- федеральный закон об инновационной
деятельности
- Настоящий Федеральный закон регулирует
правовые, экономические и организационные
отношения между субъектами инновационной
деятельности в Российской Федерации,
определяет основы формирования и реализации
государственной инновационной политики,
отвечающей потребностям общества.
-
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 1. Основные понятия, применяемые
в данном Законе
- В настоящем Федеральном законе применяются
следующие понятия:
инновация или нововведение
- это продукция творческого труда, имеющая
завершенный вид товара, готового к применению
и распространению; базисная инновация
- это продукция творческого труда, имеющая
завершенный вид товара, базирующаяся
на научном открытии, принципиально новой
научной и (или) научно-технической идеи,
изобретении; инновационная деятельность
является деятельностью, в том числе научно-исследовательской,
опытно-конструкторской, по организации
производства, направленной на получение
и использование признанных результатов
интеллектуальной деятельности (патентов,
свидетельств, "ноу-хау"), с целью
создания и использования нового устройства,
нового способа, нового вещества, применение
ранее известных устройств, способов,
веществ по новому назначению.
Новым устройством являются
ранее не известные машины, приборы, инструменты
и иные.
Новым способом являются ранее
не известные способ изготовления изделия,
получения вещества, способ лечения, способ
предоставления услуг и иные.
Новым веществом является ранее
не известные сплав, смесь, раствор, полученный
нехимическим путем материал, химическое
соединение и иные.
Применение ранее известных
устройств, способов, веществ по новому
назначению, когда без их изменения по
существу положительный эффект получается
именно благодаря такому применению. новатор
- автор инновации; инвесторы - физические
и юридические лица, в том числе иностранные,
государства, а также международные объединения
и организации, осуществляющие вложение
капитала в инновационные проекты.
инновационно-инвестиционная
деятельность - инновационная деятельность,
связанная с капитальными вложениями
в инновации; техника - совокупность вещественных
факторов производства (средств и предметов
труда), в которых материализованы знания
и умения человека и которые человек использует
для повышения эффективности своей деятельности;
технология - совокупность приемов
и способов изготовления и применения
техники и преобразования природных веществ
в продукты промышленного или бытового
применения;
государственная инновационная
политика - деятельность органов государственной
власти и органов власти субъектов Российской
Федерации, направленная на развитие и
государственное регулирование инновационной
деятельности, разработку механизма ее
реализации;
инновационная программа - утвержденный
федеральным законом о федеральном бюджете
или законом о бюджете субъекта Российской
Федерации комплекс мероприятий, увязанных
по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
инновационных проектов, исследовательских,
опытно-конструкторских работ; инновационный
проект - организационно-технологическая
схема работ по освоению и распространению
новых видов продукции или технологий;
инновационная сфера - сфера
деятельности производителей и потребителей
инновационной продукции (работ, услуг),
включающая освоение и распространение
инноваций;
субъекты инновационной деятельности
- юридические лица независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности, физические
лица Российской Федерации, иностранные
организации и граждане, а также лица без
гражданства, участвующие в инновационной
деятельности; инновационная инфраструктура
- организации, фирмы, объединения, научно-технические
комплексы, способствующие осуществлению
инновационной деятельности;
научно-технический прогресс
- существенный фактор производства продукции,
обеспечивающий повышение производительности
труда за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия
наукой новых закономерностей, явлений
и свойств окружающего мира.
- Статья 2. Правовая основа инновационной
деятельности
- 1. Инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Охрана прав новаторов осуществляется на основе законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
- Глава
II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статья 3. Субъекты инновационной деятельности
и их связь с инвестициями
- 1. Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности и включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую деятельность и иные виды работ, увязанные в единый процесс и направленные на создание или улучшение продукции, расширение ассортимента товаров, услуг. 2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчика и (или) исполнителей инновационных программ, проектов, мероприятий и работ, инвесторов, потребителей инноваций, поставщиков материально-технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс. 3. Заказчик не вмешивается в предпринимательскую и иную деятельность других участников инновационной деятельности, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
Заказчик, в случае, если он не
является инвестором, наделяется правами
владения, пользования и распоряжения
инновациями на период и в пределах полномочий,
установленных договором(контрактом),
и в соответствии с действующим на территории
Российской Федерации законодательством.
- Статья 4. Права субъектов инновационной
деятельности
- 1. Субъекты инновационной деятельности имеют равные права и обязанности на осуществление инновационной деятельности, участие в конкурсах, аукционах, организуемых на территории Российской Федерации и за рубежом, осуществление закупок наукоемкой продукции, техники и технологий, привлечение средств инвесторов, на защиту от недобросовестной конкуренции, а также на государственную поддержку при выполнении заказов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации.
2. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют направления, виды, предметы и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекают на договорной (контрактной) основе юридических и физических лиц, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
- Статья 5. Участие общественных объединений
и организаций в инновационной деятельности
- 1. К выработке и реализации государственной инновационной политики привлекаются общественные инновационные объединения, действующие в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.
Общественные организации, в
уставе которых зарегистрирована инновационная
деятельность, могут осуществлять ее за
счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и получать
государственную поддержку при условии
получения гранта по конкурсу.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации при подготовке проектов нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности могут привлекать общественные инновационные объединения для проведения экспертизы.
- Статья 6. Договорные отношения между
субъектами инновационной деятельности
- 1. Инновационная деятельность осуществляется на основе:
договоров о передаче достижений
и результатов научной и (или) научно-технической
деятельности в производственное освоение;
договоров подряда на выполнение проектных
и изыскательских работ строительного
подряда и договоров на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ, необходимых для осуществления
инновационной программы, инновационного
проекта; договоров по оказанию услуг
для осуществления инновационной деятельности,
а также на страхование инновационных
рисков при реализации проектов; договоров
(контрактов) с инвесторами, определяющих
порядок и формы финансирования инновационных
программ и проектов, расчетов и приемки
результатов реализации проектов; иных
договоров, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
По инновационному договору
исполнитель обязуется подготовить и
обеспечить использование (применение)
новой продукции, а заказчик обязуется
передать исполнителю соответствующую
документацию и информацию, принять результат
инновационной деятельности и оплатить
продукцию.
2. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров для участия в инновационной деятельности, определение обязательств, любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации, является исключительным правом субъектов инновационной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство органов государственной власти, выходящее за пределы их компетенции.
3. Условия договоров (контрактов), заключаемых между субъектами инновационной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия.
Условия договоров (контрактов)
могут быть изменены в случаях принятия
новых законодательных актов Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации,
устанавливающих иной порядок регулирования
инновационной деятельности, или по дополнительному
соглашению.
4. Результаты инновационной деятельности являются долевой собственностью субъектов инновационной деятельности, принимавших непосредственное участие в ее осуществлении, если иное не оговорено в договоре (контракте).
5. Субъекты инновационной деятельности возмещают другим участникам инновационного процесса убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.
6. При несоблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, а также обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инновационной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность, определяемую судебными органами.
7. Споры, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Статья 7. Правовые основы взаимоотношений
органов государственной власти и субъектов
инновационной деятельности
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантируют охрану их прав и интересов.
Органы государственной власти
не могут ограничивать права субъектов
инновационной деятельности в выборе
объектов и видов инновационной деятельности,
за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
2. При выполнении государственных заказов органы государственной власти Российской Федерации несут наряду с субъектами инновационной деятельности взаимную финансовую, имущественную и иную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение причиненного ущерба, в том числе упущенной выгоды.
3. Органы государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации, могут
прекратить или приостановить инновационную
деятельность в случаях признания субъекта
инновационной деятельности банкротом,
стихийных и иных бедствий, введения чрезвычайного
положения на территории Российской Федерации,
а также, если продолжение инновационной
деятельности может привести к нарушению
установленных законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации экологических,
санитарно-эпидемиологических и других
норм и правил, прав и интересов юридических
и физических лиц. Порядок возмещения
ущерба участникам инновационной деятельности
в этих случаях определяется законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов РФ.
5. Правительство Российской Федерации может устанавливать специальный режим регулирования инновационной деятельности в отраслях, связанных с производством и использованием атомной энергии, обращением с радиоактивными материалами и отходами; созданием, испытанием, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и утилизацией ядерного оружия; созданием, испытанием, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и уничтожением химического оружия; созданием и производством вооружений, а также иных сферах деятельности, связанных с возможностью возникновения угрозы для жизни человека, экологической и социальной опасности.
- Глава
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
- Статья 8. Цели государственной инновационной
политики
- Целями государственной инновационной
политики являются:
создание экономических, правовых
и организационных условий для инновационной
деятельности, обеспечивающей рост конкурентоспособности
отечественной продукции, повышения благосостояния
населения;
укрепление обороноспособности
и обеспечение безопасности Российской
Федерации;
развитие и расширение международного
сотрудничества Российской Федерации
в интересах дальнейшей интеграции Российской
Федерации в систему мировых хозяйственных
связей и обеспечения международной безопасности;
поддержка и развитие научно-технического
потенциала страны; совершенствование
и модернизация техники и технологий;
создание системы лизинга новой
техники как одной из основ обновления
техники и технологии;
создание благоприятных экономических
условий российским и иностранным банкам
для вложения средств в приобретение техники
в целях последующей ее передачи в лизинг;
создание новых рабочих мест.
- Статья 9. Принципы инновационной деятельности
- 1. Инновационная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет развития экономики, обеспечения продовольствием, материальными и энергетическими ресурсами, укрепления обороноспособности и обеспечения безопасности Российской Федерации, в том числе экологической, охраны здоровья населения и его жизнеобеспечения;
рациональное и сбалансированное
развитие техники и технологий, применяемых
в производственных, научных, социально-экономических
целях, в интересах обороны и безопасности
РФ; равноправное и взаимовыгодное международное
сотрудничество.
2. При заключении Российской Федерацией международных договоров иностранные физические и юридические лица могут принимать участие наряду с российскими физическими и юридическими лицами в конкурсах по участию в выполнении федеральных инновационных программ и проектов.
- Статья 10. Основные направления государственной
политики в области инновационной деятельности
- Основными направлениями государственной
политики в области инновационной деятельности
являются: выбор важнейших базисных инноваций,
оказывающих решающее влияние на повышение
эффективности производства и конкурентоспособности
выпускаемой продукции; реализация выбранных
базисных инноваций, способных обеспечить
структурную реконструкцию отраслей экономики
в направлении стратегических изменений;
реализация инноваций через технологии
двойного назначения; создание системы
государственно-общественной поддержки
инновационной деятельности; протекционизм
отечественных производителей наукоемкой
продукции; оказание помощи производителям
в экспорте наукоемкой продукции; разработка
и совершенствование правового обеспечения
инновационной деятельности; материальное
и моральное стимулирование инновационной
деятельности; правовая защита интеллектуальной
собственности; развитие инфраструктуры
инновационной деятельности, создание
сети региональных инновационных центров;
создание конкурсной системы отбора инновационных
проектов; создание информационного фонда
инновационных программ и проектов; совершенствование
налогового и таможенного законодательства,
обеспечивающего повышение инновационной
активности, производства и экспорта наукоемкой
продукции.
- Статья 11. Порядок формирования государственной
инновационной политики
- 1. Государственная инновационная политика определяется на основании ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
2. Государственная инновационная политика разрабатывается и осуществляется на основе:
инновационных прогнозов - предвидения
основных направлений освоения научно-технических
достижений в производстве в мире и в России
в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной
перспективе;
инновационной стратегии - определения
приоритетных направлений освоения базисных
и улучшающих инноваций в стране или регионе
на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
государственных инновационных
программ - совокупности федеральных и
региональных инновационных проектов,
обеспечивающих комплексное освоение
и распространение базисных инноваций
и мер по их поддержке; бюджетной поддержки
инновационных программ и проектов, имеющих
приоритетное значение для социально-экономического
развития России.
3. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом единой государственной инновационной политики, интересов регионов и субъектов инновационной деятельности.
4. Инновационная политика в отраслях материального производства и социальной сферы формируется и реализуется федеральными органами исполнительной власти с участием субъектов Российской Федерации и с учетом единой государственной инновационной политики.
- Статья 12. Инновационное прогнозирование
и обоснование приоритетов государственной
инновационной политики
- 1. Инновационное прогнозирование является составной частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, разрабатываемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инновационные прогнозы определяют
стратегию и тактику развития инновационной
деятельности в Российской Федерации
с учетом мировых тенденций и необходимости
совершенствования структуры экономики
России.
Долгосрочные инновационные
прогнозы разрабатываются на десятилетний
и более длительный период раз в пять лет.
Среднесрочные инновационные прогнозы
разрабатываются на период от 3 до 5 лет
и ежегодно корректируются.
2. На основании инновационных прогнозов определяются стратегические приоритеты государственной инновационной политики, которые находят отражение в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Перечень стратегических приоритетов
государственной инновационной политики,
одобренный Правительством Российской
Федерации, публикуется в открытой печати.
3. Субъекты Российской Федерации разрабатывают инновационные прогнозы и определяют приоритеты региональной инновационной
политики с учетом федеральных прогнозов
и приоритетов.
- Статья 13. Государственные инновационные
программы и программы поддержки инновационной
деятельности
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации на основе приоритетов государственной инновационной политики формируют Федеральную инновационную программу на среднесрочный период (Федеральную инновационную программу).
Федеральная инновационная
программа является составной частью
программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочный
период и включает федерально-целевые
программы и инновационные проекты, имеющие
важное значение для повышения конкурентоспособности
отечественной наукоемкой продукции (технологий)
на внутреннем и зарубежном рынках.
Ежегодно, одновременно с проектом
федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год, Правительство
Российской Федерации представляет на
рассмотрение в Государственную Думу
проект Федеральной инновационной программы
с указанием сумм, выделяемых на ее реализацию
из федерального бюджета, бюджета развития
и иных источников.
2. На основании Федеральной инновационной программы Правительством Российской Федерации утверждаются федерально-целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям.
Отбор федерально-целевых инновационных
программ осуществляется на конкурсной
основе по результатам государственной
и/или независимой экспертизы, приоритет
получают субъекты инновационной деятельности,
осуществляющие разработку и освоение
базисных и улучшающих инноваций и предложившие
наиболее выгодные условия реализации
инновационных программ.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок разработки, утверждения и реализации региональных инновационных программ.
4. Государство оказывает поддержку инновационным проектам, включенным в Федеральную инновационную программу, и региональным инновационным программам.
Государственная поддержка
инновационных проектов осуществляется
путем представления инвестиционных кредитов
на возвратной основе за счет федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, средств государственных инновационных
и инновационно-венчурных фондов, долевого
участия в собственности, налоговых льгот,
методов ускоренной амортизации и использования
иных форм государственной поддержки
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Инновационные проекты, претендующие
на государственную поддержку, проходят
обязательную государственную экспертизу
и конкурсный отбор.
Субъекты инновационной деятельности
самостоятельно определяют формы и источники
государственной поддержки инновационных
проектов. Участие в конкурсах (тендах,
аукционах) за право получения государственной
поддержки осуществляется на добровольной
основе.
- Статья 14. Экспертиза базисных инноваций,
федеральных инновационных программ,
проектов
- 1. Инновации, признанные по результатам государственной экспертизы базисными, включаются в государственный реестр базисных инноваций.
Порядок ведения государственного
реестра базисных инноваций определяется
Правительством Российской Федерации.
2. По заявкам субъектов инновационной деятельности и за их счет может осуществляться вневедомственная экспертиза инновационных проектов.
3. Проекты федеральных инновационных программ, проектов, программ поддержки инновационной деятельности, признанные по результатам государственной экспертизы целесообразными для реализации, включаются в перечень, представляемый для финансирования из средств федерального бюджета, перечень публикуется в печати.
4. Предложения для включения в перечень базисных инноваций, проектов федеральных инновационных программ, проектов, программ поддержки инновационной деятельности представляются Правительством Российской Федерации для включения в проект федерального бюджета на очередной финансовый год только после и на основании независимой экспертизы на предмет уровня их новизны и государственной значимости.
Порядок государственной экспертизы
устанавливается Правительством Российской
Федерации.
- Глава
IV. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статья 15. Особенности государственного
регулирования инновационной деятельностью
- 1. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их полномочий на основе разработки и реализации системы мер, направленных на создание условий для повышения инновационной активности и развития рыночных отношений в инновационной сфере.
Государственное регулирование
инновационной деятельности осуществляется
на основе использования финансовых, кредитно-денежных,
программно-целевых, административно-правовых
методов и средств государственного воздействия,
контроля и стимулирования инновационного
процесса, а также путем непосредственного
участия государства в организации и ведении
инновационной деятельности.
2. Федеральный орган исполнительной власти по координации инновационной деятельности:
разрабатывает проект федеральной
инновационной программы, целевых инновационных
программ и программ поддержки инновационной
деятельности;
осуществляет с привлечением
научных организаций разработку инновационных
прогнозов и проекта концепции инновационного
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу;
осуществляет совместно с федеральными
органами исполнительной власти по отраслям
размещение государственного заказа на
разработку, производство и поставку новой
техники;
организует государственную
экспертизу и регистрацию базисных инноваций;
организует выполнение федеральных
инновационных программ и программ поддержки
инновационной деятельности, осуществляет
контроль за целевым эффективным использованием
выделенных на эти цели бюджетных средств;
оказывает поддержку в информационном
и кадровом обеспечении участников инновационной
деятельности;
участвует совместно с другими
заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в реализации международных
инновационных проектов и программ;
организует сертификацию принципиально
новой техники и объектов инновационной
инфраструктуры.
3. Федеральные органы исполнительной власти по отраслям и межотраслевым комплексам совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация инновационной деятельности, осуществляют комплекс организационных мероприятий по развитию и совершенствованию инновационной деятельности в Российской Федерации.
В этих целях федеральные органы
исполнительной власти по отраслям и межотраслевым
комплексам:
участвуют в разработке инновационных
прогнозов и концепции инновационного
развития Российской Федерации по направлениям
своей деятельности;
разрабатывают проекты отраслевых
и межотраслевых инновационных программ;
организуют выполнение относящихся
к их компетенции инновационных программ
и проектов, контроль за эффективным использованием
выделенных на эти цели ресурсов;
оказывают содействие в информационном
и кадровом обеспечении подведомственных
инновационных предприятий;
взаимодействуют с соответствующими
органами иностранных государств, иностранными
физическими и юридическими лицами в области
инновационной деятельности.
- Статья 16. Государственная поддержка
инновационной деятельности
- Государственная поддержка инновационной
деятельности осуществляется путем:
проведения бюджетной политики,
обеспечивающей финансирование инновационной
деятельности;
предоставления дотаций, льготных
кредитов, гарантий российским и иностранным
инвесторам, принимающим участие в финансировании
фундаментальных и прикладных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ и внедрение
их результатов;
проведения налоговой политики
и политики ценообразования, обеспечивающих
создание рентабельных производств наукоемкой
конкурентоспособной продукции;
предоставления финансовой
поддержки и налоговых льгот российским
предприятиям, приобретающим и эксплуатирующим
российскую новую технику, в том числе
на лизинговой основе;
снижение отчислений субъектам
Российской Федерации налогов в федеральный
бюджет в случае использования средств
бюджета субъектов Российской Федерации
для финансирования федеральных инновационных
программ и проектов;
защита интересов российских
производителей в международных организациях.
- Статья 17. Федеральный фонд производственных
инноваций
- 1. В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в Российской Федерации действует созданный Постановлением Правительства Федеральный фонд производственных инноваций (ФПИ).
2. В федеральном бюджете ежегодно выделяется отдельной строкой финансирование ФПИ в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.
- Статья 18. Инновационно-инвестиционная
финансово-промышленная группа
- 1. В целях технологической интеграции для реализации программ, направленных на повышение конкурентоспособности новой техники и технологий и расширения рынка их сбыта, создание крупных инновационных компаний по разработке новой техники и технологий, по решению Правительства Российской Федерации создаются инновационно-инвестиционные финансово-промышленные группы (ИИФПГ).
2. ИИФПГ пользуются всеми правами финансово-промышленных групп и льготами по налогообложению, ускоренной амортизации и иными льготами в соответствии с постановлением об их создании.
- Статья 19. Особенности приватизации инновационных
предприятий
- 1. Приватизация предприятий, занимающихся разработкой, производством, испытаниями новой техники и технологий и объектов инновационной инфраструктуры, осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
2. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций акционерных обществ, осуществляющих разработку базисных инноваций, продаже или передаче не подлежат.
3. Закрепленные в федеральной собственности контрольные пакеты акций акционерных обществ, производящих новую технику и объекты инновационной инфраструктуры, могут передаваться в собственность субъектам Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации.
- Глава
V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статья 20. Основы финансирования инновационной
деятельности
- 1. Финансирование инновационной деятельности осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета для разработки, производства, испытаний новой техники и технологий в рамках президентских и иных федеральных инновационных программ развития новой техники и технологий.
2. Объем финансирования программ, указанных в части первой настоящей статьи, определяется Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Отдельной строкой в бюджете
выделяется финансирование федерального
фонда производственных инноваций. Размер
его не может быть ниже 1,5% от общего объема
государственных инвестиций.
3. Государственные заказчики и исполнители работ (услуг) вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
- Статья 21. Источники финансирования инновационной
деятельности
- Примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
- 1. Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также из внебюджетных источников, включая:
средства предприятий и организаций
(в том числе с иностранным участием), осуществляющих
инновационную деятельность;
средства коммерческих, инвестиционных
и ипотечных банков, инвестиционных компаний
и фондов, страховых организаций, государственных
и муниципальных инновационных фондов,
инновационно-венчурных фондов и иных
инвесторов;
средства зарубежных инвесторов
и международных общественных организаций
и фондов;
средства физических лиц;
иные внебюджетные источники,
направляющие инвестиции на финансирование
инновационной деятельности в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации.
- Статья 22. Государственное финансирование
инновационной деятельности
- 1. Государственное финансирование предусматривает сочетание целевого финансирования инновационных программ и проектов и государственной поддержки инновационного предпринимательства.
2. Государство оказывает поддержку базисным и улучшающим инновациям, включенным в федеральные и региональные государственные инновационные программы. Эта поддержка оказывается в формах:
прямых инвестиций за счет федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации
в базисные инновации в соответствии с
перечнем проектов инновационной программы;
предоставления налоговых и
таможенных льгот, налоговых кредитов
в инновационные программы, в соответствии
с налоговым законодательством Российской
Федерации и субъектов Федерации;
содействия формированию инновационной
инфраструктуры (технопарков, технополисов,
технологических инкубаторов и т.п.) и
подготовке кадров для инновационной
деятельности за счет бюджета и внебюджетных
средств.
3. При реализации федеральной и региональной инновационной политики осуществляются меры по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. Эти меры и направляемые на них средства выделяются в государственных программах поддержки инновационной деятельности и поддержки малого предпринимательства.
4. В целях защиты государственных расходов, направляемых на финансирование инновационной деятельности из федерального бюджета, в классификацию расходной части федерального бюджета дополнительно вводится статья "Инновации и инновационная деятельность".
Федеральное Собрание Российской
Федерации в соответствии с предложениями
Правительства Российской Федерации при
утверждении федерального бюджета определяет
годовые объемы средств, выделяемых по
статье "Инновации и инновационная
деятельность".
Средства, выделяемые из федерального
бюджета, направляются на финансирование:
федеральных целевых инновационных
программ и высокоэффективных инновационных
проектов;
программ государственной поддержки
инновационной деятельности;
закупок инновационной продукции
для государственных нужд; государственных
организаций и предприятий, осуществляющих
инновационную деятельность;
формирования государственных
инновационных фондов.
Правительство Российской Федерации
утверждает распределение предусмотренных
федеральным бюджетом средств в части
расходов по статье "Инновации и инновационная
деятельность" между государственными
заказчиками федеральных инновационных
программ, федеральными органами исполнительной
власти.
5. Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает следующие формы участия государства в их финансовом обеспечении:
централизованные инвестиционные
кредиты на возвратной основе;
закрепление в государственной
собственности части акций предприятий,
осуществляющих инновационную деятельность;
государственные гарантии по
инвестиционным кредитам, предоставляемым
российскими и зарубежными кредитно-финансовыми
учреждениями субъектам инновационной
деятельности.
Право на получение государственной
поддержки, в том числе в форме государственных
гарантий, предоставляется субъектам
инновационной деятельности, как правило,
на конкурсной основе.
6. Отбор исполнителей инновационных проектов осуществляется по результатам открытых или закрытых торгов (конкурсов). Победителями конкурса являются субъекты инновационной деятельности, предложившие наиболее выгодные условия реализации инновационных проектов.
Право на участие в конкурсе
инновационных проектов предоставляется
научно-исследовательским и проектным
организациям и предприятиям, осуществляющим
инновационную деятельность, независимо
от организационно-правовых форм и форм
собственности, а также коллективам исполнителей,
способных обеспечить выполнение предусмотренных
объемов работ в соответствии с условиями
государственных договоров (контрактов).
7. Условия договоров (контрактов), заключаемых между уполномоченными органами государственной власти - государственными заказчиками и предприятиями и организациями - подрядчиками, обеспечивающими выполнение инновационных проектов, могут предусматривать следующие виды финансовых взаимоотношений: беспроцентные займы, контрактные платежи или финансирование на принципах долевого участия.
- Статья 23. Фонды поддержки инновационной
деятельности
- 1. В целях финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления создаются федеральные, региональные и муниципальные инновационные (инновационно-венчурные) фонды, в которые могут привлекаться средства частных и зарубежных инвесторов.
2. Государственные инновационные фонды создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности.
Деятельность государственных
инновационных фондов финансируется за
счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, а также
доходов от собственной деятельности,
включая доходы по процентам за кредиты,
предоставляемые субъектам инновационной
деятельности, доходы от иных финансовых
операций, не противоречащих законодательству
Российской Федерации и законодательству
субъектов Российской Федерации.
3. Инновационно-венчурные фонды, создаваемые для поддержки малого инновационного предпринимательства, действуют в соответствии с правовым режимом, установленным для специализированных фондов поддержки малого предпринимательства законодательством Российской Федерации.
Инновационно-венчурные фонды
осуществляют прямые инвестиции в эффективные
инновационные проекты малых предприятий
и участвуют в управлении реализацией
проектов, а также осуществляют другие
меры поддержки малых инновационных предприятий.
Инновационно-венчурные фонды
формируются за счет средств организаций
и предприятий, осуществляющих инновационную
деятельность, средств банков, страховых
компаний и иных финансовых институтов
и специализируются на инвестициях в акционерный
капитал инновационных предприятий, создаваемых
для реализации рисковых инновационных
проектов.
- Статья 24. Внебюджетное финансирование
инновационной деятельности
- 1. Внебюджетные средства на финансирование инновационной деятельности привлекаются из государственных и негосударственных источников.
Субъекты инновационной деятельности
самостоятельно определяют источники,
структуру и способы привлечения внебюджетных
средств.
2. Собственные средства организаций и предприятий, которые разрешается использовать на осуществление инновационной деятельности, включают нераспределенную прибыль за вычетом налогов, дивидендов и банковских процентов, полученную как внутри страны, так и за рубежом; амортизационные отчисления; накопления в виде доходов от инвестиций в ценные бумаги, средств от продажи и аренды активов, выплат органов страхования; движимое и недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастку и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью; промышленную, научно-техническую и интеллектуальную собственность; имущественные права, в том числе права пользования землей и другими природными ресурсами, права аренды имущества, имущественные права, вытекающие из авторского и патентного права (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности - патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства и др.), а также акционерный капитал (средства от размещенной эмиссии акций).
3. Затраты на выполнение работ инновационного характера, в том числе затраты на проведение научно-исследовательских работ, приобретение патентов, лицензий и "ноу-хау", включаются в себестоимость продукции. Разрешается применение методов ускоренной амортизации при осуществлении инновационной деятельности.
4. Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), имитируемые субъектами инновационной деятельности; прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования финансового лизинга и иных способов привлечения инвестиций, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
5. Субъекты инновационной деятельности с целью осуществления инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, могут использовать различные формы кооперации при финансировании и реализации рисковых инновационных проектов, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
Венчурные фонды формируются
за счет средств организаций и предприятий,
осуществляющих инновационную деятельность,
средств банков, страховых компаний и
иных финансовых институтов и специализируются
на инвестициях в акционерный капитал
инновационных предприятий, создаваемых
для реализации рисковых инновационных
проектов.
- Статья 25. Страхование инновационных
проектов
- 1. Инвестиции, направляемые на финансирование инновационной деятельности, в случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации, подлежат обязательному страхованию.
2. Предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнительных средств на реализацию инновационных программ, проектов и мероприятий разрешается создавать страховые фонды с отчислением на указанные цели средств, включаемых в себестоимость продукции в пределах 1 процента объема реализуемой продукции.
Малым предприятиям в сфере
инновационного предпринимательства
размер отчислений на формирование страховых
фондов может устанавливаться до 3 процентов
объема реализуемой продукции.
- Статья 26. Страховые и амортизационные
отчисления
- 1. Для страхования инвестиционных рисков при реализации инновационно-инвестиционных проектов предприятиями создаются страховые фонды за счет отчислений в размере 1% от себестоимости продукции.
2. Для малых инвестиционных предприятий с численностью работающих до 100 человек страховой фонд устанавливается в размере 3% от себестоимости продукции.
3. Для предприятий, реализующих базисные инновации, устанавливается повышенная на 20% норма амортизации. Перечень предприятий, реализующих базисные инновации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Средства, образующиеся в соответствии с п. 1 - 3 настоящей статьи, собираются на инновационно-инвестиционных счетах и могут использоваться только по их прямому назначению: п. п. 1 и 2 - страхование рисков инвестиций, п. 3 - реализация базисных инноваций.
- Глава
VI. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
- Статья 27. Состав инновационной инфраструктуры
- 1. Инновационная инфраструктура Российской Федерации состоит из федерального органа, ответственного за государственную инновационную политику и региональных инновационных центров двойного подчинения, осуществляющих свою деятельность при методическом и научно-техническом обеспечении федеральным органом и административным руководством администрацией субъекта Российской Федерации.
2. Базой для создания региональных инновационных центров являются высшие учебные заведения регионов, научно-исследовательские организации, государственные научные центры, наукограды и академгородки, наиболее подготовленные к инновационной деятельности.
- Статья 28. Основные задачи инновационной
инфраструктуры
- 1. Создание системы, обеспечивающей исполнителей инновационных проектов базой данных (технологии, специалисты, оборудование, контрагенты, поставщики оборудования и др.), необходимой для реализации проекта.
2. Создание, развитие и тиражирование систем управления инновационными проектами.
3. Разработка, развитие и практическое использование инновационно-инвестиционного механизма, объединяющего под единым управлением инновационную и инвестиционную функции и тем самым сокращающего время реализации полного инновационно-инвестиционного цикла.
4. Проведение во взаимодействии с региональными органами власти целенаправленной инновационно-инвестиционной политики в регионах.
5. Создание новых рабочих мест, увеличение объема и качества выпускаемых товаров и услуг путем реализации инновационных проектов на конкурсной основе.
6. Анализ существующих или создаваемых инновационных инфраструктур для решения различных проблем, разработка рекомендаций по их совершенствованию.
7. Формирование среди широких слоев населения во всех регионах страны понимания социально-экономической значимости инновационно-инвестиционной деятельности; поддержка общественных организаций, движений, работа которых направлена на активизацию инновационно-инвестиционной деятельности.
- Статья 29. Основные направления деятельности
инновационной инфраструктуры
- Инновационная инфраструктура обеспечивает
конкурентоспособное выполнение инновационных
проектов и участвует в работе по наиболее
актуальным направлениям:
реструктурирование и технологическое
переоснащение предприятий;
организация и технологическое
оснащение различных компаний, объединений,
корпораций, союзов, ассоциаций;
содействие развитию малого
и среднего предпринимательства, особенно
в части формирования малых инновационных
предприятий;
разработка, испытание и тиражирование
по регионам инновационных проектов;
организация природоохранной
деятельности;
внедрение на предприятиях систем
качества;
мероприятия по повышению экспортного
потенциала, особенно в части наукоемких
производств и услуг;
развитие отечественного машиностроения
как базы обеспечения средствами труда
при реализации инновационных проектов;
развитие и переоснащение агропромышленного
комплекса в решении продовольственной
проблемы;
развитие системы образования
как основы воспроизводства интеллектуального
потенциала страны.
- Статья 30. Управление инновационной инфраструктурой
- 1. Управление региональными инновационными центрами производится в соответствии с учредительными документами и гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Научно-методическое и программно-целевое руководство инновационной деятельностью инновационной инфраструктуры осуществляет Государственный инновационный совет, создаваемый на паритетных началах государственными федеральными органами по образованию и инновационной деятельности.
3. Государственный инновационный совет:
разрабатывает и представляет
на утверждение в Правительство Концепцию
инновационной деятельности Российской
Федерации; рассматривает и утверждает
инновационные государственные программы;
рассматривает и рекомендует к утверждению
Президентом инновационные программы.
- Статья 31. Стимулирование инновационной
деятельности
- 1. Авторам нескольких реализованных базисных инноваций присваивается звание "Заслуженный новатор Российской Федерации".
2. Юридические и физические лица, ранее способствующие реализации инноваций, имеют первоочередное право на участие в инновационных программах.
3. Физические лица, способствующие реализации инноваций, имеют право на вознаграждение в размере 35% от суммы, полученной авторами инноваций.
4. Юридические лица, несущие затраты на инновационную деятельность, включая вознаграждения, осуществляют эти расходы из прибыли предприятия, входящей в изымаемую часть прибыли, т.е. налог на прибыль уменьшается на величину затрат.
- Глава
VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статья 32. Международное сотрудничество
в сфере инновационной деятельности
- 1. Российская Федерация поддерживает сотрудничество в сфере инновационной деятельности с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных инновационных программ и проектов, а также содействует расширению сотрудничества работников инновационных и иных организаций в сфере инновационной деятельности.
2. На территории Российской Федерации, в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться инновационные организации и центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
3. Иностранные инвестиции, связанные с сотрудничеством в инновационной сфере, осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
- Статья 33. Государственный контроль за
осуществлением международного сотрудничества
в сфере инновационной деятельности
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за передачей результатов творческого труда в инновационной форме, а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имеют право контроля за инновационной международной деятельностью независимо от форм собственности и организационно-правовых форм организаций.
- Глава
VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Статья 34. Порядок вступления в силу настоящего
Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон вступает
в силу со дня его официального опубликования.
- Статья 35. Приведение нормативных правовых
актов в соответствие с настоящим Федеральным
законом
- Предложить Президенту Российской Федерации
и поручить Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
2. сущность инноваций
Инновации — это новшества (нововведения)
в различных сферах экономики и видах
деятельности.
Инновации характеризуются
рядом признаков, важнейшими из которых
являются:
· новизна (продукт инновации:
продукция, услуга, технология и т.д. должен
обладать новыми свойствами по сравнению
с аналогами);
· широкая область возникновения
(объектами инноваций могут быть продукция,
технология, организация производства,
труда, управления, сбыта продукции и т.д.);
· эффективность (инновации
должны быть ориентированы на обеспечение
экономического, научно-технического,
социального и экологического эффектов).
При наличии перечисленных признаков
в совокупности инновации способны выполнять
следующие их функции в воспроизводственном
процессе:
· воспроизводственную (прибыль,
полученная в результате реализации инновации
в производстве, ее продажи может быть
использована на расширение производства,
обновление основных фондов и т.д.);
· инвестиционную (полученная
прибыль может быть использована для инвестирования
других инноваций);
· стимулирующую (получаемая
прибыль является стимулом для реализации
новых инноваций).
Впервые термин «инновация»
ввел И. Шумпетер в работе «Теория экономического
развития» в 1912 году. По его мнению, к инновациям
относятся:
· изготовление нового потребительского
блага или повышение качества известного
блага;
· внедрение нового метода (способа)
производства на основе научного открытия;
· освоение нового рынка;
· получение нового источника
сырья и полуфабрикатов;
· проведение реорганизации.
В соответствии с этим представлением
применительно к материальному производству
(производство продукции, работ, услуг) объектами инноваций
являются продукция, технология, система
сбыта продукции, новые виды сырья и материалов,
реорганизация (совершенствование организации
производства, труда, управления).
Инновации можно классифицировать
по различным взаимодополняющимпризнакам:
· по сфере деятельности (технико-технологические,
научные, организационные, коммерческие);
· по характеру применения (продуктовые,
процессные);
· по форме (объекту) — продуктовые,
технологические, организационные, ресурсные;
· по степени новизны (радикальные,
комбинированные, модификационные).
С учетом характерных признаков
инноваций наибольший интерес представляет
классификация по объекту и степени новизны.
По объекту выделяются следующие
инновации:
· ресурсные (предполагают использование
новых или более качественных сырья и
материалов);
· продуктовые (ориентированы
на освоение новой продукции или модернизацию
традиционной продукции);
· технологические (ориентированы
на модернизацию технологии, использование
новой технологии и технологических процессов);
· организационные (совершенствование
оргструктур управления, организации
производства, труда, системы сбыта и послепродажного
обслуживания, материально-технического
обеспечения и т.д.).
По степени новизны выделяются
следующие виды инноваций:
· базисные (радикальные) инновации,
реализующие крупные изобретения и научные
открытия и открывающие новые направления
в технике, технологии, продукции; на их
основе создаются новые отрасли; они требуют
больших затрат времени и ресурсов, но
обеспечивают большой эффект в масштабе
экономии;
· крупные (улучшающие), реализующие
изобретения и создающие новые поколения
техники, технологии, продукции в рамках
существующего направления, значительно
изменяющие характеристики техники, технологии
и продукции;
· средние (микроинновации),
использующие мелкие изобретения и создающие
новые виды техники, технологии, продукции
в рамках существующего поколения;
· мелкие (псевдоинновации),
улучшающие отдельные характеристики
существующих техники и технологии и потребительские
свойства продукции. К ним условно можно
отнести также обычные организационно-технические
мероприятия.
Перечисленные виды инноваций
ранжированы по убыванию степени новизны,
масштаба их применения и обеспечиваемого
научно-технического и экономического
эффектов.
Как экономическая категория
инновация является смысловой основой
основных понятий теории инноватики: инновационный
процесс, инновационная деятельность,
инновационная политика, инновационный
потенциал, инновационная инфраструктура.
Эти понятия раскрыты в следующих разделах
3.
стратегии инноваций
Методы
выбора инновационной стратегии организации
Основу
выработки инновационной стратегии составляют
теория жизненного цикла продукта (ЖЦП),
рыночная позиция организации и проводимая
ею научно-техническая политика. В качестве
модели, как правило, принимаются следующие
типы инвестиционной стратегии:
1. Наступательные
инновационные стратегии – характерны
для фирм, основывающих свою деятельность
на принципах предпринимательской конкуренции.
Они свойственна малым инновационным
организациям.
2. Оборонительные
инновационные стратегии – направлены
на то, чтобы удержать конкурентные позиции
организации на уже имеющихся рынках.
Главная функция такой стратегии – активизировать
соотношение "затраты–результат"
в инновационном процессе. Данный тип
стратегии требует интенсивных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
3. Имитационные
инновационные стратегии – используются
организациями или организациями, имеющими
сильные рыночные и технологические позиции,
которые не являются пионерами в выпуске
на рынок тех или иных нововведений. Суть
модели в том, что при производстве копируются
основные потребительские свойства (но
не обязательно технические особенности)
нововведений, выпущенных на рынок малыми
инновационными организациями или организациями-лидерами.
Выбор
инновационной стратегии
Инновационная
стратегия исходит из принципа «время–деньги».
Выбор инновационной стратегии с учетом
жизненного цикла продукта учитывает
следующее:
1. Зарождение.
Этот переломный момент характеризуется
появлением зародыша новой системы в среде
старой или исходной, что превращает ее
в материнскую и требует перестройки всей
жизнедеятельности.
2. Рождение.
Здесь перелом состоит в том, что реально
появляется новая система, сформировавшаяся
в значительной степени по образу и подобию
систем, ее породивших.
3. Утверждение.
Переломом является возникновение сформировавшейся
(взрослой) системы, которая начинает на
равных конкурировать с созданными ранее,
в том числе и родительской. Сформировавшаяся
система стремится самоутвердиться и
готова к тому, чтобы дать начало появлению
новой системы.
4. Стабилизация.
Перелом во вступлении системы в такой
период, когда она исчерпывает свой потенциал
дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение.
Переломный момент, состоящий в начале
"увядания" системы, в появлении первых
симптомов того, что она прошла "апогей"
своего развития: молодость и зрелость
уже позади, а впереди старость.
6. Падение.
Во многих случаях отмечается снижение
большинства значимых показателей жизнедеятельности
системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход.
Этот переломный момент характеризуется
завершением снижения большинства значимых
показателей жизнедеятельности системы.
Она как бы возвращается к своему исходному
состоянию и подготавливается к переходу
в новое состояние.
8. Деструктуризация.
Перелом выражается в остановке всех процессов
жизнедеятельности системы и либо в использовании
ее в другом качестве, либо в проведении
технологии утилизации.
Согласно
современной науке, в каждый конкретный
период времени конкурентоспособная производственная
единица (организация, организация), специализирующаяся
на выпуске продукции для удовлетворения
определенной общественной потребности,
вынуждена работать над товаром, относящимся
сразу к трем поколениям техники – уходящему,
господствующему и нарождающемуся (перспективному).
Стабильная
величина совокупного дохода организации
обеспечивается правильным распределением
усилий между сменяющими друг друга продуктами
(поколениями техники). Достижение такого
распределения и является целью формирования
и осуществления научно-технической политики
организации. Оптимизация этой политики
требует знаний о технических и технологических
возможностях каждого из сменяющих друг
друга (и конкурирующих между собой) поколений
техники. По мере освоения того или иного
технического решения его реальная способность
к удовлетворению соответствующих потребностей
общества и экономические характеристики
изменяются, что обуславливает циклический
характер развития поколений техники.
Однако
определяющим в формировании конкурентоспособной
научно-технической политики организации
служит то обстоятельство, что средства
в развитие и освоение продукта нужно
вкладывать значительно раньше, чем будет
получен реальный эффект в виде завоеваний
прочный позиций на рынке. Поэтому стратегическое
планирование инновационной деятельности
требует прогнозирования тенденций развития
каждого поколения соответствующей техники
на всех стадиях его жизненного цикла.
Необходимо знать, в какой момент предлагаемое
к освоению поколение техники достигнет
максимума развития, когда к этой стадии
придет конкурирующий продукт, когда целесообразно
начать освоение, когда – расширение,
а когда наступит спад производства.
Размышления
о рациональной научно-технической стратегии
для нашей страны, имеющей в ряде отраслей
технологическое отставание, наводит
на мысль об острой необходимости опережения
других стран в создании технических новшенств.
Достаточно высокий интеллектуальный
и методологический уровень в нашей стране
для этих целей имеется.
Безусловно,
следует отметить, что совершить такие
«прорывы» в создании принципиальных
новшенств можно только на очень сильной
методолого-технологической базе. Ниже
при обсуждении методов поиска идей инноваций
нами будет показано, что эффективными
инструментами создания таких новшенств
в нашей стране являются технологии теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ)
и функционально-стоимостного анализа
(ФСА) систем.