Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:39, реферат
Инновационный процесс — это совокупность действий по превращению инновационной идеи или определенного научного достижения в продукт инновации и его коммерциализации. Он характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска недостижения предполагаемых результатов.
Инновационный процесс можно представить как последовательное выполнение работ цикла «наука — техника — производство», обеспечивающих получение научного результата, его производственное освоение и коммерциализацию.
· стимулирующую (получаемая прибыль является стимулом для реализации новых инноваций).
Впервые термин «инновация» ввел И. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» в 1912 году. По его мнению, к инновациям относятся:
· изготовление нового потребительского блага или повышение качества известного блага;
· внедрение нового метода (способа) производства на основе научного открытия;
· освоение нового рынка;
· получение нового источника сырья и полуфабрикатов;
· проведение реорганизации.
В соответствии с этим представлением применительно к материальному производству (производство продукции, работ, услуг) объектами инноваций являются продукция, технология, система сбыта продукции, новые виды сырья и материалов, реорганизация (совершенствование организации производства, труда, управления).
Инновации можно классифицировать по различным взаимодополняющим признакам:
· по сфере деятельности (технико-технологические, научные, организационные, коммерческие);
· по характеру применения (продуктовые, процессные);
· по форме (объекту) — продуктовые, технологические, организационные, ресурсные;
· по степени новизны (радикальные, комбинированные, модификационные).
С
учетом характерных признаков
По объекту выделяются следующие инновации:
· ресурсные (предполагают использование новых или более качественных сырья и материалов);
· продуктовые (ориентированы на освоение новой продукции или модернизацию традиционной продукции);
· технологические (ориентированы на модернизацию технологии, использование новой технологии и технологических процессов);
· организационные (совершенствование оргструктур управления, организации производства, труда, системы сбыта и послепродажного обслуживания, материально-технического обеспечения и т.д.).
По степени новизны выделяются следующие виды инноваций:
· базисные (радикальные) инновации, реализующие крупные изобретения и научные открытия и открывающие новые направления в технике, технологии, продукции; на их основе создаются новые отрасли; они требуют больших затрат времени и ресурсов, но обеспечивают большой эффект в масштабе экономии;
· крупные (улучшающие), реализующие изобретения и создающие новые поколения техники, технологии, продукции в рамках существующего направления, значительно изменяющие характеристики техники, технологии и продукции;
· средние (микроинновации), использующие мелкие изобретения и создающие новые виды техники, технологии, продукции в рамках существующего поколения;
· мелкие (псевдоинновации), улучшающие отдельные характеристики существующих техники и технологии и потребительские свойства продукции. К ним условно можно отнести также обычные организационно-технические мероприятия.
Перечисленные
виды инноваций ранжированы по убыванию
степени новизны, масштаба их применения
и обеспечиваемого научно-
Как
экономическая категория