Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:28, доклад
Межотраслевые пропорции, целенаправленно формировавшиеся в плановой эко-номике, после 1991 г. стремительно изменились – увеличился удельный вес сырьевого сектора, резко сжалась доля обрабатывающих отраслей. Реальная научно-промышленная политика государства и бизнеса привела к застою, моральному и физическому старению производственного аппарата промышленности и особенно машиностроения, оттоку из не-го кадров в другие сферы деятельности. Некоторые ключевые фондоформирующие отрас-ли, такие как станко- и роботостроение, практически утратили свой потенциал.
Обследование инновационной
– 25,8% организаций – приобретение и освоение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
– 15,3% – производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);
– 13,5% – исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
– 11,2% – приобретение программных средств;
– 9,9% – обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями;
– 7,8% – маркетинговые исследования;
– 6,5% – приобретение новых технологий;
– 10,0% – прочие технологические инновации.
Статистическое обследование 744 инновационно-активных организаций позволило выявить их распределение по доле затрат на НИОКР в общем объеме отгруженной продукции:
– до 1% расходуют на исследования и разработки от общего объема отгруженной продукции 64,4% организаций;
– 4% и более расходуют 14,7% организаций;
– 1-2 % расходуют 11,7% организаций;
– 2-4 % расходуют 9,3% организаций.
Результативность и качество научно-технического и технологической базы и потенциала характеризуют следующие данные16, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Показатели результативности инновационной активности
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | |
Коэффициент изобретательской активности1 |
1,61 |
1,72 |
1,63 |
1,73 |
Чистая стоимость экспорта технологий, млрд. руб. |
18,553 |
25,908 |
23,312 | |
Чистая стоимость импорта технологий, млрд. руб. |
29,024 |
50,406 |
36,330 | |
Создание передовых технологий |
624 |
637 |
727 |
821 |
В т.ч. и принципиально новых |
42 |
44 |
70 |
56 |
_______________ 1 Число поданных отечественных заявок на 10000 населения. |
В 2001-2003 гг. было создано 2185 передовых технологий, из них принципиально новых – 170, что составляет 7,8%. В создании передовых производственных технологий принимали участие 322 организации. Сопоставление с аналогичными данными за 2000 г. показывает, что среднее число принципиально новых технологий в 2001-2003 гг. увеличилось примерно на 1/3.
За период 1999-2001 годы готовыми инновациями располагали 2532 организации, но 25472 организаций (т.е. в 10 раз больше) не осуществляли инновационную деятельность (не располагали готовыми инновациями) в течение последних трех лет. При этом на отсутствие рыночного спроса в качестве причины отказа от инновационной деятельности указали 10 % организаций.
За пределы РФ в 2001-2003 гг. продано (в форме ноу-хау) 154 новые технологии. Общий баланс платежей за технологии (технические достижения) в 2003 г. составил17:
– всего поступлений от экспорта: 237,4 млн долл.,
– всего платежей по импорту: 666,114 млн долл.,
– сальдо платежей: – 428,71 млн долл.
Решающими факторами, которые препятствуют инновациям, организациями были названы:
– недостаток собственных денежных средств (назвали 7359 организаций),
– низкий уровень научно-технического и технологического потенциала (4840 организаций),
– недостаток финансовой поддержки государства (3131 организация),
– высокая стоимость нововведений (3031 организация).
Кроме того, инновациям препятствует низкий уровень взаимодействия и кооперации при разработке технологических инноваций. Большая часть инноваций (около 60%) разрабатывалась собственными силами организаций, которые применяют эти инновации. Инновации, разработанные другими организациями, применяли 16% организаций из общего числа организаций, применявших инновации в 1998-2001 гг.
По итогам 2002 г. износ активной части основных производственных фондов НВТС превышал 72%, а доля нового оборудования с возрастом до 5 лет составляла всего 4,6%. По данным Госкомстата России за 2002 г., из общего количества передовых производственных технологий на предприятиях оборонных отраслей (а это ядро российского НТВС) почти половина (47,7%) была введена в эксплуатацию 10 лет назад и ранее. В группе передовых технологий, используемых в производстве, обработке и сборке продукции, удельный вес технологий, внедренных до 1994 года, превышал 60%. В общем объеме оборудования с числовым программным управлением доля оборудования, используемого 10 лет и более, достигала 65%.
Серьезные проблемы возникли в обеспечении НТВС трудовыми ресурсами. Состояние кадрового потенциала характеризуют, с одной стороны, общая избыточность рабочей силы на высокотехнологичных предприятиях, а, с другой, – потенциальный, а в ряде случаев уже и реальный дефицит квалифицированных специалистов. В оборонных отраслях начинает ощущаться недостаток специалистов со средне-специальным образованием – техников и квалифицированных рабочих (их доля в общей численности занятых на предприятиях ОПК в 2002 г. составила 22,6%). В конечном счете, все упирается в крайне малую загруженность производственных мощностей (31,2% в 2002 г. в целом по ОПК), как раз и создающую избыточность кадровых ресурсов. Следствием избыточности является низкая производительность труда (294,9 тыс. руб. или 27,06 тыс. долл. по ППС на одного занятого в 2003 г. по промышленным предприятиям ОПК в целом) и, соответственно, низкие заработки (среднемесячная заработная плата в ОПК в 2003 г. составила 5369,2 руб. против 6639,5 руб. в промышленности в целом). Это, в свою очередь, активизирует отток наиболее ценных кадров и рост среднего возраста работающих, препятствует омоложению кадрового состава. Пока предпринимаемые государством меры по привлечению молодых работников не приносят желаемого результата – НВТС продолжает стремительно стареть. Средний возраст работающих на предприятиях и в организациях НВТС около 46 лет. Некоторые положительные сдвиги происходят лишь на предприятиях, имеющих собственные кадровые программы и финансовые возможности для привлечения сотрудников.
Анализ и интерпретация приведе
1. По ключевым параметрам, характерирующим эффективность национальных инновационных систем, Россия существенно отстает и сумеет достичь современного уровня большинства стран ОЭСР только к 2012-2015 гг.
2. Объемы финансирования научно-
3. Приведенный выше сопоставительный анализ состояния и перспектив развития инновационного потенциала в России и за рубежом свидетельствует о необходимости серьезных изменений в российской государственной промышленной, научно-технической, инновационной и инвестиционной политике для целей модернизации экономики.
4. Модернизация российской экономики, всей социально-экономической системы государства в направлении усиления их мощи и конкурентоспособности является главным фактором роста благосостояния, укрепления позиций и международного статуса России в мире.
Аннотация
Рассматривается методологический и управленческий опыт создания и функционирования национальных инновационных систем в целях модернизации экономики в ряде экономически высокоразвитых стран мира и их интеграционных группировок. Зарубежный опыт проецируется на актуальную проблему модернизации российской экономики, на состояние и перспективы развития её наукоемкого и высокотехнологичного сектора.
Авторская справка
Бендиков Михаил Абрамович, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН,
Фролов Игорь Эдуардович, доктор экономических наук, зав. лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
1 Статья подготовлена по результатам исследований, поддерживаемых РГНФ (проект № 05-02-02012).
2 Значение мультипликатора снижения валового выпуска, равное сумме отраслевых мультипликаторов, превышает 3,7.
3 Использование термина «сектор», а не «комплекс» в контексте высокотехнологичной сферы является, по нашему мнению, наиболее подходящим, поскольку наукоемкая и высокотехнологичная промышленность России после геополитических изменений на пространстве СССР и трансформации экономики утратила прежнюю балансовую основу согласования функционирования и развития отраслевых комплексов.
4 Модернизация (франц. modernisation, от moderne – новейший, современный) – изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, например модернизация (обновление) технического оборудования, производственного процесса и т.п. (БСЭ и др.).
5 В 20-е годы Россия начинала подъем с реализации планов ГОЭЛРО и индустриализации, в послевоенные годы – с модернизации на основе государственного плана восстановления народного хозяйства.
6 В системе образования США они в известном смысле выполняют среднюю роль между бывшими техникумами и профессионально-техническими училищами в системе российского образования.
7 К ней эксперты ОЭСР относят фармацевтическую промышленность, офисное и компьютерное машиностроение, производство оборудование для радио, телевидения и связи, медицинское, точное и оптическое оборудование, аэрокосмическую промышленность, а также комплекс отраслей так называемой «средне-высокой» технологии (химия, машиностроение, автомобилестроение, транспортное оборудование), почту и связь, финансы и страхование, деловые услуги.
1 Суворов Н.В. Оценка макроэкономических последствий изменения масштабов производства в высокотехнологичном секторе российской экономики. В кн. «Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности» / Руководители авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2004.
2 Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. – М.: Наука, 2004;
Явлинский Г.А. Социально-экономическая система России и проблема её модернизации. – М.: ЦЭМИ РАН, 2005. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук;
Явлинский Г.А. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? (Экономическая политика и долгосрочная стратегия модернизации страны) // Вопросы экономики. 2004, № 4.
3 Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: повестка дня // Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 1. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
4 Фролов И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико-технологический механизм ускоренного развития. – М.: МАКС-Пресс, 2004.
5 Космическое оружие: дилемма безопасности. Под ред. Е.П. Велихова, Р.З. Сагдеева, А.А. Кокошина. – М.: Мир, 1986.
6 Сводный отчет Отделения общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)». Раздел I.1. – М.: РАН, 2004.
7 The Race for the New Frontier. International Competition in Advanced Technology. – Decisions for America. Panel on Advanced Technology Competition. National Research Council. – N.Y.: A Touchstone Book, 1984. – XIV+224 p.
8 Technology for America’s Economic Growth: A New Direction to Build Economic Strength. – Office of the Press Secretary, the White House, Febr. 22, 1993.
9 Science and Engineering Indicators – 2004. Washington: NSA, 2004. Appendix table 4-5, 4-6.
10 Science and Engineering Indicators – 2004. Washington: NSA, 2004. Appendix table 4-5.
11 Сводный отчет Отделения общественных наук РАН. Раздел I.2. – М.: РАН, 2004.
12 Наука России в цифрах: 2004. Стат. сб. – М.: ЦИСН, 2004; Science and Engineering Indicators – 2004. Washington: NSA, 2004.
13 Сводный отчет Отделения общественных наук РАН. Раздел I.2. – М.: РАН – 2004.
14 Материалы сайта Правительства РФ: http://www.government.ru.
15 Наука России в цифрах: 2003. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2003; Наука России в цифрах: 2004. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2004.
16 Там же.
17 Наука России в цифрах: 2004. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2004. С. 116.