Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 16:41, реферат
До начала 1990-х годов рост инновационных возможностей Японии отчетливо просматривался в статистических данных о расходах на НИОКР, патентовании, количестве научных публикаций, росте производительности труда и т.д. Все имевшиеся показатели свидетельствовали о стабильном увеличении как затрат, так и выпуска НИОКР.
В. Зайцев, С. Чебанов Инновационная политика Японии
Источник Мировая экономика и международные отношения, № 12, Декабрь 2010, C. 3-14
В ИМЭМО РАН состоялось заседание Ученого совета Института по теме "Инновационная политика Японии ". Заседание прошло под председательством директора ИМЭМО РАН, действительного члена РАН А. А. Дынкина.
Предлагаем вниманию читателей презентацию основного доклада, представленного зав. сектором экономики и политики Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО, д.э.н. В. К. Зайцевым. В обсуждении приняли участие руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, д.и.н. В. О. Кистанов, сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН, к.т.н. Ю. Д. Денисов, зав. отделом информации посольства Японии в РФ Имамура Акира, с.н.с. Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО, к.э.н. В. Г. Швыдко, г.н.с. Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО, к.э.н. Е. Л. Леонтьева, в.н.с. Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО, гл. редактор журнала "Полис", д.с.н. С. В. Чугров.
Инновационная система Японии: реформы и современные возможности
До начала 1990-х годов рост инновационных возможностей Японии отчетливо просматривался в статистических данных о расходах на НИОКР, патентовании, количестве научных публикаций, росте производительности труда и т.д. Все имевшиеся показатели свидетельствовали о стабильном увеличении как затрат, так и выпуска НИОКР.
В трудные 90-е годы, которые в Японии назвали "потерянным десятилетием", равно как и в весьма противоречивые с точки зрения экономической конъюнктуры годы первого десятилетия нынешнего века, произошло относительное снижение инновационного потенциала страны. Это объяснялось следующими основными причинами.
Во-первых, длительный период экономической нестабильности привел к снижению темпов роста расходов на исследования и разработки (ИР) в частном секторе - главном сегменте национальной инновационной системы. Неизбежное следствие - замедление темпов роста производительности труда и снижение международной конкурентоспособности. В частности, страна потеряла былое мировое лидерство в производстве полупроводников, телекоммуникационного оборудования, ноутбуков, биотехнологической продукции.
Во-вторых, негативную роль сыграла сложившаяся в Японии достаточно специфическая система хозяйствования. Она хорошо подходила для индустриального этапа развития, но в новые условия, формируемые потребностями постиндустриального общества знаний, вписывается с трудом.
В-третьих, по мере завершения перехода от стратегии адаптивной созидательности к креативной самодостаточности японские компании встали перед необходимостью переориентировать свои ИР в сторону генерирования более фундаментальных прорывов. Однако для Японии до сих пор характерны относительная слабость академической науки, дефицит специалистов докторского уровня, недостаточная кооперация университетской и отраслевой науки, что препятствует достижению этой амбициозной цели.
В-четвертых, созданные в структурах крупных японских компаний исследовательские центры и лаборатории столкнулись с проблемой тонкой настройки на потребности все более усложняющегося рынка. Известная замкнутость и самодо-
стр. 3
статочность крупного японского бизнеса ограничивали использование внешних источников новых идей и изобретений.
В-пятых, сказалась недостаточная развитость в Японии рынка венчурного капитала и институтов, поддерживающих стартовые условия предпринимательства.
Структурные изменения в национальной исследовательской системе
В 1990-е годы правительство и деловые круги Японии приступили к выработке новой стратегии инновационного развития, нацеленной прежде всего на повышение эффективности НИОКР. С этой целью в стране осуществлены серьезные организационные реформы государственного аппарата. Здесь следует выделить следующие моменты.
1. В результате реформы центрального правительства (январь 2001 г.) существенно - с 23 до 13 - сократилось число министерств и управлений. В частности, Министерство просвещения и Управление по науке и технологии были слиты в одно большое Министерство просвещения, культуры, спорта, науки и технологии (МЕХТ). В настоящее время оно ответственно как за фундаментальные, так и за прикладные исследования. Это новый подход к организации национальных НИОКР, нацеленный на стимулирование их результативности.
2. Совет по научной и технологической политике при премьер-министре обрел новую роль и превратился в очень влиятельный орган. В него входят представители шести министров и президент Научного совета Японии. Сформировано семь экспертных групп. В целом структура государственного управления НИОКР трансформировалась от преимущественно децентрализованной к более централизованной. Процесс принятия решений изменился от модели "снизу вверх" к модели "сверху вниз", что обеспечивает большую степень мобилизации научно-технического потенциала страны.
3. В 1995 г. в Японии был принят Базовый закон о науке и технике, заложивший основы современной инновационной политики. С 1996 г. в качестве основного средства, обеспечивающего консолидацию усилий в сфере НИОКР, служит разработка пятилетних "Базовых планов развития науки и технологии". В них зафиксирован ряд новых важных идей, в частности:
- необходимо кардинальное увеличение государственных расходов на НИОКР;
- главные усилия государства должны быть сконцентрированы на стимулировании диверсифицированных междисциплинарных фундаментальных исследований;
- необходимо выделение приоритетных областей исследований с последующим усложнением приоритизации внутри главных областей исследований (табл. 1).
4. Ключевая роль в формирующейся новой инновационной системе Японии отводится национальным университетам. В 2004 г. все они были акционированы и стали независимыми корпоративными единицами. Признано, что меха-
Таблица 1. Основные характеристики Базовых планов развития науки и технологии
Расходы государства
1-й 1996 - 2000 гг. 17 трлн. иен (17.6 трлн. иен)1
2-й 2001 - 2005 гг. 24 трлн. иен (21.6 трлн. иен)1
3-й 2006 - 2010 гг. 25 трлн. иен
Приоритетные направления
Выделены приоритетные области исследований: науки о жизни, информационные технологии, окружающая среда, нанотехнологии и наноматериалы
Определены приоритеты внутри главных областей исследований: сферы ключевых технологий
Преобразования национальной инновационной системы
Реформа государственных НИИ и государственных университетов
Административное управление
Децентрализованное
Реформа государственного аппарата. Создание Совета по научной и технологической политике
Централизованное
1 В скобках указаны реальные расходы за плановый период.
стр. 4
низм трансляции посевного капитала инновации в производство новых продуктов и услуг будет эффективно работать только на основе усиления сотрудничества государства, научного сообщества и частнопредпринимательских кругов. Сейчас практически все национальные университеты Японии задействованы в совместных с частным сектором исследованиях, общее число которых приблизилось к 10 тыс.
После реформирования университетов в их бюджетах стала заметно расти доля так называемых конкурентных исследовательских фондов (за получение которых надо бороться). В целом за последние 15 лет она увеличилась в пять раз, до суммы, эквивалентной примерно 4.5 - 5.0 млрд. долл. в год. Реформирование университетов ориентировано также на улучшение системы послевыпускного образования (получение ученой степени) и стимулирование научно-исследовательской активности молодежи. Японцам предстоит решить проблемы повышения мобильности национальных исследовательских ресурсов и восполнения кадрового потенциала, сильно пострадавшего в предыдущие годы в результате утечки умов за рубеж. В 2007 г. Министерство просвещения и науки приступило к реализации программы строительства международных исследовательских центров, прежде всего в меж- и мультидисциплинарных областях, таких, как науки о жизни, материаловедение, электроника и информатика, мекатроника, физика, математика.
5. Переосмысление стратегических долгосрочных потребностей страны на пути к обществу знаний отражено не только в череде "Базовых пятилетних планов". В сентябре 2006 г. кабинет премьер-министра С. Абэ разработал стратегический документ "Инновационная инициатива - 25". Фактически это дорожная карта технологических инноваций к обществу 2025 г. В документе выделено более 60 прорывных технологий, представлены различные сценарии инновационного развития, основанные на разработках Научного совета Японии и технологических Форсайтах Национального института научной и технологической политики. "Инновационная инициатива - 25" инкорпорирует не только научно-технологические ориентиры, но, что очень важно, и социальные реформы (около 150 наиболее актуальных социальных задач). Основной акцент сделан на междисциплинарной и межведомственной координации важнейших инновационных проектов.
В новых условиях государство усиливает свою ответственность за стимулирование инновационной активности в частном секторе. Основными приводными ремнями здесь служат государственные закупки высокотехнологичной продукции, международная стандартизация, поддержка венчурного предпринимательства, меры бюджетной, налоговой, амортизационной и таможенной политики.
Корпоративный уровень
На корпоративном уровне также складывается новая парадигма развития науки и технологии. Можно выделить ее следующие основные элементы:
- отход от приоритетности централизованных внутрифирменных НИОКР и постепенное сокращение ресурсов, выделяемых на эти цели. Сложившиеся в годы высоких темпов роста большие корпоративные системы НИОКР далеко не во всем оправдали себя. Японские специалисты склоняются к тому, что для прорыва в новых направлениях более эффективна система небольших внутрифирменных венчуров, когда материнская компания выполняет роль инкубатора. При этом указывается, что задачу оптимизации корпоративных ИР невозможно решить без кооперации частных инкубаторов с университетскими венчурами, число которых быстро растет;
- резкое увеличение числа соглашений о партнерстве в сфере ИР с фирмами, находящимися вне традиционных вертикально интегрированных производственных объединений (кэйрэцу) и промышленных групп (сюдан);
- большее, чем прежде, использование научно-исследовательских партнерств и стратегических альянсов с иностранными, прежде всего американскими, компаниями. Эта тенденция наверняка будет набирать силу в XXI в.;
- рост агрессивности по линии поглощений высокотехнологичных фирм в Японии и за рубежом;
- повышение интереса к рынку венчурного капитала, рост инвестиций в проекты развития корпоративных венчуров;
- усиление сотрудничества на основе совместных проектов частных корпораций с университетами и государственными НИИ как в Японии, так и за рубежом.
Лейтмотив новой корпоративной стратегии - перенос центра тяжести с внутрифирменных исследований к преимущественному использованию внешних ресурсов НИОКР (R & D outsourcing). Прогрессирует тенденция перевода за рубеж не только производственных и сборочных предприятий, но и научно-исследовательских функций компаний. Затем полученные результаты инкорпорируются в собственный технологический потенциал компании для получения синергетического эффекта. Это значительно более проак-
стр. 5
тивный подход, чем практиковался ранее. Здесь налицо заимствование японцами опыта американских компаний в сфере НИОКР.
Инновации и региональное развитие
Реформы национальной инновационной системы органически включены в стратегию регионального развития Японии. К началу 90-х годов 20 префектур имели детально разработанные планы строительства технополисов. Правда, из-за ухудшения экономической конъюнктуры реализация многих из них была отложена. Тем не менее в районе Кансай построен крупный технополис "Кансай академия полис", который занимает территорию в 16 тыс. га в гористой местности трех префектур - Осака, Киото и Нара.
Прогрессирует также относительно новая для Японии тенденция - заключение международных соглашений о научно-техническом сотрудничестве на уровне регионов.
Проблема качества НИОКР
Для Японии характерны сильные традиции долгосрочного прогнозирования развития науки и техники. Первый прогноз такого рода был опубликован в 1971 г., далее каждые пять лет разрабатывались прогнозы на базе дельфийского метода по 15 - 20 крупным направлениям с горизонтом 20 - 30 лет. В среднем состоялось более половины ожидавшихся научных прорывов и технологических нововведений.
В сфере НИОКР, как и в любой другой, действует постулат - при одинаковом уровне затрат можно получать совершенно разные результаты.
Наукометрический аппарат, измеряющий научно-исследовательскую деятельность на выходе, как правило, включает число опубликованных научных работ, различные индексы цитируемости этих работ, число трансграничных патентных заявок, баланс торговли технологиями, долю высокотехнологичных товаров в торговом балансе и ряд других (табл. 2).
В Японии подавляющее количество (75 - 80%) научных трудов рождается в университетах и колледжах, при этом они тесно коррелируют с объемом финансирования на основе конкурентного процесса, а также с числом студентов, обучающихся по докторским программам. Доля Японии в мировой корзине научных публикаций составляет около 8.5% (пик был достигнут в 2003 г. - 9%). Расширение инновационных возможностей страны отражает показатель качества научных работ. Если за такой показатель принять число наиболее часто цитируемых в мире трудов (100%), то доля США составит около 50%. Япония с показателем около 8% уступает ФРГ и Англии (примерно по 10%) и находится на одном уровне с Францией и Канадой. Доли Китая и Республики Кореи колеблются в пределах 1 - 2%.
Таблица 2. Прогнозные оценки развития инновационной системы Японии
Категория
Показатель
2008
2010
2015
2020
2023
2030
Затраты
1. Число исследователей (тыс. чел.)
879
880 - 885
900 - 950
1000 - 1100
1200 - 1300
1400 - 1500
Затраты
2. Расходы на НИОКР (млрд. долл.)
192
190 - 195
210 - 220
230 - 250
260 - 300
390 - 440
Затраты
3. Доля расходов на НИОКР в ВВП (%)
3.6
3.6
3.7 - 4.0
4.0 - 4.5
4.2 - 4.6
4.5 - 5.0
Уровень кооперации между предпринимательскими и научными кругами
Информация о работе Инновационная система Японии: реформы и современные возможности