Инновационные процессы в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить их, используя не то, что вчерашние - сегодняшние технологии. Чтобы завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных организациях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

министерство сельского хозяйства российской федерации.docx

— 73.50 Кб (Скачать файл)

министерство сельского  хозяйства российской федерации

федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ижевская государственная  сельскохозяйственная академия

факультет непрерывного профессионального  образования

Контрольная работа

По дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ».

На тему: «Инновационные процессы в менеджменте»

Ижевск 2006г.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Инновации - экономическая  категория

Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества

Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций

Раздел 1.3 Функции инноваций

Раздел 1.4 Классификация инноваций

Глава 2. Содержание и структура  инновационного процесса

Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса

Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций

Раздел 2.3 Экономическая эффективность  инноваций

Глава 3. Управление инновационным  процессом

Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента

Выводы и предложения

Список используемой литературы

 

Введение

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.

По некоторым оценкам, в течение  ближайших двадцати лет мир должен:

накормить новое население, по численности  равное населению всего земного  шара в 1940 году, и при этом:

· в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;

· произвести столько энергии, сколько  ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что  наращивать производство энергии становиться  труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;

· удовлетворить на 100% возросшие  потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно  хранить отходы становится труднее;

· генерировать чистый реальный капитал  в годовом исчислении, по крайней  мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;

· радикально улучшить условия жизни, работы, образования, городской и  окружающей среды, как в развитых, так и в развивающихся странах;

· одновременно повысить стандарты  здравоохранения всех стран, перейти  от лечения болезней к их предотвращению и ограничить рост населения разумными  пределами;

· увеличить занятость на 30 - 50%, создав новые рабочие места, во многом, в сфере обслуживания, в то же время, увеличив производительность настолько, чтобы удержать инфляцию;

· выполнить все названные задачи без необратимого нарушения природного равновесия или ресурсного кризиса, способного привести к войне.

Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности  человечества. Мы не можем удовлетворить  их, используя не то, что вчерашние - сегодняшние технологии. Чтобы  завтрашний уровень жизни был  как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации  и институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются  крупные инвестиции, большая часть  инноваций появится в крупных  организациях.

 

Глава 1. Инновации - экономическая  категория

Раздел 1.1. Нововведения - закон развития человеческого общества

Инновация базируется на новшестве, или  нововведении, называемом новацией.

Нововведение представляет собой  замену старого объекта (явления) новым. Нововведение -- это перманентная (то есть постоянная) сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Согласно культурно-исторической периодизации, разработанной в конце XIX в. американским этнографом и историком  Л. Морганом и немецким экономистом  Ф. Энгельсом, человеческое общество в  своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, каждая из которых включала в себя три  ступени: низшую, среднюю, высшую.

Любой новый объект представляет собой  материализованную информацию, т. е. информацию, превращенную в осязаемую  вещь. Новое, как материализованная  информация возникает на переходе от низшей ступени дикости к его  средней ступени. И процесс появления  нового идет постоянно. С первого  момента появления человека на Земле  у него возникает одна потребность -- потребность выжить. Эта потребность заставляет человека думать и трудиться. Когда же человек перестает трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра) и начинает думать об отдыхе, размышлять о других вещах и явлениях, у него возникает потребность в удовлетворении своей любознательности, своего любопытства.

Любознательность (любопытство) является одним из физиологических свойств всего животного мира, в том числе и человека. Удовлетворить любопытство можно только имея какую-то информацию. Так у человека появляется вторая необходимая потребность -- потребность в информации.

Информация дает толчок к деятельности человека в направлении, указанном  информацией, т. е. в новом направлении. А это уже означает появление  прогресса (лат. progress -- движение вперед), который впоследствии принимает форму технического прогресса (на пример, появление лука и стрелы на высшей ступени дикости, гончарного ремесла -- на низшей ступени варварства, плавка железной руды -- на высшей ступени варварства и т. п.).

Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как  посредника этого обмена. Появление  денег -- это уже начало цивилизации. Цивилизация начинается с возникновения металлических денег. Купцы, имея у себя излишек денег, дают их в рост под проценты (кредит), финансируют войны, пиратские набеги, путешествия и развитие научных знаний. Поэтому в условиях товарно-денежных отношений технический прогресс превращается в научно-технический прогресс. [3 с.12)

Научно-технический прогресс, как  любое явление в мире, имеет  две стороны: положительную и  отрицательную. В отдельных случаях  результаты научно-технического прогресса  могут представлять ужас для человечества. Например, создание водородной бомбы (испытание  в СССР прошло 12 августа 1953 г.) -- бомбы, которая одна сразу убивает десятки миллионов людей. А контакт нашей Земли с антиматерией, т. е. с «потусторонним веществом» -- веществом, текущим из будущего, которое так упорно ищут физики? Это же не просто столкновение одинаковых вещей (например, двух автомобилей), а столкновение разных материй и разных направлений течения времени (прямого и обратного).

Научно-технический прогресс для  нас развивается в том времени, в котором мы живем и которое  мы знаем, которое отведена человечеству на Земле.

Однако вопрос о времени -- довольно сложный вопрос. Аврелий Августин, прозванный Блаженным (354-430), писал: «Я прекрасно знаю, что такое время, когда не думаю о нем. И я совершенно не понимаю, что такое время, когда начинаю о нем думать». Теория относительности и эксперименты физиков доказали, что время непостоянно, скорость течения времени зависит от скорости движения тел и гравитации. По законам физики, ничто не препятствует движению времени вспять. Астрофизик Лоране Шульман рассчитал, что в «черных дырах» время течет в обратном направлении.

Итак, научно-технический прогресс, возникший когда человечество было еще «в колыбели», движется. Движется только вперед, подобно летящей стреле. Причем его движение постоянно ускоряется во времени. Скорость ускорения процесса инноваций можно без больших трудностей и относительно легко рассчитать по динамике любого направления научно-технического прогресса в какой-либо отрасли техники, экономики, финансов, бухгалтерского учета.

Основой научно-технического прогресса  являются изобретения и открытия. Когда появившиеся изобретения  находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, они ведут к созданию нового продукта или новой технологии (т. е. процесса производства продукта). Это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.

Нововведение всегда стимулирует  появление новых идей, так как  развивает любопытство человека: «А что будет, если...?»

Так возникает инновационная спираль, имеющая вид:

...научно-технический прогресс--идея--нововведение-- научно-технический прогресс--идея--нововведение...

Инновационная спираль (лат. Spira -- изгиб, извив) -- это кривая, делающая постоянно увеличивающиеся .витки от некой начальной точки где-то на заре человечества.

Эта спираль раскручивается без  остановки только вперед. И уже  к середине XXI в. она вплотную подведет все страны, и особенно развитые страны, к ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ, о которой сегодня так мало знают мои соотечественники.

Самый яркий пример. Кто из горожан  Петербурга, разъезжая по городу в 1920-х гг., мог предполагать, что через какие-то 80 лет в 2000 г. их дети и внуки уже не увидят в городе ни одной лошади. Сегодня городские дети видят лошадей только в кино.

Таким образом, нововведение и связанная  с ним инновация представляют собой объективный закон развития человеческого общества.

Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций

Под инновацией (англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation -- изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация.

Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации  производства, труда, обслуживания и  управления, включая новые формы  контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.

Инновацию можно назвать также  инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны  понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.

Открытие есть процесс получения  ранее неизвестных данных или  наблюдение ранее неизвестного явления  природы.

Открытие отличается от инновации  по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение,  делаются, как правило, на фундаментальном  уровне, а инновация производится  на уровне технологического (прикладного)  порядка.

2. Открытие может быть сделано  изобретателем-одиночкой, а инновация  разрабатывается коллективами (лабораториями,  отделами, институтами) и воплощается  в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью  получить выгоду. Инновация же  всегда ставит своей целью  получить больший приток денег,  большую сумму прибыли, повысить  производительность труда и снизить  себестоимость производства за  счет применения какого-то нововведения  в технике и технологии, а также  получить любую другую осязаемую  выгоду.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является  результатом поиска. Ее случайно  не производят. Она требует определенной  четкой цели выпуска и технико-экономического  обоснования.

Термин «инновация» как новая  экономическая категория ввел в  научный оборот австрийский (позже  американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники,  технологических процессов, или  нового рыночного обеспечения  производства;

2) внедрение продукции с новыми  свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства  и его материально-техническом  обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. При этом под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Сегодня описание технологических  инноваций базируется на международных  стандартах, рекомендации по которым  были приняты в г. Осло в 1992 г. (так  называемое «Руководство Осло»). Эти  стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Исходя из этого были приняты два типа технологических инноваций:

¦ продуктовая инновация;

¦ процессная инновация.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных  продуктов. Поэтому продуктовые  инновации подразделяют на два вида:

¦ базисная продуктовая инновация;

¦ улучшающая продуктовая инновация.

Процессная продуктовая инновация  представляет собой освоение новых  форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что  выпуск новой продукции можно  организовать при имеющейся технологии, оборудовании, энергетических ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и управления.

Российскими официальными терминами  по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:

Информация о работе Инновационные процессы в менеджменте