- Стадия производства
- первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
- запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);
3. Стадия потребления
- поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
- устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).
Применительно к нововведению,
как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание
жизненного цикла несколько отличается
и включает в себя следующие стадии:
- зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
- освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
- диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах ( распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д. Согласно теории Шумпетера Й. диффузия нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли);
- рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение, как процесс,
не может считаться полностью
завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою
очередь жизненный цикл новшества может
прекратиться на стадии потребления, если
не сомкнется с нововведением.
Т.о., оба жизненных цикла взаимосвязаны,
взаимообусловлены и невозможны
один без другого. Оба жизненных
цикла охватываются общим понятием
инновационный процесс, и основное отличие
между ними заключается в том, что в одном
случае происходит процесс формирования
новой продукции, в другом - процесс ее
коммерциализации.
Рисунок: Жизненный цикл нового
продукта
П
О
Т
О
К
|
|
Потребность в
теоретических
исследованиях |
Потребность разработок
в развитии
прикладных исследований
|
Потребность экономики
в разработках новой
техники, технологии и
потребительских товаров |
Н
А
У
Ч
Н
Ы
Х |
|
Фундаментальные исследования |
Прикладные
исследования |
Экспериментальные
разработки |
Диффузия новшеств
в производство
и потребление
|
И
Д
Е
Й |
|
Открытия |
Изобретения |
Научно-технические достижения/разработки |
Нововведение |
Рисунок: Инновационный процесс
Генерация
идеи
|
Проверка технической
осуществимости
|
Создание
опытного
образца |
Комплексные испытания
и совершенствование
технических характеристик |
Зондирование
рынка |
Организация
широкомасштабного
производства
|
Рыночная
экспансия |
Анализ
потребностей
рынка
|
Широкомасштабный
маркетинг
|
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
Четвертый этап |
Пятый этап |
Шестой этап
|
Организация инновационного процесса
Посмотрим на
процесс осуществления нововведения
с финансовой точки зрения.
Рисунок: Динамика затрат и прибыли
в ходе осуществления
инновационного проекта (по Миккельсону
Х.)
Прибыль W
V
P
t0
t1
t2
t3
t
Q
Затраты
текущие затраты, связанные
с производством
и
реализацией продукции
Очевидно, что ранние этапы этого
процесса заведомо затратные, причем
расходы резко увеличиваются по мере приближения
новшества к рынку (момент времени t1). Отрезок t0-t1 соответствует первым четырем этапам
инновационного процесса. С наступлением
пятого этапа организация начинает получать
доход от продаж, растущий в дальнейшем
с расширением масштабов производства
и сбыта (кривая W на отрезке t1-t3). Естественно, это происходит
только при успешном развитии инновационного
процесса. Кривая V на том же отрезке характеризует
получение чистого дохода, начиная с момента
времени t1. Он образуется в результате
вычитания из валового дохода W текущих
затрат Q, связанных с производством и
реализацией товарной продукции. С некоторого
момента времени t2>t1, чистый доход компенсирует
затраты на ранних этапах инновационного
процесса и организация начинает получать
чистую прибыль (кривая P на отрезке t2-t3).
Чистая прибыль растет до
тех пор, пока новая товарная
продукция конкурентоспособна и
пользуется спросом у покупателей.
Однако жизнь свидетельствует, что
в условиях рыночной экономике этот счастливый
для предпринимателей период продолжается
недолго. По следам организации-новатора
идут многие другие, тоже стремящиеся
обосноваться в новой рыночной нише. Одни
из них приобретают лицензию на использование
новшества на законных основаниях. Другие
– действуют пиратскими методами, применяя
разработанную первой организацией технологию
или выпуская новый продукт без соблюдения
всех предусмотренных законом требований.
Третьи вообще дискредитируют нововведения,
налаживая подпольный выпуск низкокачественных
и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика.
Наконец, четвертые – наиболее серьезные
конкуренты на рынке – самостоятельно
совершенствуют потребительские или технологические
характеристики новшества, добиваются
на этом пути существенных результатов,
находят лазейки в патентном законодательстве
и постепенно заполняют своей продукцией
все новые пространства рыночной ниши.