Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:55, реферат
Актуальность работы: обусловливается тем, что угроза потерь своих вложений, доходов или осуществление дополнительных непредвиденных расходов в результате проведения банковских операций является ключевой проблемой в деятельности любого экономического субъекта, в том числе банка. Управление рисками как обязательный элемент корпоративной культуры хозяйствующих экономических субъектов важен не только для финансовых учреждений и промышленных компаний, но и для населения нашей страны в целом. Вероятность возникновения непредвиденных расходов, которые может повлечь за собой риск, давно превратилась в элемент повседневной экономической жизни практически всех банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений на всей территории нашей страны.
Как отмечалось ранее, и
банковская система, и банковская деятельность
находятся в неразрывной
Анализ показывает, что
нынешнее состояние федерального законодательства
не обеспечивает в полной мере реализацию
конституционных основ денежно-
В федеральном законодательстве
отсутствует взаимосвязанная
О существовании особого рода государственных органов денежно кредитного регулирования упоминает не только Конституция РФ, но и федеральное бюджетное законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ, Банк России признается органом денежно-кредитного регулирования. Однако и Правительство России в соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ тоже "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики", которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, осуществляемой Банком России. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовых норм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной и кредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство более осторожно формулирует место и роль Банка России и Правительства России в процессе осуществления единой государственной денежно-кредитной политики и в процессе реализации государственной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено, что разработка и проведение единой государственной денежно кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, - функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством России (ст. ст. 4, 5, 18 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Несмотря на несогласованность некоторых правовых норм, из Конституции России следуют важные теоретические и практические выводы применительно к регулированию денежно-кредитной сферы России:
1) государственное регулирование денежной и кредитной сферы отнесено к исключительному ведению Российской Федерации;
2) регулирование денежной
и кредитной сферы не является
исключительной компетенцией
Такой вывод основан на конституционно-правовых
принципах единства системы государственной
власти (ст. 5 Конституции России) и единства
экономического пространства (ст. 8 Конституции
России).
Взаимодействие Банка России и Правительства России с другими органами государственной власти основывается также на конституционных правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России.
Как главы государства, являющегося гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, а также обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
Президент России, кроме того, имеет и иные полномочия в денежно кредитной сфере, обусловленные его статусом гаранта Конституции России и реализуемые путем издания нормативных правовых актов в форме указов.
Опосредованное регулирующее воздействие Президента РФ на денежно-кредитную сферу проявляется также при представлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России и при постановке вопроса об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции РФ). Государственные регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере выражаются также в принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов, их одобрении Советом Федерации и подписании Президентом России.
Серьезное влияние на государственную денежную и кредитную политику оказывает Государственная Дума, к ведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России, а также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Функционирование банковской системы России, как и всей денежно-кредитной сферы, зависит и от деятельности судебных органов. От эффективности правосудия, осуществляемого им по конкретным делам, непосредственно зависит реализация на практике режима конституционной законности в денежно-кредитной сфере, защита интересов государства, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная практика, вне всяких сомнений, непосредственным образом корректирует практику самой банковской деятельности и должна способствовать обеспечению законности в банковской сфере.
Заключение
Риск отображает неопределенность исхода деятельности банка и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риску подвержены практически все виды банковских операций.
Итак, сейчас существует множество способов оценки рисков, а также их предварительного анализа с целью их последующей минимизации, которые были представлены в рамках данной работы. Как уже было замечено ранее для того, что бы провести своевременный прогноз возможной вероятности риска, нужно дать предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности анализируемых банков, их клиентов, контрагентов, поставщиков и посредников, конкурентов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе банковского маркетинга;
Затем необходимо выбрать
соответствующий метод для
Регулирование банковского риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т.е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.
Основой минимизации
негативного влияния на положение
банков принимаемых ими рисков должна
служить интенсивная работа по повышению
качества внутрибанковского управления
рисками в сочетании с
Библиография
1. Банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. – М., 2005.
2. Беляков А.В. Банковские риски.
3. Букато Н.И. Банки и
4. Дяченко О. Рейтинг банковских рисков: Что пугает банкиров\\ Банковское обозрение, №1, 2005.
5. Иода Е.В., Мешкова Л.Л., Болотина Е.Н. Классификация банковских рисков и их оптимизация. – Тамбов, 2002.
6. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. Контроль и риски коммерческих банков и фирм в России. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.
7. Мещеряков Г.Ю. Общебанковская система риск-менеджмента // Вестник АРБ. 2009, №15.
8. Первозванский А.А Финансовый рынок: расчет и риск. – М., 2009.
9. Печалова М.Ю. Организация
10. Рубайлова С. «Нестандартный»
подход в системе мер по
стабилизации деятельности