Работать с муниципальными
медицинскими учреждениями сложнее, чем с коммерческими, так как
большая часть их доходов формируется
в виде ассигнований из государственных
бюджетов различного уровня, и, следовательно,
мотивация к хорошему обслуживанию платных
клиентов у таких лечебных учреждениях
ниже. Более того, клиентов страховых компаний
так же не устраивают обычные поликлиники
и больницы.
Таким образом, частная медицина не может являться альтернативой государственной
и муниципальной, так как реализуется
на тех же мощностях и теми же специалистами,
а коммерческая медицина представляет только отдельные направления отрасли.
Исследование российского
здравоохранения позволяет сделать вывод
о необходимости реформирования и модернизации
отрасли.
Для решения всех выше перечисленных
задач в 2003 г. была разработана Концепция
модернизации системы обязательного
медицинского страхования в Российской
Федерации, реализация которой позволит:
- Укрепить первичное звено медицинской помощи по средствам:
- оптимизации сети медицинских организаций, то есть перепрофилирование части из них на стационаро-замещающие технологии;
- изменения структуры расходов в здравоохранении с переносом акцента на амбулаторно-поликлиническую
помощь;
- внедрения общеврачебных практик (семейного
врача), развития медико-санитарной помощи.
- Ввести в действие новые механизмы сочетания добровольного и обязательного медицинского страхования, привлечь дополнительные источники финансирования для оплаты
медицинских услуг.
- Создать возможности для осуществления платных медицинских услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях.
- Обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской
помощи застрахованным гражданам Российской
Федерации за счет:
- введения медико-экономических стандартов,
- осуществления перехода на систему государственных и муниципальных заказов, предоставления организациями
здравоохранения медицинской помощи населению
в рамках бюджетной части Программы государственных
гарантий.
- Ввести в действие новые методы оплаты труда медицинских работников:
увеличить заработную плату позволит
преобразование медицинских учреждений
в иные организационно-правовые формы.
- Обеспечить равную доступность граждан к получению медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
- Повысить доступность для населения информации о правах на медицинскую помощь, состоянии своего здоровья и сведений об объемах оказанной медицинской помощи и финансовых расходах
за медицинские услуги в системе ОМС.
Бесспорно, что сам факт
появления данной концепции говорит
о существовании проблемы в области
здравоохранения и является попыткой
к улучшению сложившейся ситуации
в отрасли. Однако, не все направления данной концепции
реализовались в законы. В рамках концепции
разработан законопроект «Об обязательном
медицинском страховании в Российской
Федерации», основная идея которого заключается в
создании сильной как обязательной, так
и добровольной страховой системы охраны
здоровья граждан.
В сложившейся
ситуации в отрасли косвенное
участие государства в процессе
модернизации системы здравоохранения
в виде законодательного и контролирующего
органа недостаточно, поэтому, осознавая
необходимость своего присутствия, государство
выступает основным прямым инвестором
в развитие приоритетных направлений
отрасли, ответственность за которые нельзя
возлагать на страховую медицину.
Первым инвестиционным
проектом стала программа дополнительного
лекарственного обеспечения, на реализацию которой
в 2005 г. государство потратило 31 млрд. руб.
федеральных средств. Благодаря программе
дополнительного лекарственного обеспечения
в 2005 г. повысился уровень выписываемых
рецептов в 2-3 раза по сравнению с аналогичным
периодом в 2004 г., что позволило определенной
категории граждан, имеющей право на получение
набора социальных услуг, получить доступ
к современным эффективным лекарственным
средствам на этапе амбулаторного лечения,
что снизило уровень госпитализации этой
категорий граждан на 10 – 15 %, вследствие
чего уменьшилась потребность в необоснованной,
дорогостоящей стационарной медицинской
помощи.
В 2006-2007 гг. планируется расширять
программу дополнительного лекарственного
обеспечения включить в перечень
изделия медицинского назначения
и спецпитание для детей-инвалидов, законодательно
предусмотреть возможность выписки по
индивидуальным показаниям лекарственных
средств, не включенных в перечень лекарственных
средств, предоставляемых получателям
набора социальных услуг, ввести 50%-ую
скидку на приобретение необходимых лекарственных
средств, назначенных гражданам при
диспансеризации. Данные мероприятия
необходимы для усиления первичного звена
медицинской помощи, развитию которого
уделяется сейчас особенное внимание
Министерства здравоохранения и социального
развития РФ, о чем свидетельствует появление
в 2006 году национального проекта «Здоровье»,
составной частью которого с 2006 г. является
программа дополнительного лекарственного
обеспечения.
Национальный проект «Здоровье»
- более масштабный инвестиционный проект,
один из четырех приоритетов государственной
политики России, на реализацию которого
планируется затратить из федеральных
средств 88,4 млрд. рублей.
Основные цели национального
проекта в здравоохранении:
- укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на поликлиническом этапе;
- развитие профилактической направленности здравоохранения;
- удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
Постановка целей
проекта связана с реализацией
ряда стратегических задач по модернизации
отечественной системы здравоохранения,
которые имеют три направления.
Первое направление – это
развитие первичной медицинской
помощи, предусматривающее мероприятия
по подготовке и переподготовке врачей
общей (семейной) практики, участковых
врачей-терапевтов и педиатров; увеличению
заработной платы медицинским работникам
первичного звена, фельдшерско-акушерских
пунктов и «скорой помощи»; укреплению
материально-технической базы диагностической
службы первичной медицинской помощи,
скорой медицинской помощи; профилактике
ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление
и лечение больных ВИЧ; дополнительной
иммунизация населения в рамках национального
календаря прививок; дополнительной
диспансеризации работающего населения.
Второе направление связано
с поддержкой материнства и здоровья
детей, которое включает в себя оказание
медицинской помощи женщинам в период
беременности и родов в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
и введение новых программ обследования
новорожденных детей.
Третье направление – это высокотехнологичная
медицинская помощь, выполняемая с использованием
сложных и уникальных медицинских технологий,
основанных на современных достижениях
науки и техники, высококвалифицированными
медицинскими кадрами. Это, в первую очередь,
операции на открытом сердце, трансплантация
сердца, печени, почек, нейрохирургические
вмешательства при опухолях головного
мозга, лечение наследственных и системных
заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной
патологии, хирургические вмешательства
высокой степени сложности.
В долгосрочном плане от реализации
здравоохранительного проекта ожидаются
социально-экономические последствия
в виде:
- снижения показателей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качества медицинской помощи;
- удовлетворения потребности населения Российской
Федерации в бесплатной высокотехнологичной
медицинской помощи;
- приближения отечественного здравоохранения
к европейским стандартам оказания медицинской
помощи населению (оборудование, технологии,
уровень медицинского сервиса, квалификация
медицинских работников);
- укрепления позиций России на внутреннем
и международном рынке медицинских услуг
и медицинских технологий (экономические
и профессиональные стимулы для реализации
отечественных разработок на международном
уровне и привлечения иностранных пациентов
в российские клиники);
- улучшения качества жизни больных, нуждающихся
в высокотехнологичной медицинской помощи
(снижение времени ожидания услуги до
минимума; сохранение частичной или полной
трудоспособности);
- решения социальных проблем в части медицинского
обеспечения граждан, нуждающихся в государственной
социальной поддержке.
- снижения экономических потерь за счёт
восстановления трудового потенциала,
уменьшения финансовых затрат на выплаты
пенсий по инвалидности, пособий по временной
нетрудоспособности.
Приоритетным национальным проектом
в сфере здравоохранения определены
основные направления деятельности
Министерства здравоохранения и социального
развития России и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Однако, анализ законопроекта «Об обязательном
медицинском страховании», программы
дополнительного лекарственного обеспечения
и национального проекта «Здоровье» показал,
что существует еще ряд мер, которые государству
как основному субъекту социального инвестирования
в здравоохранения необходимо предпринять,
а именно:
- инвестировать в научно-технические исследования медицинской отрасли;
- поддерживать российских производителей лекарственных средств;
- развивать человеческие ресурсы здравоохранения
и стимулировать кадровый потенциал к
заинтересованности в оказании качественной
медицинской помощи;
- разрабатывать программы, содержащие привлекательные кредиты и льготное налогообложение для инвесторов в больничные комплексы, что приведет к развитию
рынка платных услуг;
- формировать здоровый образ жизни и мотивацию к сохранению здоровья у граждан.
Реализация данных мероприятий
приведет к привлечению в процесс
социального инвестирования в здравоохранение
представителей микроуровня: коммерческие
структуры и домохозяйства.
Основные результаты
диссертационного исследования нашли
свое отражение в следующих научных
публикациях:
- Багирова, Ю.Т. Некоторые аспекты определения
категории «социальные инвестиции» [Текст]
/ Ю.Т. Багирова // Материалы научной сессии,
г. Волгоград, 19-25 апреля 2004 г. / ВолГУ; редкол.:
О.И. Сгибнева [и др.] – Волгоград: Изд-во
ВолГУ, 2004. Вып. 1. Управление региональной
экономикой. – С. 72-75. – 0,15 п.л.
- Багирова, Ю.Т. Содержание и субъектно-объектная
характеристика социальных инвестиций
[Текст] / Ю.Т. Багирова // Первая ежегодная
научная конференция студентов и аспирантов
базовых кафедр Южного научного центра
РАН. Материалы молодежной конференции
(Ростов-на-Дону, 15-21 апреля 2005 г.).; редкол.:
Г.Г. Матишов [и др.] – Ростов-на-Дону: Изд-во
ЮНЦ РАН, 2005. – С. 11-13. – 0,2 п.л.
- Багирова, Ю.Т. Реформирование системы здравоохранения
как приоритетное направление социального
инвестирования государством [Текст] /
Ю.Т. Багирова // Вестник Калмыцкого института
социально-экономических и правовых исследований
/ редкол.: Д.А. Манджиева [и др.] – Элиста,
Изд-во Калмыцкого института социально-экономических
и правовых исследований, №2. – 2005. – С.
26-31. – 0,5 п.л.
- Багирова, Ю.Т. Здравоохранение как направление
социального инвестирования [Текст] / Ю.Т.
Багирова // Х региональная конференция
молодых исследователей Волгоградской
области, 8-11 ноября 2005 г. / Ком. по делам
молодежи администрации Волгогр. обл.,
Совет ректоров вузов, ВолГУ; редкол.: О.И.
Сгибнева [и др.] – Волгоград: Изд-во
ВолГУ, 2006. Вып. 1. Экономика и финансы.
– С. 114-115. – 0,1 п.л.
- Багирова, Ю.Т. Социальные инвестиции: состояние
и перспективы современного здравоохранения
в России [Текст] / Ю.Т. Багирова, О.А.
Ломовцева // Президентская программа:
вклад в развитие экономики региона, г.
Волгоград, апрель 2005 г.: Материалы круглого
стола / редкол.: О.А. Ломовцева, Л.В. Перекрестова,
Э.В. Искренко. – Волгоград: Волгоградское
научное издательство, 2006. – С.85-94. - 0,4 п.л.
- Багирова, Ю.Т. Добровольное медицинское страхование – перспективная форма социальных инвестиций [Текст] / Ю.Т. Багирова // Вторая ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН: Материалы молодежной конференции (Ростов-на-Дону, 5-26 апреля 2005 г.).; редкол.: Г.Г. Матишов [и др.] - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. – С.182-183. – 0,1 п.л.
- Багирова, Ю.Т. Теоретические основы и практическое
применение категории «Социальные инвестиции»
[Текст] / Ю.Т. Багирова, О.А. Ломовцева
// Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные
проблемы реформирования российской экономики
(теория, практика, перспектива)»: межвуз.
сб. науч. статей / ВолгГТУ. – Волгоград,
2006. – Вып.3. - 0,3 п.л.