ТЕМА IV.
Инновационная политика государства
Три концептуальных положения, лежащих в основе использования научно-технических достижений для экономического развития
- Научно-технический прогресс – путь к благосостоянию. В 90-х годах XX века в развитых странах мира не менее двух третей прироста ВВП определялось внедрением нововведений
- Для стабильного роста эффективности экономики необходимо наличие современной непрерывно развивающейся материально-технической базы ее отраслей
- Государственная поддержка и регулирование сферы инновационной деятельности
Определение государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Является составной частью разрабатываемых Правительством Российской Федерации прогнозных документов на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Инновационная деятельность – трансформация научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам и управленческим мероприятиям
Инновационная деятельность включает следующие основные стадии:
- От исследований до опытно-производственного освоения новшества;
- От опытно-производственного освоения новшества до развертывания выпуска в масштабах спроса на рынке;
- От производства новшества до его использования конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию
Стадии инновационной деятельности образуют цикл: наука – техника и технология – производство – потребление
Этот цикл и есть объект инновационной политики
Государственная инновационная политика
- совокупность мероприятий органов государственной власти, направленных на обеспечение стимулирующего воздействия на субъектов экономики с целью выпуска ими новых конкурентоспособных видов продукции, разработки и внедрения новых прогрессивных технологий, новшеств организационного, экономического, социального и иного характера.
Инновационная политика в системе государственного регулирования должна иметь:
- четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
- органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
- информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
- инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
Принципы формирования государственной инновационной политики
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
- активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Методы реализации государственной инновационной политики
- Прямые: государственное инвестирование в виде финансирования, кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство.
- Косвенные: налоговое и амортизационное стимулирование новаторской активности, действенная защита прав на интеллектуальную собственность, стимулирование развития инновационно-ориентированного малого предпринимательства.
Законодательство Российской Федерации
в области инновационной деятельности
- Гражданский кодекс РФ. Часть IV
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии".
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге»
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» С изменениями 2004 г.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
- Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-I
- Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 884 о доктрине развития российской науки с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 01.08.2003 г. N 866, от 25.08.2004 г. N 1114).
- Доктрина развития российской науки
Инструменты инновационной политики
Федеральные целевые программы:
- «Ядерные энерготехнологии нового поколения» на период 2010—2015 годов и на перспективу до 2020 года
- «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы
- «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008—2010 годы
- «Национальная технологическая база» на 2007—2011 годы
- «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007—2012 годы
Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года
Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года
КДСЭР РФ до 2020 г.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ
- Безопасность и противодействие терроризму
- Живые системы
- Индустрия наносистем и материалов
- Информационно-телекоммуникационные системы
- Перспективные вооружения, военная и специальная техника
- Рациональное природопользование
- Транспортные, авиационные и космические системы
- Энергетика и энергосбережение
Неравномерность развития экономики объясняется с позиций долгосрочных колебаний экономической конъюнктуры, где научно-технический прогресс выступает фактором экономического роста. Неравномерный характер инновационного процесса приводит к нарастанию диспропорций в технологической структуре экономик разных стран, к разнонаправленным колебаниям в них темпов экономического роста.
Основоположниками теории циклической динамики и инноватики по праву считаются Н.К. Кондратьев и Й. Шумпетер
Кризисы подрывают основу устаревших технологических систем, за счет спада производства дают возможность при наличии финансовых ресурсов внедрить в экономику как новые поколения машин, так и новые технологические уклады.
В развитых странах смена поколений техники происходит примерно раз в 5-10 лет, смена преобладающих технологических укладов – в
среднем раз в 50 лет.
Смена технологических способов производства происходит раз в несколько столетий и сопровождается наибольшими потрясениями , длящимися до полувека и более. Именно такой период начался в мире в конце XX века.
Технологический уклад – единый технический уровень составляющих производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы и
на общий научно-технический потенциал
Третий технологический уклад
Период доминирования – 1880-1940 гг.
Ключевые факторы – массовое использование электрической энергии в производстве, стали и стальных сплавов.
Ядро – электротехническое и тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, строительство линий электропередач, развитие неорганической химии, повсеместное внедрение радиосвязи и телеграфа.
Государство либо осуществляло контроль, либо полностью владело естественными монополиями и предоставлением общественных благ.
Технологические лидеры: Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды
Четвертый технологический уклад
Период доминирования – с 30-х до 90-х годов минувшего столетия.
Ключевые факторы - широкое распространение двигателя внутреннего сгорания и продуктов нефтехимии.
Ядро – автомобиле- и тракторостроение, самолетостроение, производство танков и других механизированных видов вооружения, цветная металлургия, синтетические материалы, органическая химия, переработка нефти, товары широкого потребления длительного пользования.
Технологические лидеры – США, Канада, Япония, Австралия, Швеция, Швейцария.
Пятый технологический уклад
Период доминирования – с 80-х годов XX века
Ключевые факторы – микроэлектронные компоненты.
Ядро – электронная промышленность, вычислительная и оптиковолоконная техника, программные продукты, телекоммуникации и спутниковая связь, роботы и гибкие производственные системы (ГПС), появление отрасли информационных услуг, информационные технологии, освоение космического пространства.
Технологические лидеры – Япония, США, Германия, Швеция, страны ЕЭС, Тайвань, Корея, Канада, Австралия.
Особенности становления технологических укладов в России
- В производственном аппарате России постоянно присутствовали как минимум четыре технологических уклада
- Периоды становления, расширения и спада укладов в России отличаются растянутостью во времени. Время зарождения каждого уклада практически совпадает с развитыми странами, но этапы расширения и зрелости наступают на 30-50 лет позднее, приводя к хроническому отставанию отечественной экономики
- В экономике страны постоянно присутствуют как минимум два технологических уклада, находящихся в стадии расширения, что приводит к высокозатратному и малоэффективному производству
Продолжение