Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:00, контрольная работа
В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Теоретические основы развития инфраструктуры инновационного бизнеса…………………………………………………………………………….4
1.1. Понятие и составляющие инфраструктуры для инновационного бизнеса………………………………………………………………………..4
1.2. Классификация составных частей инновационной инфраструктуры…..9
2. Опыт России по созданию инфраструктуры инновационного бизнеса……..16
2.1. Начальный этап развития инновационной инфраструктуры в России…16
2.2. Опыт развития инфраструктуры для инновационного бизнеса в Йошкар-Оле и Казани……………………………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………..28
Глоссарий…………………………………………………………………
Бюджеты всех названных фондов достаточно скромные: так, бюджет Фонда содействия составляет 1,5% от общих расходов государственного бюджета на гражданскую науку. Размер бюджета РФТР колеблется в пределах 1,5-4% государственных расходов на гражданскую науку, поскольку его наполнение происходит за счет отчислений из внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основным источником формирования имущества ВИФ являлся целевой взнос
Министерства науки и технологий Российской Федерации из средств Российского фонда технологического развития, целевой взнос Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за счет средств, полученных на возвратной основе, а также добровольные имущественные взносы отечественных инвесторов (фондов, банков и т.п.). Планировалось, что первоначальный бюджет ВИФ составит 200 млн. руб., в настоящее время он равен 300 млн. руб., что для венчурного инвестирования является символической суммой, показывающей скорее намерения государства, чем дающей реальную финансовую поддержку.
РФТР и Фонд содействия могут
выделять средства и на поддержку производственно-
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере был образован постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 в форме государственной некоммерческой организации. Этим постановлением определялось, что в Фонд ежегодно направляется 0,5% средств федерального бюджета на гражданскую науку. В настоящее время бюджет Фонда составляет 1,5% расходной части бюджета на гражданскую науку и возможно его увеличение до 2%.
Модель Фонда основывается на использовании двух механизмов - американской Программы SBIR (инновационные исследования малого бизнеса) и французского агентства ANVAR (государственное агентство по развитию малых и средних инновационных предприятий). У SBIR была позаимствована идея фиксированных государственных отчислений на поддержку малого инновационного бизнеса, а у ANVAR - организация сети региональных представительств. При этом обе системы функционируют на основе таких базовых подходов, как поддержка на основе открытого конкурса, по результатам рассмотрения, принятие решений о финансировании проектов независимым жюри (ученым советом). Они же легли в основу работы как Фонда содействия, так и РФТР.
Российский фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. свое существование Единого фонда развития науки и техники (ЕФРНТ). В ЕФРНТ в обязательном порядке направлялось 3% от себестоимости продукции всех предприятий народного хозяйства, и таким образом финансировались межотраслевые НИОКР. РФТР в определенной мере наследует функции ЕФРНТ.
Новая система финансирования отраслевой науки выстраивалась в России по принципу трехуровневого режима поддержки прикладных исследований: на первом уровне предприятия финансируют за счет собственных средств относительно недорогие разработки; на следующем уровне ресурсы предприятий объединяются в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды для разработки отраслевых продуктов и технологий. Внебюджетные отраслевые фонды формировались министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости их товарной продукции (работ, услуг). На третьем уровне за счет отчислений 25% средств из внебюджетных фондов был создан специализированный фонд Миннауки России (впоследствии Минпромнауки) - Российский фонд технологического развития. После принятия нового Налогового кодекса бюджеты отраслевых фондов НИОКР стали формироваться за счет отчислений 0,5% валовой прибыли, что фактически означало уменьшение размеров выплат в РФТР почти в два раза (по отраслям, с которых собираются средства).
РФТР образован приказом Министерства науки, высшей школы и технологической политики Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 212 в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. "О проекте бюджетной системы РСФСР на I квартал 1992 года". Порядок формирования и использования фонда определялся Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
Основными задачами РФТР являются:
· содействие развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки техники и перечню критических технологий федерального уровня;
· поддержка НИОКР, направленных на решение проблем отраслевого и межотраслевого значения, важнейших социальных задач страны;
· поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.
РФТР финансирует НИОКР в форме беспроцентного целевого займа на срок, необходимый для выполнения работ межотраслевого, общесистемного характера (как правило, не более 3 лет). Конечным результатом проекта, при его успешном завершении, должен стать выпуск опытной партии продукции.
В последние годы в России активно
формируется производственно-
Определение понятия "научно-технологический парк" неодинаково в разных странах. Более того, даже собственно название не является унифицированным. Аналогичные по сути структуры могут называться научными парками, исследовательскими парками, научно-технологическими парками, технопарками, технополисами. Концепция таких парков строится на идее поощрения сотрудничества между научными учреждениями, промышленностью и бизнесом в целях эффективного использования создаваемых технологий.
Начало научно-технологическим паркам было положено в США в начале 1950-х гг., когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). На сегодняшний день более половины всех технопарков мира создано в Великобритании и США. Обобщая основные признаки, можно дать следующее определение научно-технологического парка.
Научно-технологический парк - это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций - от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной "нишей". Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу - планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами Технопарки: организация и управление. М: Издательство МЭИ, 1997.С. 23. .
При наличии технопарка ученым не обязательно покидать свои лаборатории или кафедры, поскольку в фирмах, реализующих их идеи, они могут работать по совместительству, а технопарк может также помочь с подбором квалифицированной команды менеджеров. Кроме того, ученый имеет право продать лицензию фирме парка и через дирекцию парка контролировать использование полученных фирмой прав. Возможны и другие варианты.
Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков:
1) Содействие формированию
и росту новых наукоемких фирм,
использующих результаты
2) Катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий.
3) Содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.
4) Стимулирование появления
новых источников доходов для
университетов и научных
Существует несколько организационных форм, в которых успешно функционируют технопарки. Университет или НИИ могут быть единственным учредителем технопарка. Более часто встречается вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:
а) вуз - передача технологий, земля, оборотный капитал;
б) местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;
в) риэлтерские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;
г) банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;
д) промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.
Практика свидетельствует, что наилучшей формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка.
Основными источниками финансирования технопарка являются: вклады учредителей и спонсоров, коммерческие кредиты, продажа доли в капитале парка, гранты или субсидии, реинвестиция прибыли, средства, полученные от продажи зданий, построенных парком. Участие государства возможно через специализированные структуры.
В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными "площадками безопасности", ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).
Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - "Томский научно-технологический парк". Затем их образование резко ускорилось.
2.2 Опыт развития инфраструктуры для инновационного бизнеса в Йошкар-Оле и Казани.
В Йошкар-Оле создан бизнес-инкубатор для создания условий развития бизнеса, в том числе и инновационного.
АНО «Бизнес-инкубатор РМЭ» обучает по 20 лицензированным специальностям, проводит открытые и корпоративные семинары и тренинги, а также профориентационные и образовательные программы для учащейся молодежи и безработных граждан и организует деловые и обучающие мероприятия.
Бизнес-инкубирование - оказание помощи и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на ранней стадии их деятельности.
• Обучение - предоставление специальных образовательных программ для различных слоев населения. Проведение семинаров, тренингов, бизнес-курсов.
Для молодых людей открыта молодежная бизнес-школа – площадка для «пробы сил» будущих предпринимателей. Тех, кто желает открыть собственное дело и работать на себя, мы приглашаем в школу предпринимателей.
• Консалтинг- представительские, офисные, юридические, бухгалтерские, маркетинговые, финансовые и другие услуги.
• Аренда помещений и оборудования. Предоставляются в аренду: офисные помещения, компьютерные классы, учебные классы, комнату переговоров, конференц-зал, оборудование.
Помимо этого, Бизнес-инкубатор предлагает безработным гражданам поучаствовать в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда в РМЭ с целью организации собственного дела. В курс профессиональной ориентации включаются программы:
1. «Новый старт» - для безработных людей, находящихся в условиях выбора сферы деятельности.
2. «Открой в себе
Бизнес-инкубатор проводит профориентационные тренинги, участники которых определяются с профессией, приобретают уверенность в своих силах и уже приступают к поиску работы.
Школьникам и студентам АНО Бизнес-инкубатор предлагает познакомиться с миром профессий, выбрать для себя наиболее подходящую сферу деятельности с помощью увлекательных ролевых игр, тестирований и консультаций специалистов.
Для тех школьников
и студентов, которые уже определились
с выбором профессионального
пути, а именно, если их привлекает
предпринимательская