Анализ реализации инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

После реализации инноваций предприятие приступает к формированию новых инновационных программ и планов-проектов.
На этом этапе важно проанализировать результаты инновационного процесса, чтобы учесть возможные недочеты при разработке последующих стратегий инновационного развития.

Файлы: 1 файл

Лекции Инновационное предпринимательство.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

Анализ реализации инновационного процесса

После реализации инноваций предприятие приступает к формированию новых инновационных программ и планов-проектов.

На этом этапе важно проанализировать результаты инновационного процесса, чтобы учесть возможные недочеты при разработке последующих стратегий инновационного развития.

Коэффициенты, которые позволяют дать оценку внутренним экономическим условиям реализации инновационных стратегий:

  1. Показатель Dкн, %, квалификации научных кадров:

Dкн = (Зокр. пред. / Зокр. ф) ∙ 100

где Зокр.пред - объем опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия, без привлечения сторонних организаций, руб.;

Зокр.ф   - фактически выполненный объем опытно-конструкторских работ, руб.

Показатель Dкн позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава.

2. Показатель Dмп, %, исполнения маркетинговых прогнозов:

Dмп =(Vип.ф / Vип.пл) ∙ 100

где Vип.ф  - фактический объем продаж инновационной продукции, руб.;

Vип.пл - планируемый объем продаж инновационной продукции, руб.

Показатель Dмп характеризует достоверность проведенных исследований рынка инновационной продукции.

3. Показатель Dри, %, расхода инвестиционных средств:

Dри = (Iф / Iпл) ∙ 100

где Iф - размер инвестиционных средств, фактически потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.;

Iпл - то же планируемых, руб.

Показатель Dри дает данные о размере дефицита (или экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проекту для разработки и внедрения новых технологий.

4. Показатель Dпр, %, производственного ресурсосбережения:

Dпр = (Сф / Спл) ∙ 100

где Сф - фактическая себестоимость производства и реализации инновационной продукции, руб.;

Спл - то же планируемая, руб.

Показатель Dпр характеризует процесс управления расходом сырья, материалов, электроэнергии и других затрат на производство и реализацию продукции.

5. Показатель Dpп, %, реализации проекта в заданные сроки:

Dpп= (Тф / Тпл) ∙ 100

где Тф - время, фактически затраченное на реализацию инновационного проекта, мес.; Тпл - то же планируемое, мес.

Показатель Dрп не только раскрывает  способности  предприятия  реализовывать программы и планы-проекты в установленный интервал времени, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации инноваций.

6. Показатель Dир, %, результативности инновационного развития:

Dир = (Пип / Ппред) ∙ 100

где Пип - чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации инновационной продукции, руб.;

Ппред - общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, руб.

Показатель Dир оценивает эффективность инвестиционных вложений в инновации.

 

 

Оценка стратегических направлений инновационного поведения фирм. Инновационные игры.

Оценка инновационного поведения может служить исходным моментом разработки стратегии инновационного развития предприятий. Она направлена на определение внешних стратегических изменений, которые могут произойти у хозяйствующего субъекта в результате освоения технологических инноваций.

Использование этого подхода позволит предприятию более обоснованно подойти к проведению SWOT-анализа (анализа сильных и слабых сторон предприятия) и повысит эффективность установления долгосрочных ориентиров развития предприятия.

Наилучшими методами характеристики поведения инновационных организаций являются игровые методы обучения, или инновационные игры.

Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен B.C. Дудченко в 1981 г. Его группа к 1990 г. провела около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.

Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному.

ИНИ позволяют вырабатывать наиболее перспективные стратегии развития предприятия.

Оценку формируемых стратегических направлений развития предприятий на основе использования инновационного поведения можно осуществить на базе ряда показателей, начав с расчета роста патентного портфеля.

1. Рост патентного портфеля

Rp=(ΔРп / Рпо) ∙100%,

где Rp - рост патентного портфеля после реализации стратегии инновационного развития, %;

ΔРп - изменение объема патентного портфеля предприятия в результате разработки технологической инновации, руб.;

Рпо - патентный портфель предприятия до реализации инновации, руб.

ΔРп  = (Qп1 + Qтз1+ Qзо1 + Qпм1+ Qпо1 ) - Рпо

где Qп1 - объем патентов предприятия после реализации инновации, руб.;

Qтз1 - объем товарных знаков;

Qзо1 - объем знаков обслуживания;

Qпм1 - объем полезных моделей;

Qпо1 - объем промышленных образцов.

Формирование и дальнейшее расширение патентного портфеля становится в условиях развития рынка одним из наиболее важных условий сохранения и укрепления конкурентоспособности предприятия.

Показатель роста патентного портфеля тесно связан с показателем роста доли рынка.

2. Рост доли рынка

Rп  = (ΔVпр. пред. / Рр) ∙ 100%

где Rп - рост доли рынка после реализации стратегии инновационного развития, %;

ΔVпр. пред. - изменение объема продаж предприятия в результате внедрения нового или улучшенного продукта, руб.;

Рр - общий объем рынка данного товара (продукта), руб.;

ΔVпр. пред. = Vпр. ип. - Vпр. пред.

где Vпр. ип. - объем продаж предприятия до внедрения инноваций, руб.;

Vпр. пред. - объем продаж предприятия вместе с внедренной инновационной продукцией, руб.

Эффективная реализация стратегии инновационного развития с выведением на рынок нового продукта во многом будет способствовать, как показывает практика, росту доли предприятия на рынке.

При экономической оценке инновационного развития важно учитывать возможность продажи лицензий на созданную предприятием принципиально новую или улучшающую технологию.

3. Рост внереализационных доходов

Rд  = (ΔДвн / Двно) ∙ 100%

где Rд - рост внереализационных доходов предприятия от возможной продажи лицензий при реализации стратегии инновационного развития;

ΔДвн - изменение объема внереализационных доходов предприятия в результате возможной продажи лицензий, руб.;

Двно - объем внереализационных доходов предприятия до реализации инновации, руб.

ΔДвн = Дr – Hпр

где Дr - предполагаемый доход предприятия от заключения лицензионных соглашений (роялти), руб.;

Нпр - налог на прибыль.

При оценке направлений инновационного развития важно также проанализировать и сравнить продуктовые и технологические проекты с позиции создания на их основе товарных платформ.

4. Рост товарного портфеля

Rт  = (ΔТп / Тасо) ∙ 100%

где Rт - рост товарного портфеля предприятия при реализации стратегии инновационного развития, %;

ΔТп - диверсификация товарного портфеля предприятия в результате разработки«технологической инновации, ед.;

Тасо - товарные позиции предприятия до реализации инновации, ед.

При формировании направлений технологического развития важно также учитывать, что эффективность реализации инновационных проектов в значительной степени может повлиять на стоимость компании и ее акций. Практика показывает, что успешное или неудачное выведение нового продукта на рынок имманентно отражается на построении стратегических взаимоотношений предприятия с кредиторами и акционерами.

5. Рост стоимости компании

Rс  = (ΔСк / Ско) ∙ 100%

где Rс - рост стоимости компании после реализации анализируемой стратегии инновационного развития, %;

ΔСк - изменение капитализированной стоимости предприятия при реализации анализируемой стратегии инновационного развития, руб.;

Ско - стоимость предприятия до реализации инноваций, руб.

ΔСк = (П1 – П0) / Sк

где П1 - планируемый размер чистой прибыли предприятия после реализации инновации, руб.;

П0 - чистая прибыль предприятия до реализации инновации, руб.;

Sк - ставка капитализации в анализируемый период, ед.

6. Рост стоимости акций

Rс  = (ΔСа / Сао) ∙ 100%

где Rс - рост стоимости акций компании в результате осуществления анализируемой стратегии инновационного развития, %;

ΔСа - изменение стоимости акции предприятия после реализации анализируемой стратегии инновационного развития, руб.;

Сао - стоимость акции предприятия до реализации инноваций, руб.;

ΔСа = ΔСк / А

где Ак - общее число акций предприятия (компании).

Описанный метод может быть использован для проведения стратегического анализа и выбора наиболее привлекательных направлений технологического развития предприятий.

Однако процесс отбора направлений инновационного развития не ограничивается проведением стратегического анализа внешней среды на основе представленного метода оценки инновационного поведения. Поэтому следующим этапом на пути формирования стратегий инновационного развития должна стать оценка инновационной активности предприятия.

 

 

Классификация инновационных организаций

Под инновационной организацией (ИО) понимается структура, занимающаяся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Ключевыми признаками классификации ИО по характеру инновационной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов являются преобладающие типы инноваций, реализуемых ИО. В зависимости от преобладающего типа инноваций ИО могут быть разбиты на следующие классы.

1. Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инноваторы-лидеры — это ИО, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими ИО — инноваторами-последователями.

Инноваторы-лидеры работают в условиях повышенного риска.

Инноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, имея при этом более низкие экономические показатели конкурентоспособности.

2. ИО, ориентирующиеся на  новые научные открытия или пионерные изобретения, и ИО, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений.

3. ИО, создающие новые потребности, и ИО, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей.

Типичными примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, видеомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, компьютерная техника. Развитию существующих потребностей способствуют инновации по реализации новых поколений указанных товаров.

4. ИО, создающие базовые инновации, и ИО, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться посредством разработки инноваций-видоизменений.

5. ИО, создающие инновации  с целью их последующего применения в одной отрасли, и ИО, реализующие инновации для всего народного хозяйства.

6. ИО, реализующие инновации, которые замещают ранее созданные продукты и технологии, и ИО, создающие рационализирующие и расширяющиеся инновации.

7. ИО, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации, и ИО, разрабатывающие дополняющие инновации.

8. ИО, реализующие инновации-продукты, и ИО, реализующие инновации-процессы.

9. ИО, создающие инновации для новых рынков, и ИО, ориентирующие на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.

Но появилась и другая классификационная основа — экономическая, основанная на разграничении форм собственности.

Объединение организаций может быть выражено в различной форме, путем создания корпораций, финансово-промышленных групп, холдингов, консорциумов, транснациональных корпораций, стратегических альянсов.

Корпорация — добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства.

Отличительные черты корпораций:

  1. участники несут ответственность за результаты деятельности корпорации лишь тем имуществом, которое ими добровольно передано в коллективное пользование;
  2. корпорация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее организаций, если это специально не уговорено в уставе;
  3. высокие требования к себе и друг к другу, т.е. качество работы каждого влияет на коммерческий успех всех;
  4. наличие отработанной системы менеджмента корпорации.

Информация о работе Анализ реализации инновационного процесса