Инновационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, на¬правления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации до¬стижений науки и техники.

Содержание работы

1 Основные приоритетные направления инновационной политики государства……………………………………………………………………...3
1.1 Основные цели и задачи государственной инновационной политики………………………………………………………………….3
1.2 Основные направления инновационной политики………………………..5
2 Инновационная активность предприятий России и зарубежья в области автомобилестроения…………………………………………………………...11
3 Схема внешней и внутренней инновационной предпринимательской среды предприятия пищевой промышленности (на примере конкретного предприятия оренбургской области)………………………………………….16
Библиографический список………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 51.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 Основные приоритетные направления инновационной политики государства……………………………………………………………………...3

    1. Основные цели и задачи государственной инновационной политики………………………………………………………………….3
    2. Основные направления инновационной политики………………………..5
  1. Инновационная активность предприятий России и зарубежья в области автомобилестроения…………………………………………………………...11
  2. Схема внешней и внутренней инновационной предпринимательской среды предприятия пищевой промышленности (на примере конкретного предприятия оренбургской области)………………………………………….16

Библиографический список………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Основные цели и задачи государственной инновационной политики

 

Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:

  • ориентирование и поддержка научных исследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития;
  • защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
  • совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;
  • лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
  • поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);
  • разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
  • совершенствование методов управления научно-техническим развитием;
  • выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;
  • формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;
  • финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
  • содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;
  • совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
  • реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;
  • охрана прав интеллектуальной собственности;
  • формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
  • установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации [5].

 

 

1.2 Основные направления инновационной политики

 

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики  инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению  конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов  научных исследований для их освоения в производстве является создание и  развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу  их развития, и структурные изменения  основных производственных фондов.  
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп  отраслей отличается по характеру, масштабам  поддержки, объему ресурсов, необходимых  для обновления и модернизации производственного  потенциала на основе реализации отечественных  достижений науки и техники.

В этой связи  к основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести:

  • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
  • реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;  
    использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых  отраслях и производствах будет  направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

1) в нефтегазовом комплексе – на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;

2) в нефтеперерабатывающей промышленности – на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородо-содержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;

3) в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике  инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых  установок или газотурбинных  надстроек паросиловых блоков для  электростанций на газообразном топливе  и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных  технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это  касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и  воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных  систем.

В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе организации будут  ориентированы на технологическое  перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации  процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются  и формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике  и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством  использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды.

Для реализации инновационной  политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств  федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций  возрастет необходимость привлечения  средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных  кредитно-финансовых организаций).

Информация о работе Инновационная политика государства