Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:09, лекция
1. Сущность инновационного предпринимательства
2. Классификация инноваций
3. Эффективность инновационного предпринимательства
После формирования
-Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?
-Существует ли вообще
-Есть ли необходимость замены одного продукта другим?
-Является ли новый
продукт органичным
-В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт?
-Сможет ли фирма продать такой товар?
-Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?
-Можно ли охарактеризовать
новый продукт как
-Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?
-Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конкурентов?
-С каким финансовым риском связана идея нового продукта?
-Может ли идея нового
продукта иметь рекламный
-На какой рынок
лучше сориентировать идею
-Соответствует ли
идея нового продукта
-Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?
Во-вторых, при принятии
окончательного решения в
А. Прибыль от
проекта должна быть
Б. Связанный с
проектом риск должен
Кроме этого, даже
очень перспективная идея сама
по себе не гарантирует
1.Необходимо четко
представлять объем спроса
2.Для успешного развития
инновационного предприятия
3.При ограниченности
материально-финансовых
2. Классификация инноваций
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе
с предприятия (изделия,
3. Инновации системной
структуры предприятия (
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
Достаточно полную классификация инноваций предложил А.И. Пригожин:
1. По распространенности:
Диффузия – это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
3. По преемственности:
4. По охвату:
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны. Например, из консалтинговой фирмы.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
– идеи инновации – нового изделия, технологии;
– общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
– рискового капитала для финансирования подобных фирм.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:
– Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.
– Предоставление средств на длительный срок.
– Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.
Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.
Успехи рискового
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.
Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.
Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.
На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
Венчурные фирмы и
фирмы-эксплеренты создали
Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.
Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития науки, экономики, производства является инновационная направленность.
На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.
Перед фирмой-эксплерентом
(пионером) возникает проблема объема
производства, когда привлекательная
для рынка новинка уже создана.
Для этого эксплеренты