Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:52, курсовая работа
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Введение.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной
общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие
организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом
английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает
“введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
1. Сущность
инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.
Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.
Стэндфордским
научно-исследовательским
Данная
классификация совершенно
Научная
деятельность связана с
Инженерная
деятельность связана с
Научную
и инженерную деятельность
Создание
и освоение нововведений
Создание
и освоение нововведений
Нововведения нуждаются в особых, только им присущих, формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.
2. Основные принципы организации НТП.
2.1. Сущность и задачи организации НТП.
НТП - это непрерывный
процесс внедрения новой
Для него характерны следующие признаки:
На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:
- наблюдается усиление технологической направленности
НТП, его технологической
-происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.
-НТП приобретает все более
-важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
-наблюдается усиление социальной
направленности НТП, которая проявляется все в
большем воздействии НТП на социальные
факторы жизнедеятельности
-происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.
Для обеспечения эффективного
функционирования экономики необходимо
проводить единую государственную научно-
Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация производства и химизация производства.
Электрификация - это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.
Комплексная механизация и автоматизация производства - это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автоматизации.
Химизация производства - процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.
Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.
НТП позволяет решить
такие задачи: во-первых, именно НТП является
главным средством повышения производительности
труда, снижение затрат на производство, увеличение
выпуска продукции и повышения ее качества.
Во-вторых, в результате НТП создаются новые
2.2. Организация рынка нововведений.
Нововведением называют:
• неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);
• неизвестный метод производства продукции или услуг;
• разработка новых материалов и элементов;
• получение нового источника сырья и энергии;
• организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Рыночная экономика предъявляет особые требования к рынку нововведений. Рынок нововведений имеет ряд существенных особенностей. На рынке нововведений обращаются разнообразные товары, реализующие интеллектуальную собственность: новая техника, патенты и лицензии, передовой опыт, технические услуги, алгоритмы и программы, промышленные образцы.
Патенты удостоверяют признание заявленного решения изобретением, а также авторство заявителя, его приоритет и исключительное право на использование новшества — введение в хозяйственный оборот (изготовление, эксплуатация, продажа, ввоз и вывоз) продукта или применение способа, все признаки которого соответствуют заявленным в формуле изобретения.