Управление инвестиционными рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Актуальность работы: обусловливается тем, что угроза потерь своих вложений, доходов или осуществление дополнительных непредвиденных расходов в результате проведения банковских операций является ключевой проблемой в деятельности любого экономического субъекта, в том числе банка. Управление рисками как обязательный элемент корпоративной культуры хозяйствующих экономических субъектов важен не только для финансовых учреждений и промышленных компаний, но и для населения нашей страны в целом. Вероятность возникновения непредвиденных расходов, которые может повлечь за собой риск, давно превратилась в элемент повседневной экономической жизни практически всех банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений на всей территории нашей страны.

Файлы: 1 файл

Банковские риски особенности управления валютным риском .doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Как отмечалось ранее, и  банковская система, и банковская деятельность находятся в неразрывной взаимосвязи  и единстве со всей денежно-кредитной  системой России. Это требует формирования единого, основанного на конституционных  правовых нормах механизма государственного регулирования отношений в сфере денег и кредита. Каков же механизм реализации государственной денежно-кредитной политики? Какова конституционная система органов и порядок денежно-кредитного регулирования в России? Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать в Конституции России и федеральном законодательстве.

Анализ показывает, что  нынешнее состояние федерального законодательства не обеспечивает в полной мере реализацию конституционных основ денежно-кредитной  политики. Более того, некоторые противоречия по вопросу регулирования денежно-кредитной сферы содержатся и в Конституции России. Конституция РФ и федеральное законодательство упоминают о "Финансовом, валютном, кредитном регулировании". "Финансовой и кредитной политике", "Кредитной и денежной политике", "денежно-кредитной системе", "денежно-кредитной политике", "денежно-кредитном регулировании", но не раскрывают содержание этих понятий. (ст. ст. 71, 114 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России).

В федеральном законодательстве отсутствует взаимосвязанная система  институтов и согласованный механизм регулирования денежно-кредитных  отношений. В результате создаются  условия, порождающие внутрисистемные противоречия.

О существовании особого рода государственных органов денежно кредитного регулирования упоминает не только Конституция РФ, но и федеральное бюджетное законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ, Банк России признается органом денежно-кредитного регулирования. Однако и Правительство России в соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ тоже "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики", которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, осуществляемой Банком России. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовых норм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной и кредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство более осторожно формулирует место и роль Банка России и Правительства России в процессе осуществления единой государственной денежно-кредитной политики и в процессе реализации государственной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено, что разработка и проведение единой государственной денежно кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, - функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством России (ст. ст. 4, 5, 18 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Несмотря на несогласованность некоторых правовых норм, из Конституции России следуют важные теоретические и практические выводы применительно к регулированию денежно-кредитной сферы России:

1) государственное регулирование  денежной и кредитной сферы  отнесено к исключительному ведению Российской Федерации;

2) регулирование денежной  и кредитной сферы не является  исключительной компетенцией только  какого-либо одного федерального  органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России. Более того, из Конституции России следует, что и Правительство, и Банк России не являются единственными государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу России. Поэтому Правительство России и Банк России при осуществлении денежно-кредитной политики обязаны обеспечить взаимодействие с другими федеральными органами государственной  власти. 
Такой вывод основан на конституционно-правовых принципах единства системы государственной власти (ст. 5 Конституции России) и единства экономического пространства (ст. 8 Конституции России).

Взаимодействие Банка  России и Правительства России с  другими органами государственной  власти основывается также на конституционных  правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России.

Как главы государства, являющегося гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, а также обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Президент России, кроме  того, имеет и иные полномочия в денежно кредитной сфере, обусловленные его статусом гаранта Конституции России и реализуемые путем издания нормативных правовых актов в форме указов.

Опосредованное регулирующее воздействие Президента РФ на денежно-кредитную сферу проявляется также при представлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России и при постановке вопроса об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции РФ). Государственные регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере выражаются также в принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов, их одобрении Советом Федерации и подписании Президентом России.

Серьезное влияние на государственную денежную и кредитную  политику оказывает Государственная  Дума, к ведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России, а  также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)".

Функционирование банковской системы России, как и всей денежно-кредитной  сферы, зависит и от деятельности судебных органов. От эффективности правосудия, осуществляемого им по конкретным делам, непосредственно зависит реализация на практике режима конституционной законности в денежно-кредитной сфере, защита интересов государства, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная практика, вне всяких сомнений, непосредственным образом корректирует практику самой банковской деятельности и должна способствовать обеспечению законности в банковской сфере.

 

 

Заключение

 

Риск отображает неопределенность исхода деятельности банка и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риску подвержены практически все виды банковских операций.

Итак, сейчас существует множество способов оценки рисков, а также их предварительного анализа с целью их последующей минимизации, которые были представлены в рамках данной работы. Как уже было замечено ранее для того, что бы провести своевременный прогноз возможной вероятности риска, нужно дать предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности анализируемых банков, их клиентов, контрагентов, поставщиков и посредников, конкурентов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе банковского маркетинга;

Затем необходимо выбрать  соответствующий метод для минимизации  риска. Ведь все перечисленные выше методы уменьшения или ухода от риска  имеют множество вариаций, используемых в зависимости от конкретной ситуации и договоренностей с партнерами. Это может быть хеджирование, отказ от предложений заемщика при слишком большом риске, диверсификация риска (например, предоставление кредита более мелкими суммами) и т.д.

Регулирование банковского  риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т.е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.

Основой минимизации  негативного влияния на положение  банков принимаемых ими рисков должна служить интенсивная работа по повышению  качества внутрибанковского управления рисками в сочетании с расширением  инструментов воздействия на банки со стороны Банка России. В настоящее время Центральным банком в тесном взаимодействии с международными организациями (Базельский комитет по банковскому надзору, Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития) проводится работа по повышению эффективности банковского надзора, приближению его к международным требованиям и стандартам. Хотелось бы отметить, что принятие всеми странами принципов, изложенных в рекомендациях Базельского комитета, будет способствовать укреплению стабильности национальных банковских систем, развитию конкурентных условий на международных финансовых рынках.

 

 

Библиография

 

1. Банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М., 2005.

2. Беляков А.В. Банковские риски.  Проблемы учета, управления и  регулирования. - М.: БДЦ-Пресс, 2003.

3. Букато Н.И. Банки и банковские  операции в России. – М., 2006.

4. Дяченко О. Рейтинг банковских  рисков: Что пугает банкиров\\ Банковское  обозрение, №1, 2005.

5. Иода Е.В., Мешкова Л.Л., Болотина  Е.Н. Классификация банковских  рисков и их оптимизация. –  Тамбов, 2002.

6. Маренков Н.Л. Антикризисное  управление. Контроль и риски  коммерческих банков и фирм  в России. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

7. Мещеряков Г.Ю. Общебанковская система риск-менеджмента // Вестник АРБ. 2009, №15.

8. Первозванский А.А Финансовый  рынок: расчет и риск. – М., 2009.

9. Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента  в коммерческом банке // Менеджмент  в России и за рубежом. - 2001. - № 1.

10. Рубайлова С. «Нестандартный»  подход в системе мер по  стабилизации деятельности банков // Управление персоналом. - 2001. - №  1.


Информация о работе Управление инвестиционными рисками