Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:25, реферат
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции железнодорожных технических систем «земляное полотно - верхнее строение пути» (ТС), автодорог, оснований сооружений и фундаментов, опор искусственных сооружений, ЛЭП и контактной сети на глинистых грунтах в условиях их переувлажнения и пучинообразования. Способ укрепления железнодорожного полотна заключается в обработке грунтов железнодорожного полотна укрепляющей композицией из гидравлического вяжущего, минерального адсорбента и воды с последующим их уплотнением до полного обволакивания частиц грунта балластной призмы укрепляющей композицией. Обработку грунтов земляного полотна укрепляющей композицией осуществляют в верхнем слое балластной призмы.
Изобретение относится
к области строительства и
может быть использовано при строительстве
и реконструкции
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции железнодорожных технических систем «земляное полотно-верхнее строение пути» (ТС), автодорог, оснований сооружений и фундаментов, опор искусственных сооружений, ЛЭП и контактной сети на глинистых грунтах в условиях их переувлажнения и пучинообразования.
Общеизвестно, что одним из распространенных видов деформаций технической системы «земляное полотно-верхнее строение пути» являются пучинно-просадочные деформации основной площадки земляного полотна из глинистого грунта. Причиной возникновения пучин является инфильтрация поверхностных вод в ранее образованные балластные углубления земляного полотна, заполненные дренирующими балластными материалами, и переувлажнение глинистых грунтов верхней зоны земляного полотна. Под действием сезонного промерзания-протаивания происходит скопление воды в теле земляного полотна, ухудшение физико-механических характеристик грунтов в глубину и стороны. Под воздействием вибродинамического движения поездов весной происходит пластическое выдавливание переувлажненных глинистых грунтов, что способствует нарушению геометрии основной площадки и образованию дополнительных неровностей и углублений в основной площадке земляного полотна. В результате деформации земляного полотна в верхней зоне земляного полотна развиваются зимой из-за увеличения размеров пучин, весной из-за просадок и выплесков.
Известны способы упрочнения грунтов с использованием геосинтетических материалов, дренажных устройств, а также с использованием укрепляющих грунт минеральных добавок. Одним из мероприятий по упрочнению грунтов является применение укрепляющих композиций из минеральных вяжущих веществ, которые способствуют восстановлению первоначального влажностного режима.
Известен способ укрепления железнодорожного полотна из связанных грунтов посредством внесения в грунт укрепляющих композиций. Железнодорожное полотно технической системы представляет собой земляное полотно с расположенной на нем балластной призмой с рельсошпальной решеткой. Способ заключается в предварительном снятии рельсошпальной решетки, уборке балластной призмы, обработке грунтов путем нанесения на верхний слой основной площадки земляного полотна с загрязнителем балласта укрепляющей композиции, перемешивании грунта земляного полотна и укрепляющей композиции с добавлением воды до полного обволакивания частиц грунта вяжущим с последующим их уплотнением, в дальнейшей отсыпке балластной призмы и укладке верхнего строения пути .
В качестве укрепляющей композиции используют вяжущее и органическую добавку. Укрепляющая композиция содержит 9.1-14.5% вяжущего (извести) от массы грунта и 5.1-10.1% подогретого до 60-120°C шлама сланцевых фусов от массы грунта.
В результате перемешивания грунта верхнего слоя основной площадки земляного полотна с укрепляющей композицией происходят их химическое и физико-химическое взаимодействие с образованием кристаллических новообразований (гидросиликатов и гидроалюминатов), приводящих к увеличению плотности грунтов в процессе цементации. Уплотненные на основной площадке земляного полотна грунты образуют прочную монолитную плиту. При этом прочность грунтов при сжатии до водонасыщения при 20°C составляет до 36 кг/см2, после водонасыщения - 31 кг/см2 .
Необходимая для цементации влага частично поступает из грунтов балластных углублений, которые при этом осушаются и частично стабилизируются.
В процессе эксплуатации
монолитная плита основной площадки
земляного полотна препятствует
проникновению атмосферных
С течением 2-3 лет сезонное промерзание-оттаивание приводит к накоплению грунтовой влаги в балластных углублениях, способствующей развитию деформаций грунтов углублений и грунтов верхнего слоя основной площадки земляного полотна и нарушению их стабильности после 3-4 лет эксплуатации.
Достоинство известного
способа заключается в
Недостаток известного
способа заключается в
Наиболее близким к заявляемому способу по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является способ укрепления железнодорожного полотна из связанных грунтов посредством внесения в грунт укрепляющих композиций . Железнодорожное полотно технической системы представляет собой земляное полотно с расположенной на нем балластной призмой с рельсошпальной решеткой.
Способ осуществляют следующим образом. Вначале из балластной призмы снимают рельсошпальную решетку и с основной площадки земляного полотна убирают балластную призму, обнажая грунты верхнего слоя основной площадки земляного полотна с загрязнителем балласта. Затем грунты верхнего слоя основной площадки земляного полотна обрабатывают укрепляющей композицией.
Для укрепления грунта используют композицию, которая содержит в качестве гидравлического вяжущего 40,0-50,0% доломитовой извести, в качестве адсорбента 25,0-40,0% цеолита, в качестве наполнителя 20,0-24,0% щебеня фракции 30-70 мм, в качестве поверхностно-активного вещества 0,3-1,0% фермента-уплотнителя и воду. Композицию берут в количестве 6-10% от массы укрепляемого грунта дорожного полотна.
Сухую часть укрепляющей композиции и воду наносят на грунты верхнего слоя основной площадки с последующим их перемешиванием и уплотнением. После полного обволакивания частиц грунта вяжущим на основную площадку земляного полотна отсыпают балластную призму, на которую укладывают верхнее строение пути.
В результате обработки
грунтов дорожного полотна
Цеолит, являющийся адсорбентом, собирает освобожденную поровую (связанную) воду, а также воду из грунтов основания, осушая тем самым грунт. При этом цеолит переводит поровую воду в молекулярное состояние.
Доломитовая известь, являющаяся гидравлическим вяжущим, поглощает избыток молекулярной воды в процессе эксплуатации и расходует ее на гидратацию. Гидратация доломитовой извести приводит к упрочнению грунтов.
Фермент-уплотнитель размягчает дисперсные фракции загрязнителя балласта, цеолита и доломитовой извести, увеличивает их активную поверхность, что приводит к максимальному заполнению порового пространства и, соответственно, к его уплотнению.
В результате в верхнем
слое грунтов земляного полотна
происходит образование кристаллических
новообразований различных
В процессе образования кристаллов силикатов Ca и Mg при цементации грунта и кристаллов гидроалюминатов Ca и Mg при взаимодействии с цеолитом расходуется грунтовая влага балластных углублений верхнего слоя основной площадки. При этом происходит осушение переувлажненных грунтов балластных углублений и частичная их стабилизация. Процесс осушения балластных углублений продолжается до полного кольматажа пор цеолита тонкозернистыми пылеватыми структурами истирающейся плиты, что приводит к прекращению кристаллобразования.
В течение 3-5 лет монолитная плита основной площадки земляного полотна препятствует проникновению атмосферных осадков в грунты и балластные углубления под плитой, сохраняя стабильность грунтов в первые годы эксплуатации плиты.
С течением времени происходит полная потеря адсорбционных способностей цеолита, которая приводит к тому, что попавшая в балластные углубления влага переувлажняет грунты верхней зоны основной площадки. Переувлажнение грунтов верхней зоны основной площадки земляного полотна в результате сезонного промерзания-оттаивания приводит к накоплению грунтовой влаги в балластных углублениях и развитию пучинно-просадочных деформаций грунтов углублений и грунтов верхнего слоя основной площадки земляного полотна.
Достоинство известного
способа заключается в
Недостаток известного способа заключается в том, что даже увеличенный срок стабильности земляного полотна значительно меньше нормативного межремонтного срока проведения капитального ремонта ТС.
Это обусловлено накоплением грунтовой влаги в балластных углублениях с течением времени вследствие сезонных перепадов температур, что приводит к развитию деформаций грунтов углублений и грунтов верхнего слоя основной площадки вследствие кольматажа цеолита и прекращения осушения грунтов балластных углублений.
Задача, решаемая изобретением, заключается в разработке способа укрепления грунтов железнодорожного полотна, позволяющего осуществить процесс укрепления грунтов без снятия рельсошпальной решетки и поддерживать стабильность ТС в течение всего нормативного срока межремонтного срока ее службы за счет предупреждения развития деформаций грунтов балластных углублений и грунтов верхнего слоя основной площадки в условиях сезонного промерзания-оттаивания путем постоянного их осушения.
Для решения поставленной задачи в способе укрепления железнодорожного полотна, представляющего собой земляное полотно с расположенной на нем балластной призмой с рельсошпальной решеткой, заключающемся в обработке грунтов железнодорожного полотна укрепляющей композицией из гидравлического вяжущего, минерального адсорбента и воды с последующим их уплотнением до полного обволакивания частиц грунта балластной призмы укрепляющей композицией, обработку грунтов земляного полотна укрепляющей композицией осуществляют в верхнем слое балластной призмы, при этом укрепляющую композицию берут в количестве 8-12% от объема балластной призмы, а в укрепляющей композиции в качестве гидравлического вяжущего используют бруситовую известь и в качестве минерального адсорбента - бруситовый отсев, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
бруситовая известь |
15-20 |
бруситовый отсев |
25-30 |
вода |
остальное |
Заявляемый способ отличается от прототипа тем, что обработку грунтов земляного полотна укрепляющей композицией осуществляют в верхнем слое балластной призмы, укрепляющую композицию для обработки грунта берут в количестве 8-12% от объема балластной призмы, а в укрепляющей композиции в качестве гидравлического вяжущего используют 15-20% бруситовой извести, в качестве минерального адсорбента - 25-30% бруситового отсева, и остальное - вода.
Наличие отличительных существенных признаков свидетельствует о соответствии заявляемого решения критерию патентоспособности «новизна».
Обработка верхнего слоя
балластной призмы грунтов земляного
полотна укрепляющей
Исследование причинно-