Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 23:03, реферат
В современном мире ни для кого не новость, что процесс глобализации охватил все пространство мирового рынка и является необратимым. В условиях экспансии крупнейших иностранных ТНК на рынок Украины возникает вопрос о возможности развития именно национального производства. В этих условиях жизненно важной для украинских компаний становится стратегия глобализации.
Реферат на тему:
Интеллектуальный капитал как источник конкурентных преимуществ для украинских предприятий
В современном мире ни для кого не новость, что процесс глобализации охватил все пространство мирового рынка и является необратимым. В условиях экспансии крупнейших иностранных ТНК на рынок Украины возникает вопрос о возможности развития именно национального производства. В этих условиях жизненно важной для украинских компаний становится стратегия глобализации. Тем не менее, ее использование является необходимым, но недостаточным условием эффективного функционирования отечественных предприятий в условиях глобализирующегося рынка. Украинским предприятиям необходимы такие конкурентные преимущества, которые дали бы им неоспоримое превосходство над иностранными конкурентами.
Как известно конкурентные преимущества возникают в результате преобразования ключевых активов и топ-характеристик, основанных на ключевой компетенции, в эксклюзивную компетентность предприятия. Ключевая компетенция состоит из следующих аспектов:
- накопление
и интеграция знаний персонала
предприятия, его
- генерация
новых знаний, навыков и умений,
способных расширить бизнес
- разработка новых направлений и видов бизнеса предприятия.
Концепция ключевой компетентности и эксклюзивной ценности - основа стратегий конкуренции ведущих компаний. Ее главная черта - умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе те рыночные аспекты, которые обеспечат эксклюзивность и отличают предприятие от конкурентов. [1]
Для наиболее адекватного и эффективного определения таких рыночных аспектов и быстрого получения разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами должен быть использован интеллектуальный капитал (далее - ИК) предприятия.
Определение интеллектуального капитала пока что носит общий характер, как правило, под ним понимают сумму тех знаний всех работников предприятия, которая обеспечивает его конкурентоспособность. Понятие «интеллектуальный капитал» используется в основном менеджерами при управлении персоналом и активами, маркетологами для создания положительного образа фирмы, а также профессиональными оценщиками при оценке бизнеса, основанного на знаниях. Оно шире, чем более привычные понятия интеллектуальная собственность и нематериальные активы.
Оценка интеллектуального капитала является одним из самых актуальных и сложных вопросов в современной экономической науке. Если рассматривать интеллектуальный капитал как натуральный показатель, то первой проблемой, с которой придется столкнуться, является то, что его невозможно пронаблюдать. Вторая сложность в разработке методики оценки ИК заключается в том, что ее невозможно применить дважды или обобщить - она уникальна для каждого конкретного предприятия. Тем не менее, крупные предприятия не жалеют средств на разработку индивидуальных методик, поскольку доказано, что интеллектуальный капитал повышает рыночную стоимость фирмы пропорционально количеству имеющихся у нее патентов, объема вложений в НИОКР, и других аналогичных факторов. [2, 1-3]
Сегодня примерно половина общемирового промышленного производства, до 80% всех патентов на интеллектуальную собственность, лицензий на новейшие технологии и ноу-хау приходится на ТНК. Именно они являются главными поставщиками технологий на мировой рынок, и именно ТНК являются основными создателями ИК на глобализированном мировом рынке. А значит, оценка ИК в ТНК - это не просто радужная перспектива, а скорее обязанность, связанная с требованиями рынка. [3]
Исходя
из вышесказанного, можно сделать
вывод, что оценка ИК должна стать
неотъемлемой частью любой компании,
которая функционирует как
Литература: