Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть содержание и значение стратегии и тактики предприятия. Соответственно задачи, которые необходимо выполнить: определение сущности стратегического менеджмента, стратегии, тактики, описание стратегии и технико-экономических показателей ОАО «Бонус».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
2. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
3. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОАО «БОНУС» 9
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БОНУС» 9
1.2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОАО «БОНУС» 9
3.1. СТРАТЕГИЯ ОАО «БОНУС» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

Файлы: 1 файл

Стратегический Менеджмент.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная  работа посвящена очень важной теме для любого предприятия –  стратегия и тактика  предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается  задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

 Для того чтобы не потерять заданного направления в повседневной работе, необходимы долгосрочные планы, учитывающие все изменения внешних факторов, и выявляющие все те шансы, которые при помощи имеющихся средств и с достаточной рентабельностью могут быть использованы [6, с. 5-10].

Цель данной работы - рассмотреть  содержание и значение стратегии  и тактики предприятия. Соответственно задачи, которые необходимо выполнить: определение сущности стратегического менеджмента, стратегии, тактики, описание стратегии и технико-экономических показателей ОАО «Бонус».

1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

В коммерческих организациях стратегическое планирование обычно связано с конкурентными  действиями на рынке. В некоммерческих организациях стратегическое планирование используется, как правило, для проведения различных мероприятий во внешней среде.

Для выполнения этих функций некоторые компании нанимают экспертов по стратегическому  планированию, однако основную ответственность  за осуществление процесса несут  линейные менеджеры. Некоторые фирмы находят способы вовлечения в процесс стратегического планирования простых рабочих.

Стратегическое  мышление означает анализ долгосрочных перспектив, видение картины бизнеса  в целом, включая организацию, конкурентную среду и взаимодействие между ними. Овладение стратегическим мышлением предполагает осознание концепции стратегии, уровней стратегии, принципов ее формулирования и внедрения.

Стратегический  менеджмент — это набор решений  и действий по формулировке и внедрению  стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей.

Предполагается, что данный процесс облегчит менеджерам поиск ответов на такие стратегические вопросы, как:

- Где сейчас находится организация?

- Какие перемены и тенденции происходят в конкурентной среде?

- Как нам следует действовать, чтобы достичь целей?

Посредством стратегического менеджмента руководство определяет направление движения организации, т. е. ее общую стратегию [2, с. 240-241].

Процесс выработки  стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Общая схема процесса стратегического менеджмента представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема процесса стратегического менеджмента

Первая его стадия — оценка руководителями компании ее текущего положения, анализ ее миссии, целей и стратегии. Для  того чтобы идентифицировать факторы, воздействующие на положение организации в «мире», проводится анализ внешней и внутренней сред. Возможно, руководство придет к выводу о необходимости корректировки миссии или целей компании, стратегий на различных организационных уровнях.

Завершающей стадией стратегического менеджмента является внедрение новой стратегии [2, с. 248-249].

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Слово «стратегический» в современном  менеджменте используется в двух значениях:

  1. стратегический значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;
  2. стратегический значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания и т.д.

Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

Правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная  тактика помогают организации успешно  справиться со многими трудностями  и проблемами.

Области выработки стратегии. Как было сказано выше, в самом общем виде – стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

При определении стратегии фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с  положением фирмы на рынке:

-какой бизнес прекратить;

-какой бизнес продолжить;

-в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует  внимание и связана с тем:

-что организация делает и  чего не делает;

-что более важно и что менее  важно в осуществляемой в организации  деятельности.

Важный аспект стратегического менеджмента связан с формулированием и внедрением стратегии. Формулирование стратегии включает в себя процессы планирования и принятия решений, в результате которых устанавливаются цели организации и разрабатывается стратегический план. Данный процесс может потребовать анализа факторов внешней среды и внутренних проблем фирмы. Полученные результаты затем превращаются в цели и стратегию. В этом и состоит отличие формулирования стратегии от ее внедрения, т. е. использования управленческих и организационных инструментов и ресурсов для получения стратегических результатов. Процесс внедрения есть претворение стратегического плана в жизнь. Чтобы превратить сформулированную на бумаге стратегию в реальность, необходимы оборудование, ресурсы, возможно, измененные организационная структура и система оплаты, наконец, убеждение работников в целесообразности предпринимаемых действий.

Общая стратегия компании включает в себя:

1. РОСТ. Стратегия роста компании может базироваться на внутренних (инвестиции в расширение производства) или внешних (приобретение новых бизнес-подразделений) источниках. Внутренний рост осуществляется, как правило, в форме создания новых или изменения существующих товаров, вывода продуктов на новые рынки. Внешний рост обычно происходит в форме диверсификации, когда компания поглощает имеющие сходные товарные линии или дающие возможность выхода в новые сферы бизнеса фирмы. Стратегии международного роста нередко предполагают создание совместных предприятий.

2. СТАБИЛИЗАЦИЯ. Стратегия стабилизации (или стратегия паузы) предполагает ограничение организацией масштабов производства, ставку на медленное, жестко контролируемое развитие, простое продолжение бизнеса. К стратегии стабилизации организация переходит, как правило, после того, как преодолевает период бурного роста. Она предполагает концентрацию внимания менеджмента на интеграции стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и обеспечении эффективной деятельности организации в целом.

3. ЭКОНОМИЯ. Стратегия экономии означает, что организация переживает период спада и либо сокращает число своих подразделений, либо продает или ликвидирует целые направления бизнеса, проводится всеобщее сокращение штатов и расходов. Под ликвидацией понимается продажа предприятия за цену, равную остаточной стоимости его активов, т.е. прекращение существования. Продажа бизнеса, который перестал играть для компании центральную роль, носит другое название — отказ от владения. Саму стратегию экономии также называют уменьшением в размерах.

Деловая стратегия представляет собой стратегию по достижению доверия со стороны покупателей, партнёров, общественности.

В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы  становиться лидером в области  производства своей продукции. Это  приводит к тому, что  покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга [2, с. 238-268].

3. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ ОАО «БОНУС»

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БОНУС»

 

ОАО «Бонус» является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Зарегистрировано 15.01.1996 г.

Юридический адрес: г. Москва, Мира, 43.

Компания арендует 200 кв.м.

Форма собственности - частная, уставный капитал -  280 000 рублей.  В настоящее время 46 физических лиц и свыше 20 юридических лиц  являются акционерами компаниями.

Численность работников 30 человек.

Генеральный директор ОАО «Бонус» - Филипий Надежда Ивановна, 1959 года рождения, образование - высшее, в 1984 году закончила заочно Всесоюзный заочный экономико-финансовый институт по специальности экономист.

Деятельность ОАО «Бонус»: продажа сложной бытовой техники, оказание дополнительных услуг покупателям, связанных с ее эксплуатацией.

1.2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОАО «БОНУС»

 

Следуя постулатам экономической  статистики, которая утверждает что в целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику  различных показателей прибыли (балансовой,  чистой, нераспределенной) за ряд лет. Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных),  вложенных в  предприятие. 

В таблице 1.1. представлен уплотненный баланс ОАО "Бонус" на 1.01.2005 года.

Таблица 1.1.

Структура балансов  ОАО «Бонус» 2003 – 2005 гг.

Показатели (млн. руб.)

на 1.01.2003

на 1.01.2004

на 01.01.2005

Актив:

Абсолютное

%

Абсолютное

%

Абсолютное

%

1. Внеоборотные активы:

182629

26,08%

273724

28,92%

278879

24,92%

Основные средства

127423

18,20%

180724

19,09%

164279

14,68%

Нематериальные активы

15086

2,15%

9000

0,95%

6000

0,54%

Долгосрочные фин. Вложения

40120

5,73%

84000

8,87%

108600

9,70%

2. Оборотные активы:

517667

73,92%

672904

71,08%

840336

75,08%

Производственные запасы

488845

69,81%

368786

51,64%

540114

48,26%

Финансовые вложения

45000

6,43%

64000

6,76%

120000

10,72%

Денежные средства

24232

3,46%

33286

3,52%

42670

3,81%

Дебиторская задолженность

32474

4,64%

54294

9,17%

72878

6,51%

Итого

700296

 

946628

 

1119215

 

Пассив

           

1.Источники собств. средств

182346

26,04%

382349

40,39%

637017

56,92%

2. Кредиторская задолженность

517950

73,96%

564279

59,61%

482198

43,08%

Итого

700296

 

946628

 

1119215

 

Информация о работе Стратегический менеджмент