Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:03, реферат

Описание работы

В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных вариантов.

Файлы: 1 файл

I ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

I ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 
2.1. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями. 
Опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу с успехом выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения. 
Анализ международного опыта позволяет выделить несколько типов организации процессов привлечения и управления: 
1) децентрализованная система принятия решений с более или менее выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств; 
2) децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающихся деятельностью в сфере регулирования иностранных инвестиций; 
3) создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и ведомствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении иностранных инвестиций; 
4) передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении иностранных инвестиций специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств, с одновременным возложением на данное министерство задачи координации тех функций регулирования инвестиционной деятельности, которые находятся в ведении других министерств и ведомств. [9.52] 
Во многом способ организации привлечения иностранных инвестиций обусловлен исторически сложившейся в стране системой управления экономикой. Оказывают воздействие и многие другие экономические, политические и институциональные факторы, специфичные для конкретных стран. 
В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики характерно сочетание вариантов 4 и 2, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств. [10.56] 
На данные агентства возлагается выполнение трех основных функций:  
1) создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;  
2) осуществление целевого привлечения иностранных инвестиций путем идентификации перспективных иностранных компаний и целенаправленной работы по привлечению их инвестиций в национальную экономику; 
3) оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности. 
Следует отметить, что создание специализированных агентств (как, впрочем, и других учреждений) само по себе не гарантирует эффективность их работы. Известны случаи, когда подобные организации не справлялись с поставленными перед ними задачами. Это свидетельствует о том, что независимо от способа организации управления процессом привлечения иностранного капитала, работа ответственных за этот процесс учреждений должна отвечать определенным требованиям, которые будут рассмотрены ниже.

2.2. Совершенствование системы управления  на федеральном уровне 
При выборе оптимального для России варианта необходимо исходить не только из мирового опыта, который предоставляет широкий выбор, но из объективных условий, сформировавшихся в стране за прошедшие годы в сфере регулирования инвестиционной деятельности. 
В начале 90-х годов в России были предприняты попытки создания специализированных подразделений правительства, ответственных за выработку политики привлечения иностранных инвестиций (вариант 3). Однако опыт функционирования Комитета по иностранным инвестициям (КИИ) и Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСиР) показал, что предпосылки их эффективной деятельности в тот период не были созданы. Это было связано, прежде всего, с низким статусом данных органов в структуре правительства, с ограничением круга их полномочий, с борьбой профильных экономических министерств за расширение круга своих полномочий, а также с отсутствием финансовых средств и кадров, необходимых для организации их эффективной работы. На развертывание деятельности этих учреждений было отпущено крайне мало времени, чтобы можно было ожидать серьезных результатов. 
После упразднения РАМСиР в сентябре 1994 г. система управления привлечением инвестиций в России стала соответствовать варианту (1). Роль координирующего органа была закреплена за Министерством экономики, которое выполняет эти функции и в настоящее время. Наряду с этим другие министерства и ведомства имеют значительный простор для реализации собственных инициатив, не всегда согласующихся между собой. Кроме того, в соответствии с существующей практикой, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться на уровне государственных целевых программ, руководство выполнения которых осуществляют конкретные отраслевые министерства. В результате складывается ситуация, когда нескоординированная деятельность министерств и ведомств в сфере регулирования инвестиций ведет к нарастанию хаотичности функционирования системы в целом, отсутствию единой стратегии и столкновению ведомственных интересов. 
Реформа существующей децентрализованной системы управления иностранными инвестициями является необходимым шагом, который должен повысить эффективность государственной политики в сфере их привлечения. Формально возможным является вариант создания независимого правительственного агентства, как это было на начальном этапе привлечения инвестиций. Реализация этого варианта, однако, связана с существенными трудностями. С одной стороны, формирование такого агентства повлекло бы радикальное перераспределение полномочий внутри правительства и федеральных органов власти, что потребовало бы длительного периода организационных преобразований и заметно осложнило бы дальнейшие отношения вновь организованного агентства с министерствами и ведомствами, полномочия которых окажутся урезанными в результате его создания (прежде всего с Министерством экономического развития и торговли). С другой стороны, по-прежнему не существует гарантий, что данное агентство будет обеспечено необходимыми полномочиями и финансовыми средствами, без которых его работа вряд ли будет эффективной. 
В этой ситуации наиболее перспективным направлением модификации действующей системы является сочетание вариантов (2) и (4), предполагающее: 
- создание специализированного агентства при Министерстве экономического развития и торговли РФ (далее - Агентство по иностранным инвестициям), к компетенции которого относились бы вопросы разработки и реализации предложений по совершенствованию системы привлечения инвестиций; 
- учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций, в функции которой входило бы обеспечение координации деятельности министерств и ведомств в сфере привлечения инвестиций на основе предложений, подготовленным Агентством по иностранным инвестициям. 
С одной стороны, создание при Министерстве экономического развития и торговли РФ специализированного Агентства, ответственного за разработку ключевых направлений политики регулирования иностранных инвестиций, позволило бы наконец сформировать реально действующий центр принятия решений в данной области. До настоящего времени данные вопросы входили в компетенцию Департамента международного сотрудничества Министерства экономики, который занимался также многими другими вопросами, что обусловливало распыление усилий и нередко вело к тому, что проблемам привлечения иностранных инвестиций не уделялось должного внимания. 
С другой стороны, принимая во внимание трудности, с которыми сталкивалось в свое время Министерство экономики в сфере межведомственной координации вопросов привлечения инвестиций, решение наиболее важных вопросов координации целесообразно передать на более высокий уровень. Для этого следует рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций под руководством заместителя Председателя правительства, курирующего внешнеэкономическую сферу. В состав ее членов должны входить представители (на уровне руководителей и их заместителей) основных министерств и ведомств, ответственных за разработку политики в отношении иностранных инвестиций, а также региональных администраций. Это позволит обеспечить качественно новый уровень координации усилий как между органами федеральной власти, так и между органами федеральной и региональной власти.


Информация о работе Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций