Характеристика концепций и подходов к инновационному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является представление характеристики концепций и подходов к инновационному менеджменту.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать вопросы становления концепции инновационного менеджмента
- рассмотреть различные подходы к инновационному менеджменту.

Содержание работы

Введение 3
Становление концепции инновационного менеджмента 5
Подходы к инновационному менеджменту 9
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Курсовая Охарактеризуйте концепции и подходы к инновационному менеджменту.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

Инновационный менеджмент

 

 

на тему:

 

Характеристика  концепций и подходов

 к инновационному  менеджменту

 

 

 

 

 

2012

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

В условиях жесткой  международной и внутренней конкуренции, значительной нестабильности переходной экономики, внешних и внутренних факторов функционирования и развития организации, дефицитности ресурсов очень важно повышать научный уровень технических и организационно-экономических управленческих решений. Улучшение качества управленческого решения на последующих стадиях жизненного цикла управляемого объекта позволяет получить экономический эффект, в сотни, тысячи раз превышающий дополнительные затраты на качество решения. Поэтому лицо, принимающее решение, должно стремиться повышать научный уровень принимаемого им решения.

Инновация - это  конечный результат внедрения новшества  с целью улучшения объекта  управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

Эффективность менеджмента определяется прежде всего  обоснованностью методологии решения  проблем. Без хорошей теории практика слепа.

Основными условиями обеспечения требуемого научного уровня управленческого решения являются изучение механизмов действия экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации в статике и динамике; применение научных подходов и принципов управления различными объектами, методов и моделей анализа, прогнозирования и оптимизации параметров объектов и их окружения.

Целью настоящей  работы является представление характеристики концепций и подходов к инновационному менеджменту.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать вопросы становления концепции инновационного менеджмента

- рассмотреть различные подходы к инновационному менеджменту.

 

 

Становление концепции инновационного менеджмента

Наиболее серьезное  исследование процессов обновления производства и в целом влияния новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято в начале XX в. австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие "инновация" (в русском языке этому термину соответствует определение "нововведение"). В своей работе "Теория экономического развития" он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им "Новатором".

Теоретическое обоснование значимости внедрения  нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном (1858 - 1940). По его высказыванию, подлинная сила предпринимателя связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров. Такое производство он называл "сферой прогрессирующей промышленности". Иными словами, такой предприниматель Гобсона — это по существу "Новатор" Й. Шумпетера, фигура, которой Гобсон приписывал важные социальные функции.

Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером в его книге — "Инновации и предпринимательство". "Нововведение, - отмечает он, - это особый инструмент предпринимателей,

Шумпетер  Иозеф Алоиз (1883 - 1950) - австрийский  экономист и социолог, известный историк экономической мысли. Создал концепцию динамического развития хозяйства и роли инноваций в этом равновесии.

"Инновации, — пишет П. Друкер, — в основе которых лежат новые знания, — это "суперзвезды" предпринимательства. Такие нововведения становятся объектом внимания и приносят большие доходы... Нововведения должны быть нацелены на рынок и руководствоваться соображениями рыночной конъюнктуры. Есть только один способ уцелеть во время конъюнктурных потрясений - это прибегнуть к предпринимательскому управлению (внедрение систематизированной организационной структуры, долгосрочное планирование, применение управленческой информации и контроля). Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон". В сжатой форме эти строки содержат накопленные знания в области управления инновационным процессом. Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций в реальных экономических условиях для реализации конкретного инновационного проекта представляют по существу инновационную стратегию на уровне фирмы, реализующей инновационный проект.

В экономической  литературе существуют определенные различия в подходах к определению инновации (нововведения). Нововведение, как правило, определяется как "процесс", однако содержание этого процесса, его составные элементы и фазы — все это остается предметом расхождений. Согласно теории     Й. Шумпетера, экономические изменения вызываются "нововведениями". Совершенно очевидно, что нововведение не тождественно изобретению. Последнее является технологическим фактором, тогда как нововведение представляет   собой   экономическое   и   социальное   явление.   Нововведение,

утверждал Шумпетер, есть категория предпринимательской  деятельности в том смысле, что  существующие производительные силы используются для решения новых задач. С технической точки зрения рационализация приводит к возникновению новой "производственной функции", всегда связанной с появлением передовых предприятий. Новая технология, как он считал, не может иметь места в рамках старых предприятий. Так называемые старые фирмы в состоянии выжить после суровых экономических потрясений лишь благодаря тому, что они коренным образом преобразуются под влиянием внедрения нововведений, отрешившись от консерватизма.

Процесс внедрения нововведений не протекает  равномерно, он характеризуется скачками и рывками. Как только один передовой предприниматель, допустим, преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие стремятся последовать за ним. Включение новых предпринимателей и фирм в процесс инновационной деятельности сопровождается разрушением ценностей. Ошибки и просчеты приводят фирмы, не способные к восприятию нового, фирмы, которые не могут перестроиться в ответ на требования рынка, — к банкротству. Характерно, что этот процесс Шумпетер назвал "созидательным разрушением", то есть прежняя система хозяйствования должна уступать место новому, более совершенному экономическому механизму. Это является, по его мнению, существенной чертой рыночного хозяйства. Хотя нововведения и могут вызвать серьезные нарушения в "старых" (прежних) экономических отношениях, в конечном счете, они приводят к экономической выгоде для общества.

Й. Шумпетер соглашался с выводами К. Маркса о  том, что капитализм не есть и не может быть неизменным, что он постоянно  изменяется в результате действия внутренних сил. По Шумпетеру, причина динамических изменений вытекает из нарушений спокойного, рутинного хозяйственного процесса, названного им "круговым потоком". Этот "поток" вызван действиями фирмы-пионера или отдельного предпринимателя, которого Шумпетер называет "Новатором".    В    статической    фазе   кругового   потока,    под   которым   он подразумевает процесс воспроизводства, для нормальной циркуляции существуют все необходимые факторы производства и все возможности потребления. "Новатор", получив кредиты от банковской системы, стремится отвлечь факторы производства от существующих сфер приложения и положить начало динамической фазе. Другими словами, для достижения существенных изменений экономике необходим "deus ex machine" в виде вторжения "Новатора" ("Бог из машины" — в античной трагедии развязка часто наступала благодаря вмешательству какого-либо мифического бога, появлявшегося на сцене при помощи механического приспособления). Таким образом, Шумпетеру не удалось показать полную зависимость экономического развития от элементов, внутренне присущих экономике. В его концепции присутствует "невидимая рука", описанная впервые А. Смитом.

Во  многом соглашаясь с Шумпетером, П. Друкер считает, что инновация — это не техническое, а экономическое понятие, подразумевая изменения на всех уровнях менеджмента: внутрифирменного управления, управления производством и персоналом. Он называет инновации "способностью создавать богатство посредством новых способов". Таким образом, по его мнению, инновационная деятельность практически сосредоточивается лишь на вопросах управления производством и сбытом, то есть по существу ограничена экономическими аспектами, в то же время освоение нововведений имеет определяющее значение научно-технического прогресса для экономического роста.

В рыночных отношениях взаимосвязь накопления капитала и технологий является настолько тесной, что отделить один процесс от другого практически невозможно, поскольку применение капитала в овеществленной форме обеспечивает рост товарного производства, питающего, в свою очередь, сферу обращения. Самовозрастание инвестированной стоимости как овеществленного капитала наиболее эффективно лишь тогда, когда номенклатура товарного производства совершенствуется за счет внедрения нововведений, так как только в этом случае она объективно способствует формированию неудовлетворенного спроса.

 

Подходы к инновационному менеджменту

Анализ  теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту рассмотренных ниже научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга.

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Структурный подход. В экономике структурный подход проявляется в изучении структуры каких-либо затрат, результатов, баланса и т.п., когда совокупные затраты или результаты по объекту принимают за 100% (или за единицу) и это целое делят на компоненты. Этот аспект структурного подхода широко известен в экономике. В управлении структурный подход менее известен. Чаще менеджеры оперируют крайними альтернативными суждениями "или-или". Например, "вместо административных методов управления в условиях командно-административной системы стали применяться экономические методы", "вместо авторитарного к нам направили либерального руководителя". Подобные суждения слишком категоричны, учитывают только крайние точки зрения, а в жизни такие случаи бывают очень редко. Правильнее говорить о приоритетах, значимости одного фактора (метода, показателя и т.п.) перед другими в их совокупности, о соотношении факторов.

Пример 1. Вместо предыдущего выражения о переходе от административных методов к экономическим правильнее утверждать об установлении рационального соотношения различных методов управления: "В условиях рыночных отношений соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения должно быть примерно 4:4:2". Этим соотношением мы отмечаем важность применения одновременно всех методов управления, с некоторым приоритетом методов принуждения и методов побуждения (стимулирования).

Пример 2. Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена рекомендуется принимать равным: 6:2:2, а в структуре менеджера низшего звена: 1:2:7, т.е. руководитель должен больше заниматься формированием стратегий, а мастер — их исполнением. Применительно к менеджменту структурный подход не адаптирован, видимо, из-за его сложности, так как приходится рассматривать все явления в совокупности как систему.

Пример 3. Значимость факторов (показателей) достижения 
конкурентоспособности товара - качества, цены, затрат у потребителя, качества 
сервиса - должна быть примерно следующей: 4:3:2:1, т.е. в распределении 
финансовых ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров.

Таким образом, структурный подход к проблемам менеджмента - это определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения ресурсов.

Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых  задач  на  потребителя.   Например,   выбор  стратегии   фирмы  должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие:

1) повышение   качества  объекта   (выхода  системы)   в  соответствии   с нуждами потребителей;

Информация о работе Характеристика концепций и подходов к инновационному менеджменту