Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:43, реферат
К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:
• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
• координация инновационной деятельности;
• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
• создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
• кадровое обеспечение инновационной деятельности;
• формирование научно-инновационной инфраструктуры;
• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
• обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
• повышение общественного статуса инновационной деятельности;
• региональное регулирование инновационных процессов;
• регулирование международных аспектов инновационных процессов
Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ
Государственное регулирование
экономики и инновационных
В настоящее время государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны.
Одной из наиболее актуальных
проблем российской экономики сегодня
является повышение
К основным функциям государственного
регулирования инновационной
· аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
· координация инновационной деятельности;
· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
· создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
· кадровое обеспечение инновационной деятельности;
· формирование научно-инновационной инфраструктуры;
· институциональное
обеспечение инновационных
· обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
· повышение общественного
статуса инновационной
· региональное регулирование инновационных процессов;
· регулирование международных аспектов инновационных процессов
К формам государственной
поддержки научной и
· прямое финансирование;
· предоставление индивидуальным
изобретателям и малым
· снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
· отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
· реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
· создание сети технополисов, технопарков и т.д.
Основными направлениями
государственной поддержки
· содействие повышению
инновационной активности, обеспечивающий
рост конкурентоспособности
· ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
· сочетание государственного
регулирования инновационной
· содействие развитию инновационной
деятельности в регионах России, межрегиональному
и международному трансферту технологий,
международному инвестиционному
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Без государственной поддержки и масштабных бюджетных затрат еще никому не удавалось создать серьезную науку и передовую технику. Эти затраты многократно окупятся в последующем и, в конечном счете, именно они предопределят успех намечаемых в России социально-экономических преобразований. Заметный шаг в этом направлении предполагается сделать в 2012г. – на науку выделяется почти 72,5 млрд. руб., что на 27% больше, чем в 2011г. Их них Российская академия наук получит 25,3 млрд. руб. Это сумма превысит уровень 2008г. более чем на 6 млрд. руб. Доля бюджетных затрат составит в 2011г.52%, а к 2012г. поднимется до 58%. Приоритет отдается фундаментальным исследованиям.
Государственная поддержка инновационной деятельности частного сектора может осуществляться на взаимовыгодных условиях и в случаях освоения частным сектором научно-технических результатов, имеющих важное значение для государства. Сложнее обстоит дело с инновациями, создаваемыми за счет бюджета. Прежде всего, это технологии, необходимые для удовлетворения публичных интересов и обеспечения национальной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды и др., в освоение которых частный сектор, как правило, не инвестирует. В связи с этим проблема производственного освоения таких инноваций чрезвычайно актуальна для государства. При решении этой задачи государство должно умело использовать присущие ему функции и как политической организации власти, и как хозяйствующего субъекта. То есть государственное регулирование инновационной деятельности должно содержать как прямое (директивное), так и косвенное (с применением экономических рычагов и стимулов) воздействие.
Основной правовой формой государственного регулирования инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.
Как известно, инновационная
деятельность включает два этапа: создание
инноваций и освоение их производством.
Более или менее благополучна
ситуация с правовым регулированием
первого этапа инновационной
деятельности. Правовой базой инновационного
процесса является законодательство в
области охраны интеллектуальной собственности.
В настоящее время в связи
с предстоящим вступлением
Что касается второго этапа
инновационной деятельности, то ее
правовое регулирование осуществляется
посредством институтов гражданского
законодательства. Отношения, возникающие
в связи с использованием нововведений
в предпринимательской
Рассматривая государственное
регулирование инновационной
· выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;
· основная цель управления
в большинстве случаев
· основной механизм управления и стимулирования – это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования.
Субъектами инновационной
политики выступают органы государственной
власти (центральные и местные), предприятия
и организации государственного
сектора, самостоятельные хозяйствующие
формирования, общественные организации,
сами научные работники и
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.
Органы законодательной
власти РФ – Государственная Дума
и Совет Федерации имеют право
инициирования законов в сфере
научно-технической и
Основным органом, координирующим
деятельность министерств и ведомств
в научно-технической и
Министерство промышленности,
науки и технологий РФ является центральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности.
Минфин РФ осуществляет бюджетное
обеспечение инновационной
В целом можно сказать, что государство выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ