Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 05:53, доклад
Описание работы
Повышение энергоэффективности является приоритетной задачей российской экономики. По данным Всемирного банка, реализация существующего потенциала энергосбережения позволит России экономить до 100-150 млрд руб. федерального и муниципального бюджета в год, что эквивалентно 25-40% ВВП (по данным на 2009 г.).
Доля экспортируемых Германией
энергоносителей составляет на сегодняшний
день около 80%. Никакой другой энергоноситель
не делает ее такой зависимой от иностранных
экспортеров, как газ. Только 16% потребляемого
газа добываются в Германии, оставшиеся
84% поставляются из Норвегии, Голландии
и, прежде всего, России.
Дилемму энергетической безопасности
Германия пытается решить путем энергосбережения
и поддержания стабильной системы смешанного
энергообеспечения. В том числе, государственными
дотациями стимулируются экологичные
альтернативные виды энергии и добыча
бурого и каменного угля. Как один из вариантов
рассматривается импорт сжиженного газа,
поставки которого могут осуществляться
в танкерах, минуя газопроводы. От возвращения
к атомной энергетике ФРГ, тем не менее,
отказывается. Конечно, отказаться от
импорта газа, доля которого в энергопотреблении
страны составляет по данным на 2004 г. 23%,
или 101 млрд м3, в принципе невозможно. То
же самое касается и импорта нефти.
При этом газ обходится конечному
потребителю почти вдвое дороже, чем всего
пять лет назад, и только за период с января
2004 г. по октябрь 2005 г. импортная цена на
газ возросла приблизительно на 60%. Очевидно,
что в долгосрочной перспективе цены на
энергоносители будут расти и дальше.
С начала 2006 г. вступила в действие
директива «Энергетические характеристики
зданий», положения которой нашли свое
отражение в национальном законодательстве
стран – членов Евросоюза. Согласно этой
директиве, разработанной Европейским
парламентом и Советом Евросоюза, общая
энергоэффективность здания – это количество
энергии, потребляемое им, помимо прочего,
на отопление, горячее водоснабжение,
вентиляцию, кондиционирование воздуха
и освещение. Поскольку здания становятся
энергетическими системами, очень важно
наладить взаимодействие различных отраслей.
Что касается Германии, то положения
директивы ЕС введены в существующий национальный
закон (нормы) EnEv, относящийся к энергосбережению.
Важно отметить, что внедрение
энергосбережения в Германии финансируют
банки и крупные корпорации, а не государство.
Капитал DENA – Немецкое Энергетическое
Агентство (Die Deutsche Energie-Agentur GmbH – DENA) –
общество с ограниченной ответственностью
– создано в 2000 г. в Берлине, являющееся
федеральной структурой.
Его учредителями являются
государство ФРГ и финансовый институт
– Кредитное ведомство восстановления
и развития (KfW) – это право поровну делится
между федеральным правительством и банковской
группой KfW.
Германия является страной,
которая наиболее активно использует
современные технологии энергосбережения
и альтернативные источники энергии. Сегодня
уже треть всей электроэнергии здесь получают
от ветроустановок.
Берлин намерен экономить на
энергоносителях за счет альтернативных
источников энергии. Все бассейны будут
оснащены солнечными батареями. Частные
инвесторы получат возможность разместить
на крышах общественных зданий более 100
000 м2 солнечных батарей и подавать полученную
энергию в городскую сеть. С 2007 г. администрация
Берлина может закупать для своих нужд
лишь автомобили, потребляющие в городском
цикле не более 6,5 л бензина на 100 км пробега.
До 2011 г. граница допустимого расхода должна
быть снижена до 5 л. При приобретении компьютеров
и других электронных приборов, административные
учреждения Берлина должны будут останавливать
свой выбор на продуктах, потребляющих
наименьшее количество электричества.
Энергосбережение
в Китае
Председатель Государственного
комитета КНР по делам развития и реформ
на Всекитайском рабочем совещании по
экономии энергии отметил необходимость
осуществлять строгий контроль при утверждении
новых проектов, предполагающих высокие
энергозатраты. По его словам, при санкционировании
новых проектов принудительным «порогом»
станут стандарты в отношении энергозатрат.
На том же совещании заместитель
председателя Госкомитета КНР по делам
развития и реформ подписал с 30 администрациями
провинциального уровня документ, предусматривающий
на период 2006-2010 гг. ответственность провинциальных
правительств за достижение целей энергосбережения.
В документе указаны показатели в области
энергосбережения, которые должны обеспечить
различные районы и ведущие предприятия
районов, в том числе и центральные предприятия.
В начале 2006 г. года китайское
правительство наметило цель: в 2006 г. на
4% снизить энергозатраты на производство
единицы ВВП. Однако в первом полугодии
рост энергопотребления опережал рост
ВВП, а к концу 2006 г. энергозатраты на единицу
ВВП в Китае снизились всего на 1,23% по сравнению
с показателем предыдущего года. Это было
первое снижение энергозатрат на производство
единицы ВВП в Китае за период с 2003 г.
Согласно 11-му пятилетнему плану
(2006-2010 гг.) народнохозяйственного и социального
развития, в 2010 г. энергозатраты на единицу
ВВП должны снизиться на 20% по сравнению
с показателем, зарегистрированным в конце
10-й «пятилетки». На сегодня реализация
плана удалась стране лишь на 14%. По словам
министра промышленности и информатизации
КНР, в течение оставшихся шести месяцев
2010 г. меры по энергосбережению и сокращению
парниковых газов в Китае станут строже,
к концу июня все провинции страны должны
создать списки предприятий с высоким
энергопотреблением и отсталой производственной
мощностью, подлежащих закрытию. К сентябрю
текущего года отмеченные предприятия
закроются. Одной из важнейших причин
невыполнения в 2006 г. задачи по энергосбережению
является неудавшееся изменение модели
экономического роста. В настоящее время
рост китайской экономики стал возможным
главным образом за счет развития промышленности,
в которой доля тяжелой и химической отраслей
с высокими энергозатратами оказалась
достаточно большой. Таким образом, экономический
рост в стране чрезмерно зависит от энергозатрат
и расходования ресурсов.
Сочетание финансово-налоговой
и промышленной политик, направленных
на энергосбережение, должно способствовать
улучшению структуры производства и повышению
его уровня. При разработке нового закона
о корпоративном подоходном налоге с учетом
необходимости унификации налоговых обязательств
отечественных предприятий и предприятий
с участием иностранного капитала, по
мнению правительства, следует рассмотреть
возможность заложить статью о применении
энергосберегающего оборудования в качестве
определенного условия для предоставления
налоговых льгот.
Энергосбережение
в Норвегии
Разработка программ по энергоэффективности
в Норвегии началась в конце 1970-х гг. с
подготовки нескольких планов, представляемых
в виде отчетов в Норвежский Парламент
(Планы по энергоэффективности).
1990-е годы можно описать
как период корректировки программ
по энергоэффективности с учетом либерализации
рынка электроэнергии, произошедшей в
Норвегии в 1991–1992 гг. Период после 2000 г.
можно описать как период реорганизации
правительственных структур в более узконаправленные
(целевые) учреждения и постановку целей
по развитию возобновляемой энергетики.
Таким образом, норвежский опыт можно
охарактеризовать как процесс обеспечения
энергоэффективности с учетом всех аспектов
либерализованных рынков, целевого планирования
и защиты окружающей среды.
Главным принципом в области
электро-энергетики в Норвегии с конца
1980-х гг. является то, что цены на электроэнергию
должны отражать ее рыночную стоимость,
аналогично принципу либерализации энергетического
рынка в России. Высокие цены на электроэнергию,
отражающие ее реальную стоимость, сделают
инвестиции в сектор энергоэффективности
более рентабельными, в то время как низкие
цены делают их менее прибыльными.
В Норвегии также уделяется
большое внимание вопросам эффективности
энергоемких отраслей промышленности
(производство алюминия, ферросплавов)
и сокращения объемов использования электроэнергии
для бытового отопления, создаются программы
инвестиционной поддержки в отношении
особых демонстрационных и опытных проектов.
Уже много лет введены образовательные
программы по совершенствованию навыков
реализации программ по повышению энергоэффективности
и развитию технологий в организациях,
отвечающих за эксплуатацию зданий.
Энергосбережение
в Австрии
С 1980 г. в Австрии действуют
новые строительные требования к теплоизоляции.
С учетом этих и около десятка других нормативных
актов ведутся расчеты по потреблению.
К примеру, местные домашние хозяйства
тратят на отопление жилья и горячую воду
ежегодно около 2,5 млрд евро (около 100 млрд
руб. – прим. ред). С учетом дополнительной
потребности еще 1,5 млрд евро. В целом на
это тратится около 4,5% бюджета хозяйств.
Все скрупулезно просчитав, австрийцы
знают, как сэкономить в длинной цепи от
производителя к потребителю. В Австрии
считают, что, использовать твердое топливо
(полезные ископаемые) не выгодно, поэтому
его постепенно перестали использовать,
начиная с 2003 г. Сдают свои позиции и дрова,
но не окончательно, т.к. известно, что
в стране имеется 450 тыс. печей. Но если
будет принято решение перевести их на
газ, изменится весь рынок отопительных
приборов. Все это тоже просчитано, вплоть
до учета повышения цен на газ.
Довольно интересны расчеты
по потреблению электроэнергии в промышленности.
Они такие же очень тщательные, как и в
жилищном секторе. Статистика свидетельствует
– австрийская промышленность, которая
дает около 24% валового национального
продукта страны, потребляет немногим
более 30% электроэнергии (это частица от
общего конечного объема потребления).
Поскольку большинство австрийских предприятий
по местным и европейским меркам являются
средними и мелкими, у них не хватает ни
сил, ни средств для энергосбережения,
это берет на себя государство.
В стране есть целая структура
организаций, осуществляющих помощь в
вопросах энергосбережения и энергоэффективности.
К примеру, Палата экономики Австрии со
своей региональной сетью во всех девяти
федеральных землях, Ассоциация отраслей
промышленности, Австрийская ассоциация
потребителей, Австрийское агентство
по эффективному использованию энергии,
которое разрабатывает методы и средства
повышения энергоэффективности в промышленности.
Не стоят в стороне и министерства, другие
властные структуры, предоставляя разные
услуги или же финансируя работы по энергосбережению.
Кроме того, государство через специальный
банк финансирования коммунальных экологических
инвестиций и консалтинговых проектов
выделяет федеральные субсидии. Эти средства
распределяются по нескольким направлениям:
предприятиям на охрану окружающей среды
и энергосбережение (25%), инвестиции для
оборудования ТЭЦ (от 10 до 20%), гранты на
улучшение тепловых характеристик старых
домов (25-30%).
Так всем австрийским миром,
при самой активной поддержке законопослушного
и рачительного общества, в стране достигли
такой экономии энергоресурсов, что ее
опыт стал международным достоянием.
Энергосбережение
в Швеции
Правительство Швеции проводит
действенную политику энергосбережения
и энергоэффективности, которая имеет
положительные результаты. И это отражается
на высоком уровне сознания общества относительно
преимуществ энергоэффективных технологий
и биоэнергетики.
Первая программа энергосбережения
была принята в Швеции в 1970-е годы, по следам
ударившего по западным странам нефтяного
кризиса.
В Швеции настроена четкая система
контроля за использованием энергоресурсов.
Это можно видеть в обязательных декларациях
для предприятий по использованию энергетических
ресурсов, энергопаспортах зданий, в маркировке
товаров, и даже в маркировке продуктов
питания.
Кроме этого чиновники активно
используют экономические стимулы для
популяризации использования альтернативных
и нетрадиционных источников энергии.
Освобождение сроком на 5 лет от энергетического
налога, субсидии государства для реконструкции
старых зданий (замена котлов, утепление
и т.д.), упрощенное получение разрешений
по строительству ветровых электростанций.
Не остается в стороне и административный
метод управления. Это касается крупных
заправочных станций, где обязательна
продажа альтернативного топлива помимо
традиционных бензина и дизельного топлива.
Основной акцент сделан на экономических
методах управления – налоги, дотации
и субсидии, торговля квотами и торговля
электрическими сертификатами. Шведские
муниципалитеты поражают абсолютной чистотой
территорией. Оно и неудивительно, так
как остатки продуктов потребления тоже
перерабатываются. К примеру, в городке
Вестерос, с 200 000 населения, работает завод
по производству биогаза из отходов продуктов
питания. На производимом газе (а не на
дизеле или бензине) в Швеции работает
весь муниципальный транспорт. Кроме этого,
биогаз применяют и для производства электроэнергии,
но это обычно для собственных нужд предприятий,
либо в случае кризисов в энергетике.
Еще одной особенностью шведской
сферы энергетики, в частности, муниципалитетов
является централизованное отопление
и централизованное охлаждение помещений,
в том числе и офисных мест общего пользования
людей (супермаркеты, выставочные залы).
Реализуется это все за счет
работы станций тепловых насосов. Сырьем,
в данном случае, является потенциал земли
и воды. Примером может служить станция
в самом Стокгольме, она обеспечивает
централизованно теплом и холодом 400 000
население города.
В Швеции неуклонно растет интерес
к тепловым насосам мощностью в 25-40 кВт
для многоквартирных домов или офисов.
Они весьма энергоэффективны и уменьшают
вредное воздействие на окружающую среду.
В Швеции сейчас действует более
500 000 тепловых насосов.
Энергосбережение
в Беларуссии
Республиканским органом государственного
управления, уполномоченным Правительством
Республики Беларусь для проведения государственной
политики в сфере энергосбережения, является
Комитет по энергоэффективности при Совете
Министров Республики Беларусь. Основными
задачами Комитета по энергоэффективности
при Совете Министров Республики Беларусь
являются проведение государственной
политики в сфере энергосбережения и осуществление
государственного надзора за рациональным
использованием топлива, электрической
и тепловой энергии.
Техническое регулирование,
выполнение программ, проведение контроля
и прочие оперативные функций в области
эффективного использования топливно-энергетических
ресурсов и энергосбережения выполняет
Департамент по энергоэффективности Государственного
комитета по стандартизации РБ.
Эффективность проводимой государственной
политики в сфере энергосбережения подтверждается
следующими результатами:
- рост ВВП РБ с 1995 г.
по 2008 г. составил 225%, при росте показателя
валового потребления ТЭР – 101%;
- энергоемкость белорусской
экономики снизилась с 0,78 кг нефтяного
эквивалента (н. э.) на 1$ ВВП по паритету
покупательной способности (ППС) в 1991
г. до 0,32 кг н. э./1$ ВВП в 2008 г.