Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка бизнес-плана производства нового вида продукции. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты разработки бизнес-плана инновационного проекта, а именно понятие бизнес-плана, его цели и задачи, структуру и содержание бизнес-плана, а также показатели эффективности разработки бизнес-плана;
разработать бизнес-план производства нового вида продукции на примере ООО «Славянский хлеб».
Введение
1 Теоретические аспекты разработки бизнес-плана инновационного проекта
1.1 Понятие бизнес-плана, цели и задачи бизнес-планирования инновационного проекта
1.2 Структура и содержание бизнес-плана инновационного проекта
1.3 Показатели эффективности разработки бизнес-плана 21
2 Разработка бизнес плана по освоению нового вида продукции ООО «Славянский хлеб»
2.1 Общая характеристика предприятия 25
2.2 Резюме 25
2.3 Анализ рынка и вида деятельности 27
2.4 Описание товара 32
2.5 План маркетинга 34
2.6 Производственный план 36
2.7 Организационный план 41
2.8 Финансовый план 42
Заключение 45
Список литературы 49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
| ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КАЧЕСТВА
|
Кафедра управления инновациями
Слабко Ирина Константиновна
БИЗНЕС-ПЛАН ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ «ACCEPTABLE PRICE») |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. 1844 __________________
| |||
Ассистент кафедры управления инновациями _____________ Д.В. Николаев
| |||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20 г.
|
Оценка _________________________
____________ ___________________ подпись
«_____» ________________ 20 г.
|
г. Владивосток
2011
Оглавление
Введение
1 Теоретические аспекты разработки бизнес-плана инновационного проекта
1.1 Понятие бизнес-плана, цели и задачи бизнес-планирования инновационного проекта
1.2 Структура и содержание бизнес-плана инновационного проекта
1.3 Показатели эффективности разработки бизнес-плана 21
2 Разработка бизнес плана по освоению нового вида продукции ООО «Славянский хлеб»
2.1 Общая характеристика предприятия 25
2.2 Резюме 25
2.3 Анализ рынка и вида деятельности 27
2.4 Описание товара 32
2.5 План маркетинга 34
2.6 Производственный план 36
2.7 Организационный план 41
2.8 Финансовый план 42
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение А План движения денежных средств на 1 год 50
Приложение Б Таблица дисконтированных денежных потоков 51
Приложение В Расчет точки безубыточности компании «Славянский хлеб» 52
Введение
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является прогрессивная форма бизнес-плана. Как организовать собственный бизнес? С чего начать? Как обеспечить безопасность бизнеса и конкурентоспособность продукции? Как рассчитать прибыль, объем производства, налоги, расходы? Все эти и другие вопросы вам поможет решить бизнес-план. Он включает разработку цели и задачи, которые ставятся перед предпринимателем на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Бизнес-план позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что предприятие имеет эффективную, последовательную программу осуществления целей и задач проекта.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время любое предпринимательство нуждается в улучшении своей производственной и финансовой деятельности. Для этого необходимо ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия – в этом и заключается суть бизнес-планирования. Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он: дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должна развиваться фирма; служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Бизнес-план позволяет показать выгодность предлагаемого проекта.
Инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. При большом выборе видов инвестиций и инноваций предприятие постоянно сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инновационного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.
Целью данной курсовой работы является разработка бизнес-плана производства нового вида продукции. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты разработки бизнес-плана инновационного проекта, а именно понятие бизнес-плана, его цели и задачи, структуру и содержание бизнес-плана, а также показатели эффективности разработки бизнес-плана;
разработать бизнес-план производства нового вида продукции на примере ООО «Славянский хлеб».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области бизнес-планирования и инноваций: В.М. Аньшин, И.М. Бабук, И.Т. Балабанов, В.А. Баринов, В.П. Буров, Н.П. Грибалев, Ю.П. Морозов, А.С. Пелех, Р.А. Фархутдинов и др.
1 Теоретические аспекты разработки бизнес-плана инновационного проекта
Для большей прозрачности обсуждение проблемы целесообразно начать с определения основных понятий и, прежде всего, необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация».
Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.
В США понятие «нововведение» заменяет понятие «научно-технический прогресс» и центр тяжести в научно-технической сфере перемещается с процесса на результат, то есть на те конечные изменения в экономике, социальной сфере, которые происходят под воздействием этого нововведения [4, с. 59]. Таким образом, речь идет об интеграции науки, производства и потребления.
Однако, как свидетельствует мировой опыт, между развитием науки и техники и способностью порождать новые технологии (нововведения) нет прямой связи. Между ними есть то, что принято называть «способностью нации распространять в масштабах всей экономики и других сфер общественной деятельности новые технологии и продукты» (нововведения в научно-технической сфере).
Инновационная способность - это структурная характеристика организации общественной жизни в стране, она охватывает все сферы общественной жизни.
Основное свойство нововведения - это влияние его на образ жизни людей. Таким образом, нововведение - это первое применение нового продукта или услуги, то есть коммерческое освоение новой идеи, новых научных результатов [12, с. 74].
Следовательно, инновационный процесс можно представить как процесс, пронизывающий всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность, который ориентирован на удовлетворение конкретных общественных потребностей путем реализации нововведений на рынке. То есть инновационные процесс - это процесс создания, распространения и применения продуктов и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.
Обобщенную схему инновационного процесса можно представить с помощью рисунка 1.
Рисунок 1 - Обобщенная модель инновационного процесса
Кратко остановимся на понятиях «инновационная деятельность» и «инновационное предпринимательство», а также на роли и месте технопарков в них.
Инновационная деятельность (ИД) - это один из интеллектуальных видов деятельности людей, направленных на получение, распространение и потребление любых нововведений, которые существенным образом изменяют жизнь людей.
Инновационное предпринимательство (ИП) - это рискованное занятие людей, направленное на организацию своего бизнеса путем коммерциализации любых нововведений.
Инновационная деятельность имеет место во всех сферах деятельности людей: политике, культуре, образовании, науке, технологической, производственной, военной, социальной и других сферах.
Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией [4, с. 62].
От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары. Такими критериями являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции. Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать: способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей; развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции; осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать новые идеи [5, с. 89].
Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т.е. отвечает для себя на вопрос, «под силу» ли предприятию внедрение инноваций.
Инновация - это нововведение, изменение. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение курса доллара или экономической обстановки в целом навязано вашей организации извне, и она вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы сократить убытки. Переезд на другую квартиру, смена места работы, свадьба - изменения, инициаторами которых являетесь вы сами.
Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.
Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.
Под бизнес проектом понимается содержательная характеристика предлагаемой к осуществлению предпринимательской идеи (т.е. необходимый комплекс практических мероприятий и способов) с целью получения после ее реализации определенного экономического результата (величины чистой прибыли, дохода, конкретной доли завоеванного целевого рынка).
Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных в виде комплекта проектной документации, обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы) и приводящих к инновации.
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты реализации инновационного проекта, анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться участник инновационной деятельности, а также определяет способы решения этих проблем.
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить организации как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержатся оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должен развиваться проект (организация);
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов [9, с. 31].
При составлении бизнес-плана необходимо оценить возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач. Этот процесс, в свою очередь, состоит из двух частей:
- во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься организация);
- во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.
Установление таких целей является наиболее легкой задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания организации и его прибыльности.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития организации).
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент, ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (организация), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.
Бизнес-план предназначен для инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и самой организации. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочных целей.
Бизнес-план помогает:
- принимать важные деловые решения;
- подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела;
- получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;
- предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;
- поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;
- расширяться в новых и перспективных отраслях;
- быть более убедительным при поиске финансирования.
Любой бизнес-план должен иметь читателей, заинтересованных в успехе дела. Существует семь различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:
- Бизнес-план для самой организации. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?
- Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь технико-экономическое обоснование, которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для организации окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита.
- Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если средства привлекаются за счет публичной эмиссии акций организации, бизнес-план содержащий сведения об организации, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет успешнее продать организацию инвесторам. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии [18, с. 51].
- Бизнес-план для совместного организации или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные организации теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному делу, а грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.
- Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности организации дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.
- Бизнес-план для объединения с другой организацией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.
- Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие организации растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической – в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и, что важнее, позволит вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников - инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.
Структура бизнес-плана может быть различной, в зависимости от целей, задач компании, вида деятельности и ряда других факторов. Здесь приводится классическая структура, которой в любом случае необходимо придерживаться при бизнес-планировании [14, с. 38].
1. Резюме
Резюме - самая важная часть любого бизнес-плана. Аналогично аннотации к научной статье, в резюме необходимо максимально кратко изложить все основные положения и преимущества бизнес-плана, с тем, чтобы наиболее полно охарактеризовать предлагаемый бизнес и обоснование его прибыльности. Как правило, данный раздел пишется в последнюю очередь, когда все остальные разделы бизнес-плана уже составлены, проверены и просчитаны.
Резюме бизнес-плана не должно по объему превышать 3-4 страницы. В резюме обязательно следует отметить следующие позиции:
1. Суть проекта.
2. Эффективность проекта.
3. Сведения о предприятии.
4. Команда проекта.
5. Стратегия реализации проекта.
6. Объем необходимого финансирования.
7. План возврата заемных средств.
8. Гарантии возврата инвестиций.
Основное требование к резюме - простота и лаконичность, минимум специальной терминологии. С первых слов читатель (потенциальный инвестор) должен получить информацию о наличии обоснованного спроса на предлагаемую продукцию и об эффективности проекта. Резюме можно дополнить наглядной иллюстрацией или фотографией, чтобы оставить след в памяти читателя.
2. Инициатор проекта (персона + команда + предприятие)
В данном разделе следует дать описание предприятия и отрасли, а также команды и руководителя проекта. Важно охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке.
Не менее важно дать грамотную оценку отрасли в целом: анализ текущего состояния отрасли, тенденции развития и темпы роста, место предприятия в отрасли. Важно отметить характер спроса в данной отрасли, характер основной массы предприятий, работающих в данной сфере.
Базовая информация о компании должна содержать следующие позиции:
1. Общие сведения о предприятии (название, год основания, организационно-правовая форма, уставный капитал предприятия фактический и почтовый адрес, место нахождения предприятия, занимаемая площадь).
2. Структура управления, руководство, персонал (сведения об учредителях и собственниках, распределении долей между ними, организационная структура предприятия, сведения о руководителях предприятия и ключевых сотрудниках).
3. Текущая миссия и цели. (В заявлении о миссии следует указать, чего компания хочет добиться сейчас и в ближайшей перспективе. Это заявление должно быть очень кратким и давать четкие указания сотрудникам, потенциальным инвесторам, клиентам, читающим бизнес-план.)
4. Основные достижения и финансовые результаты на настоящий момент. (В последней части анализа состояния компании следует дать ее краткую финансовую историю и описать основные достижения.)
3. Описание продукции
В этом разделе описывается продукт или услуга, которая предлагается на рынке покупателям. Написанию этого раздела предшествует предварительная работа по выбору продуктов и услуг, которые должны стать основой бизнеса.
В раздел обычно включается следующая информация:
1) наименование изделия и его спецификация;
2) функциональное назначение и область применения;
3) основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
4) показатели технологичности и универсальности продукции;
5) соответствие стандартам и нормативам (контроль качества);
6) стоимостная характеристика;
7) стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
8) возможности дальнейшего развития продукции;
9) концепция развития продукции следующих поколений:
10) сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
11) структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях;
12) условия поставки продукции;
13) преимущества продукции перед аналогами (здесь важно подчеркнуть уникальность продукта или услуги, их потенциал, преимущество может заключаться в возможности выполнить задачу быстрее и эффективнее, чем конкурирующие изделия (неосязаемый фактор); во внешнем виде (осязаемый фактор).
14) экспортные возможности продукции.
Главная задача данного раздела – определение ключевых преимуществ нового продукта по сравнению с продуктами-конкурентами.
4. Анализ рынка и план маркетинга
Основной стратегический раздел бизнес-плана.
Здесь описываются пошаговые инструкции по завоеванию предприятием рынка, приводится оценка рыночных возможностей компании. Объем сбыта продукции с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования спроса определяют эффективность реализации инновационного проекта в целом.
Очевидно, что важнейшим объектом при изучении рынка является потребитель. Найти своих клиентов поможет сегментация рынка. Различают демографическую, географическую сегментацию, а также поведенческое сегментирование.
Значительным фактором внешней среды, который непосредственно оказывает влияние на деятельность компании, является конкуренция. Необходимо определить степень конкуренции: конкретные компании, продукцию, услуги, которые составляют подлинную конкуренцию.
В конечном итоге при анализе рынка необходимо провести оценку: потенциальной емкости рынка, потенциального объема продаж (предложения), реального объема продаж.
Для существующих товаров и рынков оценки даются по фактическим данным, для новых рынков и новых товаров оценки будут носить прогнозный характер.
Теперь рассмотрим содержание плана маркетинга. Цель этой части бизнес-плана – разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара. План маркетинга предусматривает следующие позиции: цели и стратегии маркетинга, ценообразование, выбор системы распространения товара (услуги), продвижение товара (услуги).
При решении вопросов связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе общей стратегии компании детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров или услуг, по проникновению на конкретные рынки, выпуску новых товаров, по конкурентной борьбе на рынках, методам стимулирования продаж, по бюджету маркетинга и т.д. Цена товара может определяться с учетом множества факторов: себестоимости продукции, уникальных достоинств товара, его качества, цены конкурентов на аналогичный товар (услугу) или товары-заменители, цены, определяемой спросом на данный товар (услугу). Выбор метода установления цен и уровень планируемой цены свидетельствует о выработке компанией своей ценовой политики.
Схема распространения товаров – это организация каналов сбыта продукции от производителя к потребителям. Компания должна определить, как будет распространяться продукция – самостоятельно или через посредников. В схеме должны быть предусмотрены структура и размеры каналов сбыта (одно, двух-, трехуровневые каналы сбыта), при этом эффективным решением данного вопроса является выбор наилучшей комбинации нескольких каналов.
Продвижение товара (услуги) включает рекламу, связи с общественностью, организацию послепродажного обслуживания. Компании необходимо определить цели рекламы, рекламный бюджет, целесообразно ли создавать на фирме систему связи с общественностью, предложить систему послепродажного обслуживания.
5. Производственный план
Структура производственного плана может быть примерно следующей.
1. Описание производственного цикла. Графическая характеристика производственного цикла предлагаемого бизнеса. Корреляция с сезонными колебаниями спроса и загрузки производственных мощностей предприятия, влияние на уровень складских запасов.
2. Описание необходимых производственных мощностей и темпов их развития и замены. Для существующего предприятия необходимо описать ту часть мощностей, которая уже имеется и будет задействована в проекте, а также те мощности, которые необходимо приобрести и ввести в эксплуатацию. Условия и сроки приобретения и монтажа нового оборудования.
3. Производственная стратегия предприятия. Описание сути производственного процесса, если речь о существующем предприятии, или философии будущего производства, основных ценностей руководства в производственных вопросах. Уровень брака, описание подходов к вопросам качества, анализ системы управления качеством на предприятии или предложения по ее построению и внедрению.
4. Стратегия снабжения предприятия. Система управления запасами на предприятии. Если производство существует - анализ эффективности системы снабжения с точки зрения издержек на содержание запасов.
5. Рабочая сила, система контроля квалификации персонала. Требования к профессиональной квалификации производственного персонала.
6. Взаимоотношения с государством и правовое регулирование производственной деятельности. Нормативные акты, имеющие отношения к производству, наличие ограничений, лицензирования, экологических санкций.
6. Организационный план
Организационный план, как правило, состоит из двух частей: первая – деловое расписание (план-график) реализации проекта, вторая – организационная структура компании.
Первая часть дает представление о привязке проекта ко времени реализации каждого пункта в бизнес-плане, а также позволяет проиллюстрировать временные затраты на выполнение каждого пункта.
Расписание позволяет контролировать ключевые события всего проекта, предусматривать сбои и вносить своевременные корректирующие изменения в план, оценивать влияние подобных сбоев на конечный результат, с тем, чтобы минимизировать риски и снизить вероятность несвоевременного завершения проекта. Грамотно составленное деловое расписание, помимо прочего, демонстрирует потенциальному партнеру уровень профессиональной компетенции команды проекта, ее способности управлять всеми ресурсами, в том числе самым дорогим - временем. Как правило, начинающие предприниматели склонны недооценивать временные затраты на воплощение в жизнь этапов проекта, поэтому необходимо стараться быть как можно более объективно и обоснованно назначать сроки выполнения этапов.
Вторая часть раздела – организационная структура компании. На стадии формирования структуры управления важно учитывать основные принципы ее построения: оптимальное распределение прав и обязанностей, заинтересованность исполнителей, информирование руководителей, наличие контроля. Работоспособность предприятия будет обеспечена лишь в случае нахождения согласованного равновесия между интересами производства и интересами и способностями работника.
Важно обратить внимание на структуру команды проекта – распределение ролей между членами управленческой команды, наличие вакантных позиций, история сплочения коллектива. В некоторых случаях полезно привести краткое резюме ключевых персоналий команды проекта, их послужной список. В бизнес-плане необходимо также отразить кадровую политику компании.
7. Финансовый план и анализ эффективности проекта
Содержание финансового плана – это совокупность планово-отчетных документов:
1. План-прогноз доходов (продажи).
2. План-прогноз расходов (структура себестоимости продукции и затрат на реализацию).
3. План-прогноз прибылей и убытков.
4. План движения денежных средств.
5. Прогнозный баланс.
Традиционно, в качестве иллюстрации прибыльности проекта, в бизнес-плане присутствуют следующие показатели экономической эффективности:
1. Дисконтированный срок окупаемости (DPP). Этот показатель характеризует время, необходимое для возврата привлеченных средств. Как правило, исчисляется в месяцах, даже если срок окупаемости превышает несколько лет.
2. Чистый приведенный доход (NРV). Этот параметр соответствует объему чистого дохода, с учетом дисконтирования, т.е. приведения всех денежных потоков к одному времени.
3. Внутренняя норма рентабельности (IRR). Данный показатель дает представление об относительной прибыльности проекта в сравнении с текущей ставкой рефинансирования ЦБ.
4. Индекс прибыльности (PI). Характеризует отношение приведенных доходов, ожидаемых от инвестиций, к сумме инвестированного капитала.
8. Инвестиционный план
Данный раздел бизнес-плана ориентирован на предоставление прозрачной информации о целях инвестирования ресурсов в проект, направлениях использования вложенных денежных средств. Потенциальный инвестор должен получить полную и объективную информацию о том, как команда проекта будет распоряжаться его деньгами, на что они будут потрачены, какова будет доля инвестора в будущих доходах компании.
9. Анализ рисков
Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими являются весьма важными, т.к. потенциальные инвесторы (кредиторы) хотят знать, с какими проблемами может столкнуться компания как инициатор проекта предполагает выйти из сложившейся ситуации.
Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей, для более простых оценок достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок. Главное - не сложность расчетов и не точность вычислений, а умение инициатора проекта заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков, моменты их возникновения; а затем разработать меры по сокращению числа этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.
Основные этапы системы управления рисками, которые должны найти должное отражение в бизнес-плане:
идентификация риска,
анализ и оценка риска,
разработка реакции на риск,
документирование и контроль.
Приложения
В настоящее время объем бизнес-планов имеет стойкую тенденцию к сокращению. Поэтому в приложения рекомендуется переносить все таблицы, обосновывающие финансовые расчеты, массивы данных, копии разъяснительных или разрешительных документов, лицензий, патентов, материалы маркетингового исследования, заявки на поставку продукции и т.п.
Информация, приведенная в разделах бизнес-плана, необходима для того, чтобы заинтересовать потенциального инвестора [16, с. 73].
1.3 Показатели эффективности разработки бизнес-плана
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Воспринимать ее можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т. п.
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: 1) основанные на дисконтированных оценках; 2) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов [22,с.96].
Метод расчета чистого приведенного эффекта. Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет годовые доходы в размере Р1, Р2,... Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект) (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
(1.1)
NVP = - IC (1.2)
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:
NVP = - IC (1.3)
Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Этот показатель аддитивен во временном аспекте, т. е. NPV различных проектов можно суммировать. Это очень важное свойство, выделяющее этот критерий из всех остальных и позволяющее использовать его в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного портфеля.
Метод расчета индекса рентабельности инвестиций. Этот метод является, по сути, продолжением предыдущего. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле:
PI = / IC (1.4)
Если PI>1 – проект следует принять
PI<1 – проект следует отвергнуть
PI=1 – проект ни прибыльный, ни убыточный
Метод расчета нормы рентабельности инвестиций. Под нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0 (1.5)
Рентабельность отражает степень прибыльности работы организации. В формулах рентабельности используются различные показатели (составляющие капитала). Рентабельность продаж выразим в виде формулы:
(1.6)
где - прибыль от продаж
- выручка от продаж
Метод расчёта коэффициента рентабельности всего капитала, которая показывает эффективность использования всего имущества организации. Её снижение свидетельствует о падающем спросе на товар фирмы или о перенакоплении активов. И рассчитывается по формуле:
(1.7)
где - средний за период итог баланса
Р – прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, или чистая прибыль.
Прибыль или убыток предприятия – главный показатель, отражающий финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов, возникающий в результате осуществления хозяйственных операций. Предусмотрены пять основных показателей прибыли:
валовая прибыль;
прибыль от продаж;
прибыль до налогообложения;
прибыль от обычной деятельности;
чистая (нераспределённая прибыль).
Если из выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) вычесть себестоимость (покупная стоимость товаров), продукции, работ, услуг получим валовую прибыль. Если из валовой прибыли вычесть издержки обращения, получим финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж. К нему прибавляют операционные доходы и вычитают операционные расходы. К полученному результату прибавляют внереализационные доходы и вычитают внереализационные расходы. Таким образом, получают прибыль до налогообложения. Из неё вычитают налог на прибыль и другие аналогичные обязательные платежи. В результате получается прибыль от обычной деятельности. К прибыли от обычной деятельности прибавляют чрезвычайные расходы (отражаются расходы от чрезвычайных обстоятельств), вычитают чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств) и получают чистую прибыль.
2 Разработка бизнес плана по освоению нового вида продукции ООО «Славянский хлеб»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Славянский хлеб», расположенное по адресу г. Владивосток, ул. Нейбута, 47, – самое молодое и, весьма, перспективное предприятие группы предприятий ОАО «Хлебный мир», которое сегодня производит самую разнообразную продукцию. Это и кондитерские изделия – более 100 наименований и хлебобулочные изделия.
За последние годы производство всех видов продукции было оснащено новейшим отечественным и зарубежным оборудованием. Эти мероприятия позволили поднять на более высокий уровень качество и потребительские свойства хлеба и хлебобулочных изделий.
Компания ООО «Славянский хлеб» появилась в 1999 году.
Основные цели создания общества:
приготовление хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
торговля и торгово-посредническая деятельность;
прием индивидуальных заказов на изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий;
купля-продажа и обмен товаров, сырья, полуфабрикатов, машин, оборудования, промышленной продукции и товаров народного потребления;
услуги по хранению материальных ценностей;
приобретение и предоставление прав на владение и пользование охранных документов, технологий, ноу-хау.
2.2 Резюме
Компания ООО «Славянский хлеб» работает на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий более 10 лет.
Главная задача, стоящая перед компанией ООО «Славянский хлеб» - расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоёванных позиций с помощью расширения ассортимента производимых товаров.
В настоящее время, желая улучшить свою производственную и финансовую деятельность и желая расширить сферу своего бизнеса, компания ООО «Славянский хлеб» предполагает заняться производством и сбытом новой продукции, а именно выпуском батона «Особый», отличающийся своими превосходными вкусовыми свойствами и лучшим соотношением качества и цены, который не подлежит замораживанию, а будет выпускаться только в выпеченном виде. Для производства этого батона планируется использование инновационного оборудования "Синдика-Курал", так как при сравнительно невысоких ценах, это инновационное оборудование оборудование занимает небольшие площади, может работать без капитального ремонта до 5 лет, и данное оборудование может быть без труда переоборудовано на более большие производственные мощности.
Для реализации этого проекта необходимо создать дополнительную бригаду работников из 7 человек, которые будут заниматься только разработкой этого батона. Так же необходимо закупить новое оборудование. Компания нуждается в кредите в размере 400000 рублей для приобретения оборудования. Указанная сумма позволит полностью профинансировать этап расширения, и обеспечит рост прибыли.
С целью обеспечения успеха деятельности фирмы планируется осуществление мероприятий по следующим ключевым направлениям:
1) удовлетворение спроса на продукцию вида батон;
2) обеспечение обслуживания на высоком уровне;
3) финансовый контроль и планирование денежного бюджета.
Произведенная оценка эффективности настоящего проекта подтверждает, что:
1) чистый приведенный эффект (NPV) – 129,7 тыс. руб.;
2) индекс рентабельности (PI) – 1,3;
3) внутренняя норма доходности (IRR) – 7,4% в месяц;
4) срок окупаемости (РР) – 8 месяцев.
2.3 Анализ рынка и вида деятельности
Компания ООО «Славянский хлеб» весь период своего существования занималась разработкой и сбытом хлебобулочных изделий, изготовлением полуфабрикатов (пицца, тесто слоёное, тесто слоёное дрожжевое, заготовки на пиццу), а так же мини батоны и т.д.
Хозяйственная деятельность ООО «Славянский хлеб»:
1) производство хлеба недлительного хранения;
2) производство сухих хлебобулочных изделий длительного хранения;
3) розничная торговля хлебом, хлебобулочными изделиями;
4) оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;
5) деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
6) розничная торговля слоёными изделиями.
Оценим рынок хлебобулочных изделий в г. Владивостоке. Для начала оговоримся, что речь пойдет только о хлебобулочных изделиях, не включая другие изделия из теста и кондитерские продукты.
По результатам исследования компании ООО «Славянский хлеб», для рынка хлеба и хлебобулочных изделий характерны сезонные колебания объемов производства, что связано с неравномерностью спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания. Так, спрос падает летом: в это время года горожанин съедает в два раза меньше хлебобулочных изделий, чем во все остальные сезоны. В течение недели спрос также подвержен колебаниям: он значительно возрастает в будние дни, а в выходные потребление хлеба падает почти в два раза. Возрастает спрос на хлеб также в праздничные дни.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест. Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большее количества человек. Сейчас на российском рынке хлеба присутствует как наследие СССР - традиционные виды хлеба - черный, белый, круглый, батон и буханка, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория - хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и т.п. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано в первую очередь с благосостоянием населения, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам. По данным Института питания РАМН, уровень потребления этого важного продукта питания в нашей стране в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической ситуации в стране и уровня доходов населения (рисунок 2).
Рисунок 2 – Уровень потребления хлеба и крупы жителем России
в разные периоды времени
По данным Института питания РАМН, статья «Рынок печеной продукции в России составляет около 4,5 млрд. долл. в год».
Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около 100 кг хлеба в год, при этом для Приморского края этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг. Таким образом, культура потребления хлеба в г. Владивостоке аналогична западной. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в России за 2009 год оценивается в 7 702 тыс. тонн или 4,5 млрд. долл. в стоимостном выражении. В последние 5 лет в России наблюдается тенденция к снижению объемов производства хлеба. По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%. По данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. За период с 2000 по 2009 гг. объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в России снизились на 20%. Промышленное производство хлеба на душу населения с 2000 по 2009 г. по России снизилось на 18%, в Приморском крае - на 15% (по материалам статей «Исследование потребителей на рынке хлеба и ХБИ»).
По данным маркетингового агентства Step by Step, рынок Приморского края хлебобулочных изделий продолжает набирать обороты, несмотря на падение общероссийских показателей. Годовое производство хлеба и хлебобулочных изделий в Приморском крае составляет 657 тыс. тонн, годовой объем рынка хлебобулочной продукции г. Владивостока составляет примерно 230 млн. долларов в денежном выражении. По данным Росстата, среднесуточный объем Владивостокского рынка хлебобулочных изделий составляет 180 тонн. Структура Приморского рынка представлена примерно 4 крупнейшими хлебозаводами, в числе которых (ООО «Славянский хлеб», ОАО «Владхлеб», ОАО Артёмовский хлебозавод, ОАО Большекаменский хлебозавод, ИП Сдобушка). Суммарная доля, которых составляет около 85% рынка, и свыше 10 пекарен, на которые приходится около 15% рынка.
Таблица 1 – Объём продаж и доля на рынке
Наименование предприятий | Объем продаж в сутки, тонн. | Доля рынка, % |
ОАО «Владхлеб» | 35 | 25 |
ООО «Славянский хлеб» | 35 | 20 |
ОАО Артёмовский хлебозавод | 30 | 15 |
ОАО Большекаменский хлебозавод | 25 | 15 |
ИП «Сдобушка» | 25 | 10 |
Прочие пекарни | 30 | 15 |
Всего | 180 | 100 |
Таким образом, данные таблице показывают, что самую большую долю на рынке из крупных компаний занимает ОАО «Владхлеб» - 25%, а самую маленькую долю занимает ИП «Сдобушка». Несмотря на то, что объём продаж у компании ОАО «Владхлеб» и ООО «Славянский хлеб» одинаковый по 35 тонн в сутки, компания ООО «Славянский хлеб» намного меньшее количество времени находится на этом рынке.
По данным ООО «Славянский хлеб» средняя цена на весь ассортимент продукции хлебобулочных предприятий во Владивостоке в 2009 году составляла 50,2 руб./кг, а наибольшую среднюю цену имела сдобная и мелкоштучная хлебобулочная продукция (рисунок 3).
Наиболее распространенной сегментацией на рынке хлебобулочных изделий является сегментация по категориям: хлеб (стандартный ассортимент, 20-25 позиций), батоны (5-6 позиций), нетрадиционные сорта с полезными добавками (порядка 10), мелкоштучные и сдобные изделия (более 20 позиций).
По мнению экспертов, сегодня развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов. Растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу.
Рисунок 3 – Средние цены на продукцию хлебобулочных предприятий во Владивостоке.
Данный принцип хлебобулочные изделия массового спроса, так делит рынок на две ниши: называемый «социальный» хлеб, который составляет основную часть ассортимента производителей хлебобулочных изделий, а его цена составляет 15-20 руб. за нетрадиционные хлебобулочные изделия – низкокалорийный хлеб, единицу товара; различные виды хлеба с добавками и выпечка из слоеного теста.
В то время как потребление «социального» хлеба достаточно стабильно на протяжении уже нескольких лет - его доля составляет около 50%. По результатам исследования ООО «Славянский хлеб», среди важных критериев выбора при покупке хлебобулочных изделий потребителями были названы свежесть изделия, цена, упаковка и внешний вид. Основными критериями выбора места покупки хлеба и хлебобулочных изделий является близость торгового предприятия к месту проживания или работы, а также возможность покупки других продуктов питания в одной точке. По данным компании ООО «Славянский хлеб» почти половина покупок хлебобулочных изделий совершается в продуктовых магазинах, еще четверть - в супермаркетах (рисунок 4).
Рисунок 4 – Места совершения покупок хлеба и хлебобулочных изделий
В связи с тем, что последними тенденциями на рынке стали рост спроса на свежевыпеченный горячий хлеб, рост популярности хлеба с добавками злаков, диетического и диабетического, участники рынка значительно расширяют ассортимент хлебобулочных изделий, стремятся производить качественную продукцию и при этом быть «ближе» к покупателю.
Таким образом, современный рынок хлеба и хлебобулочных изделий диктует жесткие требования производителю. Для того чтобы быть успешным на рынке, недостаточно производить только массовые сорта хлеба и хлебобулочных изделий, необходимо выпускать широкий ассортимент изделий, уделять особое внимание качеству своей продукции, а также учитывать специфику и привычки потребителей.
2.4 Описание товара
Продуктом компании ООО «Славянский хлеб» являются хлебобулочные изделия. Данный батон представляет собой, хлебное изделие удлиненной формы длиной 90 см и шириной 10 см. Масса готового батона составляет 550 грамм. На верхней части батона нанесены поперечные полосы. Батон “Особый” изготовляется в пекарне и сразу поступает в продажу, поэтому батон предстает для покупателей всегда свежим и горячим. Стоит, конечно же, отметить несомненные вкусовые качества батона. Отличные потребительские свойства батона обеспечивают современная технология производства и качественное сырье, используемые для производства. Особые вкусовые качества батону придает пищевая добавка улучшитель “Экстра” и новый вид муки «Рубцовская» высший сорт. Для производства батона “Особый” используются следующие компоненты: мука рубцовская высшего сорта, дрожжи прессованные, соль, сахар, маргарин и улучшитель “Экстра”. Кроме отличных вкусовых качеств батона, можно отметить его полезность, заключающаяся в содержании полезных минералов и витаминов.
А теперь приведем сравнительную характеристику различных видов хлеба, продаваемых в г. Владивостоке. В таблице 2 приведены продаваемые сорта хлеба.
Таблица 2 – Наименование продукции продаваемой в г. Владивостоке
Сорта батонов | Мука | Масса, гр. | Цена, руб. |
“Столичный” | Ржаная выс сорт | 800 | 30 |
“Дарницкий” | Ржаная 1 сорт | 800 | 28 |
“Формовой” | Пшеничная 1 сорт | 700 | 25 |
“Подовый” | Пшеничная выс. сорт | 500 | 23 |
“Французский” | Пшеничная выс. сорт | 400 | 35 |
“Крестьянский” | Пшеничная | 700 | 30 |
“Особый” | Рубцовская выс. сорт | 550 | 35 |
Качество хлеба может характеризоваться следующими свойствами: вкусовые качества, срок хранения хлеба, в течение которого хлеб не теряет своих качеств, энергетическая ценность, полезность (содержание полезных витаминов, минералов). Представим и опишем качества хлеба, продаваемого в г. Владивостоке (табл. 3).
Полезность (витамины) имеется ввиду витамины В1, В2, РР. Эти и другие данные в приведенной таблице взяты из “Книги о вкусной и здоровой пищи”.
Таблица 3 – Качество продукции
Сорта батонов | Вкусовые качества в баллах (1-5) | Срок хран., дней | Энергетич. ценность хлеба на 100 гр, ккал | Полезн. на 100 гр, мг |
“Столичный” | 4 | 1-2 | 170 | 0.96 |
“Дарницкий” | 3 | 2 | 160 | 0.85 |
“Формовой” | 3 | 1-2 | 240 | 1.74 |
“Подовый” | 4 | 2 | 255 | 2.01 |
“Крестьянский" | 5 | 2-3 | 265 | 2.17 |
“Французский” | 5 | 3 | 278 | 2.14 |
“Особый” | 5 | 3 | 285 | 2.21 |
Как видно из таблицы, батон «Особый» имеет прекрасные вкусовые качества. Батон “Особый” имеет большой срок хранения, который обеспечивает ему специальные добавки, входящие в состав батона. Кроме того, батон отличается более высокой калорийностью. Этот факт может отпугнуть людей, имеющие проблемы с лишним весом, но вот остальным людям, по-настоящему ценящих вкусный хлеб, батон “Особый” придется по вкусу. В нем же и содержится больше витаминов.
Конечно же, те или иные сорта хлеба имеют свои достоинства и недостатки (например, ржаной хлеб содержит больше полезных для организма минералов и имеет невысокую цену, рубцовский же богат белками и имеет более лучшие вкусовые качества). Но все же батон “Особый” имеет ряд преимуществ, с которыми жители г. Владивостока смогут ознакомиться в ближайшем будущем.
2.5 План маркетинга
Потенциальными покупателями продукции ООО «Славянский хлеб» являются все жители г. Владивостока, а также Приморского края. Стоимость батона высока, и позволить его купить могут люди со средним и высоким доходами.
Система ценообразования на продукцию заключается в следующем. Рассчитывается себестоимость готовой продукции и прибавляется желаемая прибыль с каждого батона. Цена батона зависит от затрат на изготовление продукции и может меняться. Данные расчета цены приводятся ниже. Стоимость рассчитана в руб. При изменении цен на сырье стоимость батона будет меняться лишь раз в месяц, если повышение окажется выше 10%.
Производимую продукцию планируется продавать во многих магазинах г. Владивостока. Кроме этого ООО «Славянский хлеб» планирует заключать договора на оптовые поставки батонов со школами, детскими садами и другими организациями. Предприятие предполагает также продавать свои изделия в особо людных местах (например Ярмарки).
Распространение продукции будет производиться по следующим схемам:
1) Производитель Розничная торговля Конечный потребитель
2) Производитель Оптовая торговля Розничная торговля Конечный потребитель
Самое трудное – привлечь покупателей и сделать так, чтобы они приходили вновь и вновь. Товар компании ООО «Славянский хлеб» является товаром ежедневного потребления и в широкой рекламе не нуждается. Для привлечения возможно большего количества покупателей в первое время можно выпустить красивые листовки и распространить их среди жителей района где изначально будет продаваться батон. Также немалый успех принесет стенд рядом с магазином и привлекательный плакат с ценами. Можно расположить красочный стенд-плакат в оживленном месте, чтобы люди, проходящие мимо, также знали, где они смогут приобрести новинку компании ООО «Славянский хлеб». Все это будет делаться для того, чтобы привлечь внимание, заинтересовать клиентов. Для такой продукции можно и не проводить методы стимулирования продаж. Но можно попробовать привлечь покупателей с помощью пробных предложений. Нужно написать объявление, что в такой-то день будет производиться дегустация новой продукции, а именно батона «Особый».
Далее будет произведен анализ данного вида стимулирования и, если оно окажется успешным, то периодически будет повторяться и впредь.
Стимулирование можно производить также с помощью оформления витрины, скорее всего это будет красочная фотография, вызывающая аппетит, с соответствующей надписью.
Чтобы покупатель пришел еще раз, нужна продукция высшего качества, дружеская атмосфера общения, открытость, быстрое обслуживание. Следует использовать любую возможность, чтобы показать покупателям, как им рады, как высоко их ценим, как надеемся, что они расскажут о новой продукции своим знакомым.
Стоит отвести отдельное место общению с покупателями. В этом заключается искусство успешного маркетинга. Чем больше мы общаемся с людьми, тем больше узнаем их гастрономические симпатии и предпочтения и можем научиться выпускать хлебобулочные изделия по прямому заказу. А это намного облегчит сбыт.
2.6 Производственный план
Оборудование по производству батонов будет расположено в здании ООО «Славянский хлеб», а именно в цеху под названием СЗМИ (слоёные замороженные мелкоштучные изделия), на имеющихся свободных площадях.
Все помещения готовы для налаживания производства и не требуют дополнительных средств для ремонта.
После того, как выбрано месторасположения производства, необходимо сделать решение о покупки самого оборудования. На рынке страны сейчас очень большой ассортимент предложений по продаже пекарного оборудования. Чтобы сделать правильный выбор при покупке оборудования, необходима помощь специалистов, которые не один год работают в этой области и имеют большой опыт. В результате анализа различных видов оборудования, как отечественного, так и зарубежного производства, и авторитетного мнения консультантов был сделан вывод, что оборудование, которое часто рекламируется в различных средствах массовой информации, не соответствует указываемым в рекламе характеристикам.
По совету специалистов фирмой было принято решение о покупке инновационного импортного оборудования "Синдика-Курал", выпускающая оборудование на предприятии в г. Москва. Для компании ООО «Славянский хлеб» было принято решение о покупке оборудования с производственной мощностью до 100 батонов в час. Стоимость этого оборудования составляет 400000 рублей. Выбор был сделан в пользу этой фирмы, так как при сравнительно невысоких ценах, это инновационное оборудование оборудование занимает небольшие площади, может работать без капитального ремонта до 5 лет, и данное оборудование может быть без труда переоборудовано на более большие производственные мощности (для увеличения выпуска батонов необходимо будет только лишь докупить недорогое дополнительное оборудование). В стоимость также входит весь спектр услуг и работ, связанных с его монтажом, пуском, наладкой и обучением персонала. Кроме того, в эту сумму входят гарантийное обслуживание оборудования в течение одного года и бесплатная замена запасных частей на этот период времени. Фирма "Синдика-Курал" имеет официальных дистрибьюторов во Владивостоке, поэтому в любое время можно бесплатно проконсультироваться по поводу возникших проблем или вызвать специалистов для наладки оборудования.
Оборудование для производства хлеба полностью исправно. В комплект оборудования входят следующие агрегаты (таблица 4).
Другими словами купленного комплекта оборудования будет достаточно, чтобы начать производство продукции.
Наименование оборудования | Количество, штук | Стоимость, руб. |
Основное оборудование: |
|
|
делитель теста | 1 | 150000 |
закаточная машина | 1 | 120000 |
шпильки | 2 | 60000 |
листы для шпилек | 40 | 42420 |
Итого стоимость оборудования: |
| 372420 |
Однако, кроме оборудования для производства хлебобулочных изделий, которые относятся к пищевым продуктам, необходимо получение сертификата качества и разрешения на производственную деятельность. Для получения такого разрешения сначала нужно будет получить гигиенический сертификат на продукцию. После приобретения гигиенического сертификата, необходимо получить сертификат соответствия нашей продукции нормам, указанным в гигиеническом сертификате. Для этого нужно изготовить образцы продукции, которые отдаются на экспертизу в одну из экспериментальных лабораторий города. Для получения всех этих документов необходимы дополнительные затраты в размере 25000руб. Однако процедуру подтверждения сертификата необходимо повторять не реже одного раза в квартал.
При описании производственного процесса необходимо указать производственный график работы. Предполагается организовать 8-ми часовой рабочей день с одной рабочей сменой, с выходными (22 рабочих дня в месяц). С учетом возможно максимальной мощности оборудования 130 батонов в час, представим в таблице 5.
Таблица 5 – Расчёт производственной мощности
Показатель | Величина |
Количество батонов выпекаемых в час | 130 |
Продолжительность рабочей смены, час | 8 |
Количество смен за рабочий день | 1 |
Количество рабочих дней в месяц | 22 |
Количество батонов, выпекаемых за смену, шт. | 1040 |
Масса батона, кг | 0,55 |
ИТОГО количество продукции в месяц, шт.: | 22880 |
Отметим некоторые моменты с использованием сырья, необходимого для производства. Для того чтобы начать производство батона нужно сырьё, которое находится на складах, т.е. компания ООО «Славянский хлеб» никогда не стоит на месте и каждый месяц технологическая служба предприятия разрабатывают экспериментальные хлеба, и для этого закупается сырьё. Те хлеба которые не прошли дегустационный совет, в производство не вводятся, и сырьё остаётся. На складах компании всегда есть запасы сырья. Вот их ООО «Славянский хлеб» и будет использовать в разработке своего батона.
После дегустационной проверки все необходимые ингредиенты предполагается закупать у предприятия «Владснаб». На складах этого предприятия можно закупить сразу все необходимое сырье по достаточно низкой оптовой цене. Все компоненты производимого батона не являются дефицитными, поэтому сбоев с поставкой сырья не предвидится и проблем связанных с их приобретением возникать не будут. Теперь рассчитаем затраты на сырье (1 тонна готовой продукции). Данные приводятся в таблице 6.
Таблица 6 – Затраты на сырьё
Вид сырья | Расход сырья на 1 тонну продукции, кг. | Стоимость 1 кг сырья, руб. | Стоимость сырья на 1 тонну продукции, руб. |
Мука рубцовская в/с | 758,2 | 25 | 11373 |
Дрожжи прессованные | 30,3 | 30 | 909 |
Соль | 15,2 | 9 | 136,8 |
Сахар | 15,2 | 30 | 456,0 |
Маргарин | 9 | 88,5 | 796,5 |
Улучшитель "Экстра" | 5,3 | 32,4 | 171,72 |
ИТОГО стоимость сырья на 1 тонну готовой продукции | 13843,02 |
Таким образом, для производства 1 тонны готовой продукции необходимо 13843,02 руб. Затраты на сырье являются переменными, и зависят от количества выпускаемой продукции, в нашем случае батонов.
Подсчитаем цену одного батона и точку окупаемости, то есть минимальное количество батонов, производство которых окупает все затраты. Стоимость сырья на 1 тонну составляет 13843,02руб. Из одной тонны сырья можно сделать 1000 / 0.55 =1818 батонов. Таким образом, стоимость одного батона составляет 13843,02 / 1818= 6руб (стоимость без учета постоянных издержек). Максимальный выпуск в месяц составит 22880 батонов. На один батон придется 411891/22880=27,5руб. Таким образом, себестоимость одного батона составит 6руб. +27,5руб.=33,5руб. Стоимость батона устанавливается в размере 35руб. за батон (издержки + прибыль (20%)).
Средний план выпуска батона на год можно представит в виде таблицы 7.
Таблица 7 – План продаж батона «Особый» на год
| Месяцы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Объём продаж, шт | 15000 | 16000 | 19000 | 21000 | 21000 | 13000 | 13000 | 22880 | 22880 | 18000 | 15000 | 15000 |
Цена за штуку, руб | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Выручка, руб. | 525000 | 560000 | 665000 | 735000 | 735000 | 455000 | 455000 | 800800 | 800800 | 630000 | 525000 | 525000 |
Итого за год, руб.: | 7411600 |
Таким образом, средняя прогнозируемая ежемесячная выручка от продаж составляет: 617633 руб.
2.7 Организационный план
Так как производство компании ООО «Славянский хлеб» уже налажено и те бригады, которые существуют, заняты производством слоёных мелкоштучных замороженных изделий и другого вида продукции, для организации производства батона необходимо создать дополнительную бригаду работников.
И обеспечить выплату определённого размеру зарплату. слоёных мелкоштучныдприятия клоде 464646464646464646464646464646
Должность | Кол-во мест | Оклад | Надбавки (ДВ и РК), 60% | Фонд оплаты труда, руб. |
Технолог | 1 | 6000 | 3600 | 9600 |
Бригадир | 1 | 4000 | 2400 | 6400 |
Тестомес | 1 | 5000 | 3000 | 8000 |
Мастер | 1 | 7000 | 4200 | 11200 |
Пекарь | 1 | 6000 | 3600 | 9600 |
Оператор закаточной машины | 1 | 5800 | 3480 | 9280 |
Укладчица | 1 | 5500 | 3300 | 8800 |
Итого: | 7 |
|
| 62880 |
Показатель | Стоимость |
Прямые расходы | 316530 |
Электроэнергия | 4000 |
ФОТ | 62880 |
Отчисления от ФОТ, 26,0% | 16349 |
Амортизация оборудования (норма 20% в год или 1,67 в месяц) | 6132 |
Проценты по кредиту | 6000 |
Итого затраты в месяц | 411891 |
Таким образом, постоянные издержки на 1 месяц работы составляет 411891 с учётом заработной платы.
2.8 Финансовый план
Общие инвестиционные затраты по проекту составят: 372420 руб. + 25000 руб. = 397420 руб. (т.е. затраты на покупку оборудования и получение лицензии).
Основным источником финансирования проекта планируется краткосрочный кредит в банке «Приморье». Кредит берется в сумме 400000 руб. Так как этот банк уже давно сотрудничает с компанией ООО «Славянский хлеб», банк позволяет брать кредит по годовой процентной ставке - 18% годовых. Кредит берется на 1 год. Возврат основной суммы начинается с 7-го месяца (таблица 10).
Таким образом, помимо основной суммы долга 400000 руб. ООО «Славянский Хлеб» выплатит банку вознаграждение в сумме 57000 руб. в качестве процентов за пользование кредитом.
Таблица 10 – Схема возврата кредита (сумма – 400000 руб.,/18,0% годовых), в тысячах рублей
Месяц | Кредит | Проценты за пользование кредитом (1,5% в месяц) | Погашение | Итого |
1 | 400000 | 6000 | - | 6000 |
2 | 400000 | 6000 | - | 6000 |
3 | 400000 | 6000 | - | 6000 |
4 | 400000 | 6000 | - | 6000 |
5 | 400000 | 6000 | - | 6000 |
6 | 400000 | 6000 | - | 6000 |
7 | 400000 | 6000 | 66667 | 72667 |
8 | 333333 | 5000 | 66667 | 71667 |
9 | 266667 | 4000 | 66667 | 70667 |
10 | 200000 | 3000 | 66667 | 69667 |
11 | 133333 | 2000 | 66667 | 68667 |
12 | 66667 | 1000 | 66667 | 67667 |
| Всего | 57000 | 400000 | 457000 |
Обеспечением кредита является имущество ООО «Славянский хлеб».
Произведем экономическое обоснование и расчет эффективности инвестиционного проекта создания батонного цеха на базе компании ООО «Славянский хлеб». В таблице 11 приводится план движения денежных средств (см. Приложение 1).
В таблице 12 составлена таблица дисконтированных денежных потоков (см. Приложение 2).
Ставка дисконтирования 32% годовых (на основании среднерыночной ставки по кредитам, фактора риска). В таблице 13 приводится расчет точки безубыточности (см. Приложение 3).
Финансовый профиль проекта изобразим на графике (рисунок 6).
Рисунок 6 - Финансовый профиль проекта
Как видно из расчета точки безубыточности удельный вес "прибыльной зоны" достаточно высок. Запас финансовой прочности, т.е. превышение фактической выручки над порогом рентабельности, составляет от 36364 руб. в период снижения спроса на продукцию (июнь-июль) до 357544 руб. в период пикового спроса (сентябрь). Это зона безопасной работы предприятия.
Эффект операционного рычага показывает сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки (эластичность между прибылью и выручкой от продаж).
Далее определим реализуемость проекта на основе расчета интегральных показателей эффективности проекта (таблица 14).
Формула | Расчеты |
Чистый приведенный эффект, NVP = - IC | NVP= 529714 – 400000 = 129714 руб. |
Индекс рентабельности инвестиций, PI = /IC | PI = 529714 / 400000 = 1,3 |
Внутренняя норма доходности, IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0. | r1 = 7%; r2=8% IRR = 7%+(-8306/(-8306-13188))*(8%-7 |
Срок окупаемости PP | РР = 8 мес. |
Проведенные расчеты указывают, что расширение спектра оказываемых услуг компанией ООО «Славянский хлеб» удовлетворяет всем критериям эффективности инвестиционных проектов. NVP>0, PI>1, IRR=7,4% в месяц, PP= 8 Проведенные расчеты указывают, что расширение спектра оказываемых услуг компанией «Славянский хлеб», с использованием инновационного оборудования, удовлетворяет всем критериям эффективности инвестиционных проектов. NVP>0, PI>1, IRR=7,4% в месяц, PP= 8 мес. Таким образом, проект эффективен и подлежит применению. Анализ суммарных доходов и расходов в связи с проектом доказывает целесообразность его осуществления.
Заключение
Таким образом, чтобы расти и развиваться организации вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей, использовать разнообразные нововведения и инновации.
Успешное формирование нового бизнеса или дальнейшее развитие уже функционирующего не может обойтись без четкого и объективного разработанного бизнес-плана (проекта).
Приведенный в данной работе бизнес-план разработан с целью обоснования своевременности и полноты возврата кредитных средств и платежей по кредиту за счет прибыли от производственной и реализационной деятельности предприятия - инициатора проекта.
Решение производственных проблем эффективнее решать с помощью ассортиментной политики и привлечения высококвалифицированных специалистов. Для эффективного планирования, учета и анализа деятельности предприятий необходима специальная автоматизированная система, разработкой которой сейчас занимаются специалисты.
В первой части работы было проведено исследование особенностей разработки бизнес-плана, дано понятие бизнес-плана, определены его цели и задачи, рассмотрены виды бизнес-планов, изучено содержание его основных разделов; приводятся методы оценки эффективности инвестиций.
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников - инвесторов проекта.
Вторая часть работы посвящена раскрытию основной цели курсовой работы, т.е. разработке бизнес-плана производства новых видов продукции ООО «Славянский хлеб». Был разработан детальный бизнес-план организации производства и продажи батонов, как один из возможных вариантов расширения бизнеса и увеличения прибыли ООО «Славянский хлеб».
В ходе разработки бизнес-плана мною были зделаны следующие выводы:
Чистая прибыль от выпуска новых видов продукции компании «Славянский хлеб» колеблется от 28319 руб. в первом месяце работы цеха до 80235 руб. в сентябре, когда планируется наибольший объем заказов. Уже на первом месяце начала нового производства образовывается положительное сальдо наличных денежных средств.
Расчет экономической эффективности и финансовой реализуемости проекта был произведен с помощью методов оценки инвестиционных проектов. Таким образом, мною сделан вывод, что проект эффективен и подлежит применению.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский Кодекс РФ (ч. 1, 2). Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - 3-е изд., испр. и доп.. М.: Экономика, 2008. – 211 с.
Учебники и учебные пособия
3. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев, В.Д. Колоколов. - М.: Дело, 2007. - 584 с.
4. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2007. - 224 с.
5. Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности / И.М. Бабук. – М.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2004. – 314 с.
6. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 480 с.
7. Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2003. – 211 с.
8. Баринов, В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 360 с.
9. Базарова, В.И. Исследование продовольственных товаров / В.И. Базарова, Л.А. Боровикова и др. – М.: Экономика, 2001. – 345 с.
10. Бирман, Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт; пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 631 с.
11. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1, 2 / И.А. Бланк. – К.: Ника-Центр, 2000. – 512 с.
12. Буров, В.П. Бизнес – план. Методика составления. Реальный пример / В.П. Буров, О.К. Морошкин. – М.: ЦИПКК АП , 2002. – 319 с.
13. Бусыгин, А.В. Предпринимательство / А.В. Бусыгин. – М.: Инфра-м, 2005. – 378 с.
14. Грабовый, П.Г. Риски в современном бизнесе / П.Г. Грабовый. - М.: Алане, 2004. – 211 с.
15. Грибалев, Н.П. Бизнес – план. Практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалев, И.П. Игнатьева. – СПб.: Белл, 1999. – 412 с.
16. Григорьев, В.В. Оценка предприятия: теория и практика / В.В.Григорьев, М.А. Федотова. – М.: Инфра-М, 1999. – 218 с.
17. Деловое планирование: методы, организация. Современная практика: учебное пособие / Под ред. В.П. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 365 с.
18. Дзюба, С.А. Анализ и сравнение инвестиционных проектов с учетом риска. – Иркутск: Изд-во Сиб. энергет. ин-та им. Л.А. Мелентьева, 1999. – 19 с.
19. Ефимов, В. Стратегическое развитие бизнеса для действующего предприятия / В. Ефимов // Финансовый бизнес. – 2001. - №1. - С. 33 – 37.
20. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учеб. пособие / В.Г. Золотогоров. – М.: Экоперспектива, 2005. – 314 с.
21. Короткова, Э.М. Антикризисное управление / Э.М. Короткова - М.: ИНФРА-М, 2009. – 345 с.
22. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 472 с.
23. Павлова, Л. Н. Финансовый менеджмент: Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов / Л. Н. Павлова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 547 с.
24. Пелех, А.С. Бизнес-план / А.С. Пелех – М.: «Ось – 89», 2007 – 321с.
25. Пилипчук, В.В. Антикризисное управление / В.В. Пилипчук. – Владивосток, 2003. – 104 с.
26. Фархутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - 6-е изд. / Р.А. Фархутдинов. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.
Статьи
27. Аврин, С. Как привлечь дополнительный акционерный капитал / С. Аврин // Управление компанией. - 2002. - №3. - C. 30-35.
28. Багурин, А. Повышение роли экономических методов управления / А. Багурин // Экономист. - 2002. - № 4. - С. 28 – 35.
29. Маракулин, М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003.- № 1.- С. 52 - 59.
Электронные ресурсы
30. Корпоративный менеджмент – проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям и маркетингу. - Режим доступа: http://www.cfin.ru
31. Экономическая Теория On-Line, экономика во всех ее ракурсах, книги, статьи, форум и др. - Режим доступа: http://economictheory.narod.ru
32. Публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии. - Режим доступа: http://e-management.newmail.ru
26