Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:45, курсовая работа
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Таким образом цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Введение…………………………………………………………………..
1. Инновационная деятельность
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………........
1.2. Инновационный процесс как объект управления………………..........
1.3. Структура инновационного процесса……………………………………
1.4. Классификация инноваций.…………………………………….…...........
1.5. Роль инноваций в развитии предприятия.………………………..........
2 Анализ управления инновационной деятельностью предприятия (на примере ОАО «Гродномебель»)
2.1Методика проведения анализа инновационной деятельности предприятия…………………………………………………………………….......
2.2Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………
* фирма-новатор,
занимающаяся прежде всего
* инжиниринговая
: фирма, разрабатывающая
* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпос-тавщик относительно н несложных изделий массового выпуска;
* производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно дейст-вуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение конкурентоспособности товара требует новатор-ского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиков эконо-мической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
Главной предпосылкой инновационной стратегии является мо-ральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттеста-цию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
2 Анализ управления инновационной деятельностью предприятия (на примере ОАО «Гродномебель»)
2.1Методика проведения анализа инновационной деятельности предприятия
Как уже подчеркивалось, от любых инноваций необходимо в первую очередь ждать именно экономической эффективности. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.
В настоящее
время содержание экономического анализа
постоянно изменяется и совершенствуется
под воздействием рыночной экономики,
либерализации
На первом этапе должен осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия.
На втором этапе проводится анализ инновационной активности предприятия, прежде всего на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.
На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей [2, с.37-38].
Кроме того, данный анализ в зависимости от стоящих задач можно дополнять следующими группами показателей эффективности:
научно-технические (новизна, простота, полезность и пр.);
ресурсные;
социальные (учитывают социальные результаты инноваций);
экологические (учитывают влияние инноваций на человека и окружающую среду) [10, с. 528-534].
По результатам
анализа обосновывается целесообразность
разработки и реализации управленческих
решений, направленных на повышение
эффективности инновационной
2.2 Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»
Открытое акционерное общество "Гродненская мебельная фабрика" является производителем корпусной мебели для оформления интерьера квартир и офисов. Предприятие имеет 65-летнию историю своего развития. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. За представленный новый ассортимент мебели на международной выставке "Мебель - 2004" в г. Ростов (Россия) ОАО "Гродненская мебельная фабрика" удостоено "Диплома III степени".
Предприятие проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.
Основные
технико-экономические
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели
Наименование | ед. изм. | 2004 | 2005 | 2006 (план) |
Товарная продукция в сопост. ценах | тыс. руб. | 4 742 000 | 5 325 000 | 5 700 000 |
Темп роста товарной продукции в сопост. ценах | % | 94 | 104 | 107 |
Фонд оплаты труда | тыс. руб. | 1 090 100 | 1 150 000 | 1 240 000 |
Себестоимость товарной продукции | тыс. руб. | 4 700 000 | 5 210 000 | 5 520 000 |
Рентабельность реализованной продукции | % | 1,5 | 0,2 | 8,0 |
Прибыль балансовая | тыс. руб. | 10 000 | 20 000 | 150 000 |
Затраты на инновации | тыс. руб. | 98 000 | 126 000 | 257 000 |
Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции | % | 2,09% | 2,42% | 4,66% |
Как видно
из табл. 2.1, несмотря на рост выпуска
продукции в сопоставимых ценах,
рентабельность остается низкой. На лицо
необходимость
Но рост общей суммы инвестиций в новаторство не может однозначно свидетельствовать о росте рентабельности. Здесь очень важно посмотреть структуру этих инвестиций и их эффективность (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Мероприятия плана технического и организационного развития в 2006 г.
Наименование | Ед. изм. | Срок выполнения | Объем внедрения | Сметная стоимость, т.р. | Эффектив-нось, тыс. руб. (у.у.т)* | Доля в общих расходах на инновации, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Создание,
освоение новых видов |
2300 | 36000 | 78400 | 14,0% | ||
в т.ч. | ||||||
1.1 Набор мебели "Агата" | шт | 1 кв. | 200 | 4500 | 20000 | |
1.2. Набор мебели новой модели | шт | 4 кв. | 1000 | 4500 | 1500 | |
2. Внедрение новой технологии, механизации и автоматизации труда | - | 124200 | у.у.т | 48,3% | ||
в т.ч. | ||||||
Автопогрузчик ДВ-1792 | шт | 1-2 кв | 1 | 35000 | у.у.т. | |
3. Совершентствование организации труда | - | 8700 | у.у.т | 3,4% | ||
в т.ч. | ||||||
3.1 Обеспечить тепловой режим на участке раскроя поролона | - | 1 кв. | 1 | 4000 | у.у.т. | |
4. Экономия материалов, сырья, топлива, энергии | 88400 | 262 | 34,4% | |||
в т.ч. | ||||||
4.1 Установка нового котла меньшей мощности ДСЕ 2.5-14 | шт | 2-3 кв | 1 | 58000 | 103 | |
4.2. Обеспечение максимального возврата конденсата | - | 2-4 кв | 5000 | 46 | ||
ИТОГО | 257300 | 100311 | 100% |
*у.у.т. - улучшение условий труда
Из табл. 2.2 видно, что политика управления инновациями предприятия в текущем году будет направлена в большей степени на внедрение новых технологий механизации и автоматизации труда, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования – это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.
Логическим
завершением анализа управления
инновационной деятельностью
(2.1)
где Д – доход от инноваций;
К – размер инвестиций.
Таким образом, рентабельность инноваций на 2006 г. составит:
Подводя итог данному вопросу, следует отметить, что экономический анализ политики управления инновациями – это многоступенчатый процесс, который целесообразно изменять в зависимости от конкретных объектов исследования.
Инновационная деятельность анализируемого предприятия характеризуется положительной динамикой роста величины инвестиций. Вместе с тем, структура инвестиций выглядела бы несколько странной, если бы не шаги руководства по привлечению инвестиций в основное производство.
В результате
анализа был рассчитан индекс
рентабельности инноваций, равный 0,39,
что существенно превышает
Заключение.
Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Информация о работе Анализ управления инновационной деятельностью предприятия