Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:42, реферат
Описание работы
На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы». Уполномоченным государственным органом, ответственным за разработку и реализацию политики в сфере индустриально - инновационного развития является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, в функции которого входят: внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности; выделение инновационных грантов; проведение мониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационных проектов, осуществляемых за счет инновационных грантов; государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса мер инновационного развития.
Главной целью технопарков
является определение, раскрытие, развитие
инновационного потенциала страны и, в
особенности, ее регионов, а также обеспечение
потребности экономики в инновационных
продуктах. Создание и дальнейшее развитие
технопарков призвано решить основную
задачу в формировании конкурентоспособного
перерабатывающего сектора экономики
- укрепление связи науки с производством,
внедрение современных технологий, повышение
производительности труда в промышленности
и, как следствие, производство высокотехнологичной
и конкурентоспособной продукции.
Внедрение и работа технопарков
в Казахстане осуществляется по современной
европейской модели, имеющей следующие
особенности:
-наличие здания, предназначенного
для размещения в нем десятков
малых фирм (это способствует
формированию большого числа
новых малых и средних инновационных
предприятий, пользующихся всеми
преимуществами системы коллективных
услуг);
-система обслуживания, состоящая
из сложного и простого сервиса,
набираемого из фирм, которые
образуют необходимый для сложившегося
состава инновационных предприятий
сектор обслуживания.
Как свидетельствует зарубежный
опыт, малое и среднее предпринимательство
в инновационной сфере - первая по массовости
и наиболее динамичная структурная составляющая
инновационного потенциала промышленно
развитых стран. Малые и средние инновационные
фирмы являются технологическими лидерами
в зарождающихся отраслях экономики, открывающие
новые сегменты рынка, развивающие новые
производства, повышающие наукоемкость
и конкурентоспособность производства
и тем самым способствующие формированию
новых технологических укладов.
Дальнейшее развитие технопарков
в Казахстане призвано решить задачи укрепления
связей науки с производством, внедрения
современных технологий, повышения производительности
труда в промышленности и, как следствие,
производства высокотехнологичной и конкурентоспособной
продукции.
3 ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ
Венчурный капитал (англ. Venture
Capital) – капитал инвесторов, предназначенный
для финансирования новых, растущих или
конкурирующих на рынке предприятий и
фирм. Венчурный капитал сопряжен с высокой
или относительно высокой степенью риска.
Он представляет собой долгосрочные инвестиции,
вложенные в рискованные ценные бумаги
или предприятия, в ожидании высокой прибыли.
Венчурные инвестиции – это,
как правило, рисковые инвестиции, обладающие
доходностью выше среднего уровня.
Несмотря на наметившуюся государственную
поддержку венчурных фондов, результаты
показывают малое количество, как самих
венчурных фондов, так и реализуемых ими
проектов. Основными причинами этого стали
дефицит интересных инновационных проектов,
неосведомленность инноваторов о возможностях
венчурного финансирования, ограниченные
объемы финансирования. Это привело к
формированию слабой венчурной инфраструктуры,
ее концентрации в основном в городе Алматы.
При этом практика показывает,
что венчурные фонды оперируют в непосредственной
близости от своего месторасположения,
их деятельность в регионах практически
не представлена. Кроме того, отсутствуют
условия для развития венчурных капиталистов
- «бизнес-ангелов». В стране нет данных
об их примерном количестве, их деятельность
официально не признается предпринимательством.
При этом ни один закон, касающийся инновационной
деятельности, не отражает в должной мере
понятие венчурного финансирования и,
как следствие, отсутствует поддержка
на законодательном уровне.
Национальный инновационный
фонд (НИФ) развивает венчурную инфраструктуру
в Казахстане: фонд является партнером
в шести венчурных фондах Казахстана:
- АО "Фонд Высоких технологий
"Арекет"
- АО "Венчурный фонд "Адвант"
- АО "Акционерный Инвестиционный
Фонд Рискового Инвестирования "Венчурный
фонд Сентрас"
- АО "Венчурный фонд Glotur Technology
Fund"
- АО "Аlmaty venture capital"
- АО "Logycom perspective innovations"
Фонды созданы совместно с местными
инвесторами на принципах государственно-частного
партнерства. Доля НИФ в казахстанских
венчурных фондах – до 49%. Инвестиционная
политика данных фондов направлена на
поиск и привлечение проектов в области
IСT-технологий, новых строительных материалов,
фармацевтики и других перспективных
отраслях, имеющих экспортный потенциал.
Национальный инновационный
фонд Казахстана намерен создать в республике
два новых венчурных фонда для финансирования
высокотехнологичных и высокорисковых
проектов.
В настоящее время все существующие
в республике венчурные фонды сосредоточены
в Алматы, но планируется создание регионального
венчурного фонда под названием «Каспий»
совместно с акиматом Мангистауской области,
а также создание отраслевого венчурного
фонда совместно с дочерним предприятием
национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз»
– казахстанским институтом нефти и газа.
особенности государственной
инновационной политики зарубежных странПриведённый ниже анализ особенностей
государственной инноваци- онной политики
стран направлен на выявление закономерностей
в приме- нении мер стимулирования инновационной
активности. В основном, осо- бенности
связаны с использованием конкретных
мер, направленных на ус- корение инновационного
развития (различного рода льгот, финансовой
поддержки, мер по улучшению взаимодействия
науки и бизнеса), а также с распределением
роли государства и частного сектора в
данных процессах.В Великобритании практика
государственного финансирования ис-
следований реализуется как система «двойной
поддержки». Стратегиче- ское финансирование
производится через единовременные субсидии.
Па- раллельно Департамент инноваций,
университетов и компетенций финан- сирует
Исследовательские советы, которые, в
свою очередь, финансируют исследования
в стране на проектной основе. Таким образом,
единовре- менные субсидии обеспечивают
стабильность и стратегические ресурсы,
которые университеты могут потратить
в соответствии со своими приори- тетами
и программами развития, в то время как
проектное финансирова- ние со стороны
Исследовательских советов обеспечивает
энергичную конкуренцию между разными
проектами.
В Великобритании создаются
многочисленные инновационные цен-
тры двух типов: ориентированные
на разработку специфической техноло-
гии и продвижение её использования (создаются
в ответ на нужды или возможности бизнеса,
например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и
сфокусированные на определённом секторе
экономики или
рынке (создаются для того, чтобы
собрать вместе взаимодополняющие
дисциплины науки, части технологической
цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются
в качестве стратегических драйверов
экономи- ческого развития на региональном
уровне. Недостатком деятельности большинства
таких центров инноваций и технологий
является то, что они не интегрированы
в национальную инновационную систему
и часто не связаны с более широкими программами
развития, например, с програм- мами, которые
реализуются Советом по технологической
стратегии.
Региональный подход к инвестициям
в центры привёл к высокой дисперсии инновационной
деятельности и дублированию: например,
на территории Великобритании на данный
момент действует восемь центров инноваций
и технологий, занимающихся композитными
материалами.
В Ирландии велика роль государства
в инновационных процессах: в частности,
оно имеет решающее значение в привлечении
иностранных
инвестиций в развитие высокотехнологичных
отраслей промышленности,
одним из направлений мер по
стимулированию развития наукоёмких про-
изводств является выделение грантов
на НИОКР, снижение ставок нало- гообложения
для компаний, выполняющих НИОКР. Несмотря
на то, что в Ирландии проживает 1\% от численности
населения ЕС, 25\% инвестиций из США в ЕС
поступают именно в Ирландию.
Государство в Ирландии инвестирует
и в ряд проектов по открытию
доступа развивающегося бизнеса
к информационным, консультативным и образовательным
ресурсам. Для поддержки потока исследователей
в Ир- ландию правительство этой страны
приняло постановление Европейского Сообщества
о привлечении исследователей из третьих
стран (EC Directive on Mobility of Researchers from Third Countries).
В Ирландии поддерживается
ряд инициатив по развитию связей ме-
жду системой высшего образования
и промышленностью. Примером та- кой инициативы
может служить учреждение Центров науки,
инженерии и технологии с целью накопления
и обмена знаниями, создания и использо-
вания возможностей для инноваций. Прикладные
исследовательские цен- тры при высших
учебных заведениях работают с исследователями
для
выявления коммерческих возможностей
того или иного проекта, заклю-
чения договоров с предприятиями,
защиты прав интеллектуальной собст- венности.
Кроме того, поддержка связей между академическими
исследо- вателями и промышленностью осуществляется
внутри Стратегических исследовательских
кластеров, которые специализируются,
в основном, на био- и компьютерных технологиях.
В Дании университеты финансируются,
в основном, из государст-
венного бюджета. Взаимодействие
между университетами и промышлен- ностью
в Дании развито слабее, чем во многих
других странах. Важную часть датской
инновационной системы составляют отраслевые
научно- исследовательские институты.
Они прикреплены к различным министер-
ствам и проводят исследования согласно
потребностям соответствующего
министерства. Институты получают
базовое финансирование из нацио-
нального бюджета; они также
могут получить финансирование из госу-
дарственных средств, распространяемых
посредством открытого конкурса через
исследовательские советы, министерства
или другие учреждения; а также от коммерческой
деятельности.
Важной частью датской инновационной
системы являются GTS- институты («Godkendt
Teknologisk Service» – «утверждённый технологи-
ческий поставщик услуг»), выступающие
в качестве моста между госу- дарственными
и частными субъектами. GTS-институты представляют
собой частные независимые консалтинговые
компании, которые разраба- тывают и продают
прикладные знания и технологические
услуги для ча- стных предприятий и государственных
учреждений. GTS-институт явля- ется некоммерческой
организацией, созданной Министерством
науки, технологии и инноваций на период
в три года. Существуют три основных направления
деятельности GTS-институтов: самостоятельное
развитие ноу- хау, участие в совместных
проектах вместе с государственными научно-
исследовательскими учреждениями и частными
компаниями, а также ком- мерческая деятельность.
Ещё один из важных элементов датской
системы инноваций – научные парки, соучредители
инновационных инкубаторов. В стране создана
мощная инновационная инфраструктура.
Тем не менее, большая часть инновационной
активности сводится к мелким инновациям,
направленным на улучшение производственного
процесса на местах.
В Швейцарии основные направления
инновационной политики не претерпели
существенных изменений с 2000 по 2007 гг.
Ряд изменений коснулся, прежде всего,
образования, научных исследований и техноло-
гического сектора. Правительство увеличивало
расходы в этих секторах в среднем на 6\%
каждый год в период между 2004 и 2007 гг.. Кроме
того, правительство скорректировало
направления работы Национальных цен-
тров компетенции в области научных исследований
(National Centres of Competence in Research, NCCR) – NCCR, запущенные
с 2004 г., стали бо- лее ориентированы на
гуманитарные и социальные науки. Правительство
также выделило несколько приоритетных
направлений развития науки и экономики
помимо NCCR – сети компетенций в составе
университетов прикладных наук, повышение
ценности знаний, поощрение диалога меж-
ду наукой и обществом и др.
Вопросы коммерциализации инновационных
разработок в Швейца- рии не поддерживаются
прямыми государственными инвестициями.
Трансфер инновационных технологий в
промышленность осуществляется в рамках
существующих форм поддержки фирм, в том
числе стартовых этапов, преимущественно
в условиях технопарков, как на федеральном,
так и на региональном уровне. Из-за отсутствия
прямой государственной поддержки инноваций
в бизнес-секторе, инструменты инновационной
политики, в основном, ориентированы на
предложение прикладных науч- ных исследований.
Другая сложность связана с человеческим
капиталом: несмотря на значительные расходы
на образование, доля с высшим обра- зованием
относительно мала, сохраняется и ограниченная
мобильность в рамках системы образования.