Анализ моделей (систем) финансирования национальных инновационных систем развитых стран на основе теории контрактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Национальная инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Построение эффективной и рациональной модели финансирования национальной инновационной системы, формирование системы взаимосвязанных институтов финансирования является ключевым элементом на пути к устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности страны.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

Анализ моделей (систем) финансирования национальных инновационных систем развитых стран  на основе теории контрактов.

Национальная инновационная  система позволяет повысить интенсивность  экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования  в хозяйственной практике результатов  научно-технической и инновационной  деятельности. Построение эффективной  и рациональной модели финансирования национальной инновационной системы, формирование  системы взаимосвязанных  институтов финансирования является ключевым элементом на пути к устойчивому  экономическому росту и конкурентоспособности  страны.

Для построения национальных инновационных систем России необходимо изучить опыт развитых стран в  создании качественной и эффективной  системы финансирования национальных инновационных систем.

При анализе национальных инновационных моделей финансирования на основе теории контрактов в качестве институциональных критериев их сравнения можно выделить следующие:

1) основные «игроки»;

2) коммуникации (тип контрактных  отношений);

4) финансовое планирование  и контроль;

5) взаимодействие с обществом.

Проанализировав преимущества и недостатки каждой модели финансирования национальной инновационной системы, была предложена многоуровневая модель финансирования национальной инновационной  системы России, разработанная с  учетом на конкурентных преимуществ  страны.

В настоящий момент формирование национальной инновационной системы  России строится по большому счету  с ориентацией на рыночную модель финансирования НИС, основанной на венчурном  капитале. Как было рассмотрено выше, ярким примером функционирования данной модели финансирования является США.

Анализ процессов становления  и развития венчурной индустрии  в США позволяет выделить ряд  важных особенностей в формировании этого рынка, которые необходимо учесть в рамках создания инновационной  системы в России.

Во-первых, рынок венчурных  инвестиций чутко реагирует на общеэкономическую  конъюнктуру и весьма чувствителен к колебаниям фондового рынка.

Для нивелирования влияния  кризисных явлений в экономике  на рынок венчурного капитала в России, возможно, предложить следующие меры. На наш взгляд, для ускоренного  развития рынка венчурного капитала необходимо государственное присутствие  в данном сегменте рынка.

Существует два основных типа государственного участия в  венчурной деятельности. Первый тип  представлен механизмом прямого  финансирования инновационных проектов на начальных стадиях развития (рисунок 1).

 

Рисунок 1 — Механизм прямого  государственного финансирования инновационных  проектов

 

Второй тип — механизм фондового типа, который подразумевает  создание государственного фонда, осуществляющего  финансирование венчурных инвестиционных фондов, тем самым предоставляя на рынок венчурного капитала дополнительные финансовые ресурсы и разделяя инвестиционные риски с частными венчурными инвесторами (рисунок 2).

 

Рисунок 2 — Механизм государственного участия в венчурной деятельности фондового типа

 

В странах с условиями  несовершенного рынка и несовершенного государства доказала свою эффективность  система «институтов развития», для которой характерны:

1) софинансирование проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса;

2) ориентация на частно-государственное партнерство;

3) сохранение существующих  инновационных институтов с их  адаптацией в новую систему  либо постепенным замещением  новыми институтами; 

4) формирование доверия  к новым институтам через личную  репутацию управляющих; 

5) реализация функций поддержки  через бизнес-посредников; 

6) поддержка кооперации  и взаимного обучения и т.п. 

Данная система позволяет  стимулировать внедрение новых  технологий, выход на новые рынки  и запуск собственных технологических  инноваций, устраняет недостатки прямого  государственного вмешательства.

На наш взгляд, применение комплекса перечисленных выше механизмов даст наибольший эффект в развитии новой экономики в России.

Во-вторых, с точки зрения формирования рынка венчурного капитала чрезвычайно высокую роль играют некоторые страновые особенности  финансового сектора, а также  процесс возникновения и распространения  финансовых инноваций. Так, росту венчурной  индустрии в США способствовали различные волны финансовых инноваций.

В-третьих, развитие рынка  венчурных инвестиций чувствительно  к некоторым особенностям системы  налогообложения — в первую очередь, порядку начисления налогов на прирост  капитала. Это обусловлено самой  природой прибыли венчурных капиталистов, источником которой является рост стоимости  создаваемых бизнесов. Существенное повышение ставок на прирост капитала в 1970-х гг. (наряду с полосой кризисов и дестабилизации финансовых рынков) стало одной из причин наступления  глубокой депрессии на рынке венчурных  инвестиций, продолжавшейся до 1978 г. Резкое снижение ставки данного налога в 1978 г. (с 70 до 20%) способствовало возрождению рынка венчурных инвестиций.

В-четвертых, наиболее мощным катализатором развития рынка венчурных  инвестиций в США было принятие законов  и программ, способствовавших трансферту технологий (в частности, военных  и стратегических) из государственного сектора в частный.

Вброс в среду частного предпринимательства мощного пула принципиально новых технологических идей и решений — необходимое условие для активного развития рынка венчурного капитала России. Однако формирование такого пула идей и решений требует достаточно масштабных поисковых и высоко рискованных прикладных исследований. А это, как правило, труднодоступно и малопривлекательно для частного сектора.

Хорошие условия для решения  этой проблемы создает сотрудничество малого инновационного бизнеса и  государства в рамках проведения оборонных и стратегических НИОКР. Благодаря такому сотрудничеству возникает  синергетический эффект, позволяющий, с одной стороны, повысить результативность государственных расходов на научные  исследования, с другой стороны —  передать мощный инновационный импульс  частному сектору.

Венчурные предприниматели, осуществляя исследования в рамках стратегических и оборонных НИОКР, позволяют уменьшить затраты  на их проведение, а также придают  исследованиям необходимую гибкость. Государство, решая стратегические задачи, одновременно берет на себя риск и затраты продуцирования знаний, часть из которых впоследствии удается  перенаправить в гражданские  сферы и коммерциализировать.

В процессе перехода к формированию эффективной НИС, актуализируется  проблема эффективной интеграции науки с производством и профессиональным образованием, а также коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

Для определения своей  ниши в системе мирового рыночного  хозяйства, а также успешного  развития своей национальной инновационной  системы, России необходимо перейти  на более высокий уровень конкурентоспособности, выделить конкурентные преимущества. На наш взгляд, конкурентными преимуществами России являются:

1)      инновационная  экономика ВПК, основанная на  знаниях, существовавшая в СССР. В промышленности действовала  мощная отраслевая наука, но  она не была ориентирована  на рынок, управлялась административно;

2)       Россия  является практически единственной  страной, самодостаточной с энергетической  точки зрения, — огромная ресурсная  база для генерации электроэнергии  с помощью гидроресурсов, тепловых  станций на основе угля, нефти  и  газа, атомная энергетика, термоядерная  энергетика, начало которой положили  установки ТОКАМАК, созданные  впервые в мире в 1960-ые годы  в Курчатовском институте. На  высокотехнологичном энергетическом  рынке с Россией могут конкурировать  лишь ведущие страны, а в разделении  изотопов урана наши технологии  лучшие в мире.

3)       природные  ресурсы: почти все полезные  ископаемые, огромные запасы леса  и воды, в том числе питьевой, гигантские посевные площади  и для производства биомассы  для топлива;

4)      интеллектуальный  потенциал нации. 

Так как конкуренция на основе финансовых вливаний является бесперспективной из-за недостаточности  финансирования в нашей стране, то возможным и разумным представляется построение инновационной стратегии  на основе научно-технического потенциала, оставшегося от СССР.

Разумеется, это всего  лишь ресурс, для использования которого необходимы также и высокий уровень  развития инновационной инфраструктуры, и умелая технологическая политика государства, и свободный рынок  конкуренции инноваций, и значительные объемы инвестиций.

 

 

НИОКР -  (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы).


Информация о работе Анализ моделей (систем) финансирования национальных инновационных систем развитых стран на основе теории контрактов