Инженер-менеджер по управлению инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

В экономической литературе, фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых появление профессии «менеджер» связано с отделением управленческой работы от производственной и возникновением самостоятельного вида деятельности – профессионального менеджмента. Это произошло в 17-18 веках в эпоху зарождения капитализма и начала индустриального прогресса европейской цивилизации.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)
  1. МЕНЕДЖЕР  – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ
    1. Характерные черты работы менеджеров
 

      В экономической литературе, фундаментальных  трудах отечественных и зарубежных ученых появление профессии «менеджер» связано с отделением управленческой работы от производственной и возникновением самостоятельного вида деятельности – профессионального менеджмента. Это произошло в 17-18 веках в эпоху зарождения капитализма и начала индустриального прогресса европейской цивилизации.

      В современном понимании, менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной уверенностью можно сказать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции и существуют различные виды управленческой деятельности.

      Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин :[1, с.14]

  • менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  • менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
  • менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
  • менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
  • менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
  • менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
  • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

      Характер  труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество, и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных же случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальной перестройкой ранее принятой политики поведения фирмы в быстро меняющейся обстановке. Это означает, что менеджеры должны не только во время выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае.

      Но  при всей несхожести решаемых задач  менеджер практически всегда стремится  при их решении ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, то есть другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т. д. Ответы на эти и множество других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. [2, с.82].

      При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества  самой разнообразной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

    1. Роль  менеджера в организации. Функции управления.
 

      Менеджеры играют в организации ряд разнообразных  ролей. Разные авторы видят по-разному  содержание труда менеджеров и определяют различные роли в управлении организацией.

      Изучая  содержание работы менеджера, Минцберг находит важную общую черту управленческой работы — роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Менеджеры занимают определенные должности, в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».[3, с.26]

      В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.  

      В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию, и т. д.

        Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу работы других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования людей для наиболее эффективного достижения целей.

      Роль  связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и многие другие.

      Информационные  роли менеджеров взаимосвязаны с их межличностными контактами и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими. Роль приемников информации характеризует менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

      Роль  распространителей информации означает, что менеджеры не только получают, но и распространяют информацию по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

      Третья  информационная роль заключается в  том, что менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

      Группа  ролей, связанных с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

      В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

      Одной из важнейших ролей менеджера  является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, то есть тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.

      Роль  ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

      Как указывает Минцберг, роли не могут  быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

      Хорошо  воспринятый анализ Минцберга о  содержании управленческой работы является полезным объяснением того, чем занимается руководитель. В зависимости от позиции  менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых  функций данные роли могут быть присущи  им в большей или меньшей мере.

      Однако  каждый менеджер обязательно принимает  решения, работает с информацией  и выступает руководителем по отношению к определенной организации.[1, с.14]

      Широкое распространение получила точка  зрения, что существует применимый к любой организации процесс  управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять  всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. [3, с.26] в 1916 г. Г. Файолем был установлен определенный состав функций, которые выполняют менеджеры в процессе управления.

Это пять логически связанных  между собой видов  деятельности:[2, с.83].

  1. разработка политики и планирование;
  2. создание/построение организационной структуры;
    1. распорядительство - инструкции и помощь в процессе выполнения задач;
  1. координирование;
  2. контроль и регулирование.

      В процессе дальнейших разработок состав функций пересматривался представителями  разных управленческих школ, но в целом  они придерживались процессного подхода, предложенного Файолем.

  1. Инженер – создатель будущих  проектов.
    1. Понятие «Инженер» в настоящее  время.
 

      С одной стороны, инженер – это лицо, создающее проекты будущих технических систем или процессы их эксплуатации, ремонта, ликвидации, модернизации по воле заказчика. Заказчиком может быть организация, физическое лицо, общество в целом, сам инженер. В своей деятельности инженер стремится к достижению пользы для заказчика. При этом он использует свои знания, умения и понимание для достижения этой цели.

      С другой стороны, как отмечает крупный  канадский инженер Э.Крик, «Многие  полагают, что большинство решений  инженер находит, стоя у чертёжной доски. Это далеко не так. Большую часть своего времени инженер наводит справки, знакомится с литературой, изучает требования, обменивается мнениями, подбирает сотрудников. Поэтому умение поддерживать хорошие отношения с людьми и успешно сотрудничать с ними играет большую роль в работе инженера».

Информация о работе Инженер-менеджер по управлению инновациями