Государственные инвестиции
направляются в основном на военные
цели, а также на цели регулирования
развития экономики.
Государственные инвестиции
финансируются за счет налогов, прибылей
государственных предприятий, эмиссии
денег или путем выпуска внутренних
и внешних займов правительства.
2.2. Бюджетное
финансирование инвестиционных
проектов
Бюджетное финансирование
инвестиционных проектов проводится,
как правило, посредством финансирования
в рамках целевых программ и финансовой
поддержки. Оно предусматривает использование
бюджетных средств в следующих основных
формах: инвестиций в уставные капиталы
действующих или вновь создаваемых предприятий,
бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного
налогового кредита), предоставления гарантий
и субсидий.
В России финансирование инвестиционных
проектов в рамках целевых программ
связано с осуществлением федеральных
инвестиционных программ (Федеральная
адресная инвестиционная программа, федеральные
целевые программы), ведомственных,
региональных и муниципальных целевых
инвестиционных программ.
Федеральные целевые программы
являются инструментом реализации приоритетных
задач в области государственного,
экономического, экологического, социального
и культурного развития страны. Они
финансируются за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов
федерации, муниципальных образований
и внебюджетных средств. Приоритетные
секторы, для которых необходима
государственная поддержка в
реализации инвестиционных проектов за
счет средств федерального бюджета,
определяются Министерством экономического
развития и торговли и Министерством
финансов РФ по согласованию с другими
федеральными органами государственной
власти. Объекты, имеющие в основном
федеральное значение (стройки и
объекты нового строительства и
технического перевооружения для федеральных
государственных нужд), включают в
Федеральную адресную инвестиционную
программу (ФАИП), определяющую объем
государственных инвестиций по отраслям
и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых
за счет ФАИП, формируется исходя из
объемов государственных капитальных
вложений, направляемых на реализацию
федеральных целевых программ, а
также на решение не включенных в
эти программы отдельных важнейших
социально-экономических вопросов
на основании предложений, одобренных
решениями Президента РФ либо Правительства
РФ. Формирование данного перечня
осуществляется Министерством экономического
развития и торговли РФ с учетом
предложений государственных заказчиков
по инвестиционным проектам, результатов
подрядных торгов и заключенных государственных
контрактов.
Ведомственные целевые
инвестиционные программы предусматривают
реализацию инвестиционных проектов,
обеспечивающих развитие отраслей и
подотраслей экономики.
Региональные и муниципальные
целевые инвестиционные программы
предназначены для реализации приоритетных
направлений социально-экономического
развития на региональном и муниципальном
уровнях соответственно.
Бюджетные средства, предусмотренные
для финансирования инвестиционных
программ, включаются в состав расходов
бюджета соответствующего уровня. Процедура
предоставления бюджетных инвестиций
предполагает подготовку пакета документов,
состоящего из технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта,
проектно-сметной документации, плана
передачи земли и сооружений, проекта
договора между соответствующим
органом исполнительной власти и
субъекта инвестиций об участии в
собственности последнего. Только при
наличии указанных документов инвестиционный
проект может быть включен в проект
соответствующего бюджета.
Предоставление государственных
бюджетных инвестиций юридическим
лицам, не являющимся государственными
унитарными предприятиями, влечет за собой
одновременное возникновение права
собственности государства на долю
в уставном (складочном) капитале такого
юридического лица и его имущества.
Созданные с привлечением бюджетных
средств объекты производственного
и непроизводственного назначения
в эквивалентной части уставных
(складочных) капиталов и имущества
передаются в управление соответствующим
органам управления государственным
имуществом.
Формы бюджетного финансирования
инвестиционных проектов, отобранных
на конкурсной основе, определяются характером
экономических задач, решаемых в
рамках конкретного периода развития
страны. Так, в середине 90-х годов
ХХ в. мерами государственной инвестиционной
политики был предусмотрен переход
от безвозвратного финансирования к предоставлению
бюджетных средств на возвратной и платной
основе для реализации высокоэффективных
и быстроокупаемых инвестиционных проектов.
Условия и порядок конкурсного
отбора и финансирования инвестиционных
проектов за счет бюджетных средств
определялись Методическими рекомендациями
о порядке организации и проведения
конкурсов по размещению централизованных
инвестиционных ресурсов.
Размещение централизованных
инвестиционных ресурсов осуществлялось
на конкурсной основе в целях повышения
эффективности такого размещения, привлечения
средств других инвесторов – отечественных
и иностранных. Конкурсный порядок
определял этапы и условия
организации и проведения конкурса,
соответствующие функции федеральных
органов исполнительной власти, Комиссии
по инвестиционным конкурсам при
Министерстве экономики РФ, права
и обязанности организаторов
и участников конкурса, основные требования
к конкурсной документации и конкурсным
предложениям участников, процедуру
рассмотрения этих предложений, а также
оформление результатов конкурсов.
Основные требования к
инвестиционным проектам заключались
в следующем:
право на участие в конкурсе
на получение государственной поддержки
имеют инвестиционные проекты, связанные
в первую очередь с развитием
«точек роста» экономики;
срок окупаемости указанных
проектов не должен превышать, как правило,
двух лет;
инвестиционные проекты
представляются на конкурс в Министерстве
экономического развития и торговли
РФ и должны иметь бизнес-план, а
также заключения государственной
экологической экспертизы, государственной
ведомственной и независимой
экспертизы;
для коммерческих проектов,
конкурс по которым проводится согласно
предложениям частных инвесторов, доля
собственных средств инвестора,
формируемых за счет прибыли, амортизации
и продажи акций, должна составлять
не менее 20% капитальных вложений, предусмотренных
для реализации проекта.
Предоставляемые на конкурс
инвестиционные проекты классифицировались
по категориям:
категория А – проекты,
обеспечивающие производство продукции,
не имеющей зарубежных аналогов, при
условии защищенности ее отечественными
патентами или аналогичными зарубежными
документами;
категория Б – проекты,
обеспечивающие производство экспортных
товаров несырьевых отраслей, имеющих
спрос на внешнем рынке, на уровне
лучших мировых образцов;
категория В – проекты,
обеспечивающие производство импортозамещающей
продукции с более низким уровнем
цен;
категория Г – проекты,
обеспечивающие производство продукции,
пользующейся спросом на внутреннем
рынке.
Решения об оказании государственной
поддержки принимались Комиссией
по инвестиционным конкурсам при
Министерстве экономического развития
и торговли РФ и направлялись в
Министерство финансов РФ для включения
в проект федерального бюджета на
следующий финансовый год. Размер государственной
поддержки устанавливался в зависимости
от категории проекта и не мог
превышать соответственно 50, 40, 30 и 20%
заемных средств.
Инвестор имел право
выбора следующих форм финансовой поддержки
государства в реализации отобранных
на конкурсной основе проектов:
бюджетный кредит – предоставление
средств федерального бюджета на
возвратной и платной основе для
финансирования расходов по осуществлению
высокоэффективных инвестиционных
проектов со сроком возврата в течение
двух лет с уплатой процентов
за пользование предоставленными средствами
в размере, установленном от действующей
учетной ставки Центрального банка
РФ. Условия предоставления, использования,
возврата и платы за предоставляемые
средства оговаривались в соглашениях,
заключаемых Министерством финансов
РФ с уполномоченными коммерческими
банками;
закрепление в государственной
собственности части акций создаваемых
акционерных обществ, которые реализовались
на рынке ценных бумаг по истечении
двух лет с начала получения прибыли от
реализации проекта (с учетом срока окупаемости),
и направление выручки от реализации этих
акций в доход федерального бюджета;
предоставление государственных
гарантий по возмещению части вложенных
инвестором финансовых ресурсов в случае
срыва выполнения инвестиционного
проекта не по вине инвестора.
Аналогичные формы использовались
для финансовой поддержки эффективных
инвестиционных проектов на региональном
и муниципальном уровнях. Бюджетные
кредиты и субсидии предоставлялись
на реализацию инвестиционных проектов
путем их частичного финансирования,
кроме того, они могли выделяться
в качестве частичной компенсации
выплаты процентов по банковским
кредитам инвестора, привлеченных для
реализации проекта.
Начиная с 2008г., в соответствии
с изменением бюджетного законодательства,
бюджетные кредиты могут выдаваться
частным инвесторам в виде целевых
иностранных кредитов. Осуществляется
переход к бюджетному финансированию
инвестиционных проектов, отобранных
на конкурсной основе, за счет средств
Инвестиционного фонда РФ.
2.3. Инвестиционный
фонд Российской Федерации
Инвестиционный фонд РФ
создан для реализации инвестиционных
проектов, имеющих общегосударственное
значение и осуществляемых на условиях
государственно-частного партнерства.
Основные направления государственной
поддержки за счет средств данного
фонда связаны с модернизацией
некоммерческой инфраструктуры, основных
фондов и технологий, относящихся
к стратегическим приоритетам государства,
созданием и развитием российской
инновационной системы, обеспечением
институциональных преобразований.
Порядок формирования Инвестиционного
фонда РФ, формы, механизмы и условия
предоставления государственной поддержки
за счет его средств определены Положением
об Инвестиционном фонде РФ. Финансовая
поддержка проектов, прошедших конкурсный
отбор, предполагает использование таких
форм, как: софинансирование на договорных
условиях инвестиционного проекта с оформлением
прав собственности государства, направление
средств в уставные капиталы юридических
лиц, предоставление государственных
гарантий.
Контроль по реализации
указанных проектов будет осуществлять
государственный финансовый институт
– Банк развития и внешнеэкономической
деятельности, образованный на базе Внешэкономбанка
РФ, Российского банка развития и
Росэксим-банка. Банк должен сосредоточить
бюджетные источники финансирования
инвестиций, возникшие в результате
формирования новых организационных
форм (Инвестиционного фонда, Венчурного
фонда и др.). Он будет осуществлять
поддержку капиталоемких инфраструктурных
проектов с длительным сроком окупаемости,
финансирование инвестиционных проектов
в приоритетных отраслях экономики,
предоставлять долгосрочные инвестиционные
кредиты, участвовать в экспертизе
инвестиционных проектов, синдицированном
кредитовании, предоставлять гарантии
коммерческим банкам по кредитам.
Условия и порядок конкурсного
отбора и финансирования инвестиционных
проектов за счет средств региональных
бюджетов разрабатываются органами
управления субъектов РФ и муниципальных
образований.
Заключение
Сделаем обобщающие выводы
об особенностях финансирования инвестиционных
проектов из государственного бюджета.
1. Государственные инвестиции
– это вложения денежных средств
из бюджетных и внебюджетных
источников в объекты экономики,
инфраструктуры, как принадлежащие
государству, так и принадлежащие
иным субъектам.
2. Инвестиции государства
могут быть и портфельными, и
прямыми. Прямые инвестиции государства,
как правило, направлены на
поддержание объектов важных
для государства (инфраструктура,
оборонная отрасль). Но, кроме того,
государство может на правах
долевого участия или на возвратной
основе финансировать определенные
проекты, отобранные по конкурсу
и имеющие достаточный бюджетный
эффект. При этом сама поддержка
проекта осуществляется и в
форме бюджетных гарантий, и в
форме налогового кредита, и
в форме непосредственного финансирования
денежными средствами. В практике развитых
и развивающихся стран мира имеется опыт
создания специальных структур, для финансирования
проектов за бюджетные средства.
3. Согласно действующего
законодательства Российской Федерации,
государство может отбирать по
конкурсу особо эффективные проекты,
а также финансировать их, но
только после проведения обязательно
экспертизы проектной документации.
Субъекты Российской Федерации, а также
муниципальные образования тоже проводят
подобные конкурсы, по результатам которых
производится проектное финансирование.
Так, согласно действующему инвестиционному
законодательству Челябинской области,
может быть проведен конкурс проектов,
критерием победы в котором будет срок
окупаемости до трех лет, создание рабочих
мест и наибольший бюджетный эффект (возврат
средств в областной бюджет). Победитель
по итогам получает денежные средства
из бюджета, за расходование которых будет
отчитываться.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Дубовская. М.И., Зак Т.В.
Финансирование инновационной деятельности
предприятий и участие в нём
коммерческих банков // Сборник материалов
межрегиональной научно-практической
конференции. – Астрахань, 2006.
- Инвестиционное проектирование:
Учебное пособие/ Непомнящий Е.Г. Таганрог:
Изд-во ТРТУ, 2008.
- Управление проектами. Под
общей ред. В. Д. Шапиро. — СПБ, 2006
- Кравченко П.П.Государственные
инвестиции в промышленность России //
Финансовый менеджмент, 2008, №2
- Савельев А.С. Государственные
инвестиции // ЭКО, 2009, №11
- Светлаков Т.Н. Организация
проектного финансирования // Менеджмент
в России и за рубежом, 2010, №4
- Теперман В. Государственные
инвестиции в условиях рыночных реформ
в странах Латинской Америки // Проблемы
теории и практики управления, №4, 2007
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация
управления и финансирования: учебник
для вузов. /Н.В. Игошин – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009
- Зимин А.И. Инвестиции: вопросы
и ответы / А.И. Зимин - М:Юриспруденция,
2008
- Сергеев И.В. Организация
и финансирование инвестиций / И.В. Сергеев,
И.И. Веретенникова – М:Финансы и статистика,
2009
- Методические рекомендации
по оценке эффективности инвестиционных
проектов / В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г.
Шахназаров – М: Экономика, 2005
- Аксенова Н. Государственное
регулирование иностранных инвестиций//
Проблемы теории и практики управления.
– 2010
- Бадалов А.Л. Частно-государственное
партнерство в реализации инвестиционных
проектов// ЭКО. - 2008
- Головко Ю.В. Инвестиционные
возможности в России (спрос и предложение)
// Маркетинг в россии и за рубежом. - 2008
- Кузьминова А. Государственное
экономическое регулирование инвестиционной
деятельности // Предпринимательство.
- 2009
- Чиркунов К. Совокупность
инвестиционных проектов: экономическое
обоснование //Проблемы теории и практики
управления. - 2011
- Слушкина Ю. Управление инвестициями
и разработка инвестиционных решений:
системный подход //Проблемы теории и практики
управления. - 2009
- Сергеев А.А. Модернизация
финансовой сферы //Вопросы экономики.
– 2011
- Погосов И. Потенциал накопления
и проблема модернизации// Экономист. –
2011
- Межов Н.С. и др. Методы повышения
достоверности оценки финансовой самостоятельности
инвестиций //Экономический анализ. –
2009
- Маркарян В.Р. Инвестиционный
фактор в реализации национальных проектов.
//Региональная экономика. - 2009