Бизнес-план – основа планирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги" с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т.д.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность и виды планирования в предпринимательской деятельности.
2. Организация планирования предпринимательской деятельности.
3. Бизнес-план – основа планирования предпринимательской деятельности.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Планирование.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

План работы

 

Введение.

1. Сущность  и виды планирования в предпринимательской  деятельности.

2. Организация планирования  предпринимательской деятельности.

3. Бизнес-план – основа планирования предпринимательской деятельности.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность функционирования предприятия определяется многими  обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить  продукцию или оказывать услуги" с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т.д.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов  их внутренней увязки. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания. Именно оно позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.

Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц.

Таким образом, планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач.

1. Сущность  и виды планирования в предпринимательской деятельности

Планирование – это  разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу.  Планированием  на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

- цель деятельности предприятия  и его структуры на плановый  период, количественно выраженная  системой установленных показателей  (с указанием конкретных видов  выпускаемой продукции и характера  работ);

- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

- правила и сроки увязки целей  и средств по этапам на весь  период действия плана;

- этапы и сроки выполнения  работ;

- исполнители плана по срокам  и видам работ;

- методы, этапы и средства  контроля выполнения плана. 

В условиях рынка с его жесткой  конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста  и процветания. Именно оно позволяет  оптимально увязать имеющиеся возможности  предприятия по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.

Это вытекает из самой сущности планирования, проявляющейся в том, что:

• во-первых, оно имеет дело с  выбором из множества возможных  альтернатив развития предприятия  в будущем;

• во-вторых, реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня. Отсюда всегда существует вероятность ошибки;

• в-третьих, планирование есть непрерывный  процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно  уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с производства изделий, их реализации и кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегия и политика по их достижению; разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;

• в-четвертых, исходной предпосылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия  должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государства и т.д.);

• в-пятых, в силу различий в самой  сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение ассортимента продукции и рынка сбыта требуют рассмотрения в долговременном плане. В то же время текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждаются в анализе в краткосрочном периоде.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, а также текущее планирование.

Каждый из указанных видов планирования имеет свою методологию, формы и  методы увязки и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - "Прогнозирование и планирование экономической деятельности".

В пособии планирование рассмотрено  только в части его роли и значения в деле развития предприятия в  условиях рынка как средство, позволяющее  найти наиболее эффективные пути увязки возможностей предприятия со спросом и предложением на товары и услуги, производимые им.

Стратегическое планирование - это  видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике  и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей  и средств достижения этого нового состояния. Оно выражается не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и т.д.). Период такого рассмотрения составляет 10-15 лет и обусловливается рядом причин и прежде всего тем, что за это время происходят, как правило, сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменения вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются трех- и пятилетние планы развития предприятия по различным видам его деятельности (реализация, производство, затраты, финансы и т.д.).

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его  конкретным выражением являются планы  развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что  показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно.

В силу динамичности процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни страны, необходимо осуществлять текущее планирование сроком до 1 года. Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, т.е. на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев подвергаются корректировке. В сравнении с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в области движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. Фактически в них происходит увязка задач различных служб предприятия.

Но более тесная координация  различных служб предприятия  происходит путем календарного планирования с его периодом действия, как правило, 10 дней. Это программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Для вновь создаваемых предприятий  или для осуществления каких-либо коммерческих проектов, получения ссуды  или кредита следует составлять бизнес-планы, как это имеет место в странах с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация планирования  предпринимательской деятельности.

Практически вся система  хозяйственного управления и регулирования  производства строится на методах планирования.  Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все эти этапы  производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

С необходимостью организации  планирования своих действий люди столкнулись, очевидно, еще в глубокой древности. Первой основополагающей стадией любого осознанного дела является постановка цели. Вслед за первой стадией идет следующая – выбор пути и средств достижения цели. Это были первые, но очень важные ступени в развитии осознанного целевого управления. Постепенно планирование получило всеобщее признание как нажитой опыт осознанной, но архаично воспринимаемой необходимости.

Планирование необходимое  условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров (рис. 1).



 




 


 

Рис. 1. Связь ресурсов и времени.

 

Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года, а  средствами управления – достигать плановых результатов.  Любые просчеты и упущения грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая ее сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

Планирование, административное управление и контроль за деятельностью производственного  предприятия неразрывно связаны. В  зарубежной практике они нередко  объединяются одним понятием – «менеджмент».

Аналогичного подхода к планированию и управлению производством придерживаются специалисты почти всех стран. По мнению канадского бизнесмена Д. Дойла, «план предпринимательского бизнеса является основой контракта между предпринимателем и финансистом-вкладчиком. Это общепринятый прием менеджмента, который используется корпорациями и учреждениями всех размеров для того, чтобы установить цель и предложить пути ее достижения. Он, как правило, составляется на несколько лет – обычно на пять лет. Совет директоров развивающейся компании полагается на долгосрочный план, как на дорожную карту». Хороший план, по мнению Дойла, - одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, - гарантия провала фирмы. Поэтому планированием охватываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Организация планирования производства на предприятии – это точное предвидение  и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему месту. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.

План всегда устремлен вперед, в будущее. С его помощью по часам и датам, начиная с текущего момента и на перспективу, распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и природные).

Организация планирования как метод хозяйственного предвидения  и программирования основан на детальных  расчетах и указаниях. С одной  стороны, в плане содержится задание  и срокам исполнения на перспективу для всего персонала – что и когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей – какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие (фирма) достигло поставленной цели (табл. 1).

 

Таблица 1.

Задачи планирования и основные исполнители

Задачи планирования

Основные исполнители

Проектирование ближайшей  и отдаленной перспективы по датам (дням, часам) исполнения

Руководители предприятия  всех органов, функциональные отделы и  лаборатории

Организация исполнения

Руководители структурных  звеньев (начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры и специалисты)

Контроль исполнения

Руководители предприятия  и специалисты

Информация о работе Бизнес-план – основа планирования предпринимательской деятельности