Государственная политика стимулирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой либо сфере деятельности по повышению его эффективности.1
Новшество может быть зафиксировано и оформлено в виде одного из видов интеллектуального продукта: открытия, рекомендации, научного подхода, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс) рационализаторских предложений, изобретений, «ноу-хау» и т.п. Синонимом термина новшество является понятие новация, которое представляет, какое-то новшество не существовавшее ранее.

Содержание работы

Введение
1Инновация
2Государственная инновационная политика
2.1Цели государственной инновационной политики
2.2Направления инновационной политики
3Стимулирование инновационной деятельности
3.1Методы стимулирования в научно-исследовательскую деятельность
3.2 Планируемые результаты и показатели прогноза
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственная политика стимулирования инноваций.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

2

1

Инновация

3

2

Государственная инновационная  политика

5

2.1

Цели государственной  инновационной политики

5

2.2

Направления инновационной  политики

6

3

Стимулирование инновационной  деятельности

9

3.1

Методы стимулирования в научно-исследовательскую деятельность

9

3.2

Планируемые результаты и показатели прогноза

11

Заключение 

14

Список использованных источников

16


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интенсивное развитие инновационной  сферы современного общества, рост удельного веса научно-технической и инновационной деятельности, информации и интеллектуального продукта в экономике привели к тому, что инновации стали считаться таким же богатством страны, как и ее полезные ископаемые, производственные мощности и интеллектуальный потенциал. Эффективное использование инновационного и научно-технического потенциала в интересах России, каждого гражданина было бы невозможно без формирования в стране комплексной инновационной политики и законодательной основы для ее реализации.

Поскольку коренным образом  меняется роль науки и техники в современном мире, каждое государство, а также другие структуры управления, вплоть до малого предприятия, должны в условиях рынка иметь представление о своем отношении к выделению ресурсов на научно-техническую и инновационную деятельность, реализацию результатов этой деятельности, т.е. разработать собственную инновационную политику, позволяющую эффективно достигать поставленной цели социально-экономического развития страны, региона, организации и отдельной личности.

Каждый активно действующий индивидуум, в какой бы сфере деятельности он бы не был занят, должен иметь представление об общих закономерностях развития науки и техники, методах эффективного применения новшеств, знать основные положения теории нововведений, практики управления и организации инновационной деятельности, а так же особенностей формирования и реализации инновационной политики на соответствующем уровне.

 

1 ИННОВАЦИЯ

 

Новшество – это оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой либо сфере деятельности по повышению его эффективности.1

Новшество может быть зафиксировано и оформлено в  виде одного из видов интеллектуального  продукта: открытия, рекомендации, научного подхода, документации на новый или  усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс) рационализаторских предложений, изобретений, «ноу-хау» и т.п. Синонимом термина новшество является понятие новация, которое представляет, какое-то новшество не существовавшее ранее.

После того как новшество внедряется в производство, систему управления, превращается в новый продукт потребляемый на рынке и от его реализации получается экономический или другого вида эффект, - оно превращается в новую категорию – нововведение или инновацию.

В научный оборот термин «инновация» ввел ученный Йозеф Шумпетер в первом десятилетии 20 века. По Й. Шумпетеру, инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Определения понятия  «инновации» встречаются и другие в профессиональной литературе, вот некоторые из них:

Инновация (нововведение) – результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Инновация – процесс, в котором интеллектуальный товар – изобретение, информация, ноу-хау или идея – приобретает экономическое содержание.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

После анализа приведенных  определений можно сделать следующие  выводы.

1) Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающие нововведения, допускает возможность бесконечного числа формулировок и определений.

2) Переход в более  совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств – новых средств, способов, продуктов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разработать, изобрести.

3) Инновация как реализованная  совокупность новых знаний должна  иметь практическое применение  и давать эффект в соответствующих областях.

В соответствии с международными стандартами понятие «инновации»  является самостоятельной экономической  категорией. Оно содержится в документах «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Именно оно взято за основу и при выборке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке программ, документов по инновационной деятельности. Согласно международному стандарту инновация (нововведение) определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

 

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1 Цели государственной  инновационной политики

 

Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.2

Основными целями государственной инновационной политики являются: 

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Основы инновационной  политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно  в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Законодательство является регулятором инноваций и научно-технической деятельности.

В современных условиях регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных  актов, которые бы обеспечивали:

  • заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности;
  • заинтересованность всех участников и партнеров в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;
  • возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности;
  • обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так и отдельных ученных и разработчиков;
  • обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.

 

2.2 Направления инновационной  политики

 

Мировой опыт показывает, что экономическое развитие страны и обеспечение его конкурентно  способности на внешнем рынке  обеспечивается наличием развитой инновационной системы. Главной целью инновационной политики является эффективное взаимодействие всех элементов национальной инновационной системы.

Выделяют две основные модели инновационной политики.

1) Модель инновационной  политики, ориентированной на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью является поощрение развития тех положительных возможностей в областях, имеющих  приоритетное значение для страны.

2) Модель инновационной  политики, ориентированная на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики – повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности.

Каждое государство, вырабатывая  собственную инновационную политику, задается определенными целями, учитывая всю совокупность внутренних и внешних факторов развития, выбирает тот или иной тип  стратеги и тактики, позволяющий добиваться требуемого уровня инновационной активности.

Инновационная стратегия – это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения системы отбора и реализации нововведений, как в технологии, так и в управлении технологией в соответствии с общественной ориентацией развития.

В 50 – 60-е гг. СССР был  одним из лидеров мирового научно-технологического прорыва, несколько отставая от США, Японии и Западной Европы в отраслях гражданского сектора экономики. Однако в 70 – 80-е гг. усилилась тенденция отставания (кроме некоторых направлений оборонно-промышленного комплекса), что привело к замедлению экономического роста.

Таким образом, в 90-е гг. позиции России в мировом технологическом  пространстве многократно ухудшились в результате технологической деградации экономики.

За последние десятилетия  ухудшились основные параметры научно-технологического и инновационного потенциалов: резко уменьшилось число исследователей, конструкторов, инженеров, произошел процесс их значительного постарения, ликвидировано или сведено к минимуму немалое число научных, конструкторских и инженерных школ. К 21 веку Россия вышла с деградировавшим, отброшенным на несколько десятилетий назад инновационным потенциалом.

Стратегия инновационно-технологического прорыва – если она будет своевременно принята и реализована при поддержке государства, то это даст России изменить траекторию падения в технологическую пропасть и выступить лидером в некоторых (пусть узких) направлениях научно-технологического переворота в первых десятилетиях 21 века.

 

 

 

 

3 СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1 Методы стимулирования  в научно-исследовательскую деятельность

 

Стимулирование инновационной  деятельности со стороны государства  подразделяется на два вида, таблица 1.

Таблица 1 – Способы стимулирования инновационной деятельности

Способы стимулирование инновационной деятельности

Характеристика 

Прямое государственное стимулирование НИОКР

Распределение государственных ресурсов (заказов, грантов, кредитов) между различными сферами научных исследований и  разработок в зависимости от структуры  государственных научных приоритетов, выполнение исследований в государственных научных центрах.

Косвенное государственное стимулирование науки

Освоение достижений науки в  государственном и частном секторах хозяйства с помощью налоговой, амортизационной, антимонопольной, патентной, внешнеторговой политики и особенно путем поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Государственная политика стимулирования инноваций