анализа, при оценке кредитоспособности клиентов и т.д. Из-за больших объемов задолженности предприятий многие банки нередко удлиняют сроки расчетов, и предоставляют дружественным предприятиям дополнительные денежные ресурсы, что мешает поддержке успешно функционирующих на рынке предприятий. Английский экономист Г. Мэллоу подчеркивает, что «со всей энергией и инициативой российские банки способны развиваться лишь в той мере, в которой им позволяют экономические и политические неурядицы в стране, что банки занимаются действиями по защите от резких колебаний процентных ставок и курса рубля, тогда как традиционный банковский бизнес идет у них «тонким ручейком». Уже упоминалось о «проблеме проблем» сегодняшней экономики, - неплатежах предприятий. Огромные неплатежи ограничивают возможные рамки факторинга для банков, поскольку значителен риск задержки или неоплаты дебитором средств по выставленным платежным требованиям, усиливается опасность снижения ликвидности активов банка. Банкам предстоит совершенствовать организацию их деятельности (процедуры, функции, организацию информационных потоков, улучшает учет и отчетность). Нужно новое качество менеджмента (при оценке рисков в рамках предоставления кредитов, при обеспечении ликвидности, анализе комиссий). Особую роль играет, естественно, качество персонала и особенно управляющих. Опыт убеждает, что слабой стороной многих менеджеров является управление рисками, связанными с предоставлением кредитов.
Факторинг
имеет светлое будущее.
Целесообразно
выявить основные направления
потенциального развития
Развитие факторинговых операций в России началось с внешнеторговой сферы, т.е. также как и в странах Восточной Европы. В отличие от стран Запада в России основными потребителями факторинговых услуг выступали крупные фирмы, действующие в сфере внешнеэкономических связей. Сначала дело двигалось медленно, позитивные сдвиги появились после вступления российских банков в международные объединения факторов. Банки получили возможность осуществлять косвенный факторинг (с привлечением факторинговой компании в стране импортера, принимающей на себя ответственность за оплату товарных документов импортером). В то же время предоставление факторинговых услуг без права регресса российскими банками отечественным экспортерам сегодня по-прежнему невозможно из-за валютного контроля, в соответствии с которым уполномоченный банк не должен нести ответственность за недопоступление экспортной выручки. В факторинговых же операциях внутри страны финансирование поставщика без права регресса может осуществлять без проблем. Крупные российские банки – «Менатеп», «Онексимбанк», «Мосбизнесбанк», «Альфа-банк», «Российский кредит», «ММБ» - создали в 1992-1995 гг., в своих структурах специализированные факторинговые подразделения. При проведении операций в сфере международного факторинга, российские банки основывались на положениях «Кодекса международных факторинговых обычаев». Имелись надежды, что наиболее быстро в России будет развиваться экспортный факторинг компаний в целях лучшего финансирования российского экспорта. Факторинговое обслуживание было призвано помочь российским экспортерам интенсивнее осваивать зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам – увеличить закупки товаров у зарубежных поставщиков. Преимущества, которые дает экспортеру факторинг, позволяли оптимистически оценивать его роль для российских предприятий, вывозящих свою продукцию за границу, поскольку экспортер сразу получает основную часть выручки за отгруженный импортеру товар и немедленно может пустить ее в оборот. Кроме того, факторинговая фирма (факторинговый отдел банка) информирует поставщика о финансовом положении потенциального импортера. Все это позволяет экспортеру, не рискуя, увеличить выпуск продукции под запросы конкретного покупателя. Можно было учесть и то, что если на первых этапах проведения факторинговых операций необходимы гарантии, то в дальнейшем их применение становится необязательным. К сожалению, к настоящему времени после «дефолта» у нас факторинг практически не используется. Главными причинами отказа в России от прогрессивной и весьма привлекательной и эффективной для экспорта такой формы косвенного кредитования как факторинг были:
- отсутствие
необходимой банковской
- необходимость
использования факторинга, прежде
всего для средних и мелких
компаний, доля которых в экспорте
составляет не более 5-7% и отказ
большинства коммерческих
- отсутствие необходимой правовой базы;
- недостаток
профессионального опыта по
Главной
причиной негативного
Литература
1. Гражданский
кодекс РФ.
2. «Банковское
дело» /под ред. О.И.
3. Банки
и банковские операции: Учебник
для вузов/Е.Ф. Жуков, Л.М.
4. Абалкин Л.И., Аболихина Г.Л., Адибеков М.Г. «Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков».- Москва, «ДеКА», 1995г.
5. СПС Консультант Плюс.