Классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте

Файлы: 1 файл

Контрольная Инновации.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)
  1. По месту в производственном цикле: 
     
    - сырьевые; 
     
    - обеспечивающие (связывающие); 
     
    - продуктовые. 
     
    2. По преемственности: 
     
    - замещающие; 
     
    - отменяющие; 
     
    - возвратные; 
     
    - открывающие; 
     
    - ретровведения. 
     
    3. По охвату: 
     
    - локальные; 
     
    - системные; 
     
    - стратегические; 
     
    4. По инновационному потенциалу и степени новизны: 
     
    - радикальные 
     
    - комбинаторные 
     
    - совершенствующие

Основу ее составляют следующие признаки:

Ш Как источник идеи для инновации могут выступать:

· открытие, научная идея, научная теория, явление;

· изобретение, ряд изобретений, лицензии;

· рационализаторские предложения;

· прочие ситуации.

Ш Вид новшества.

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:

· продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;

· технологии, метода, способа;

· материала, вещества;

· живых организмов, растений;

· постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;

· информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;

· услуги;

· прочих решений.

Ш Значимость (базисные, улучшающие, псевдо инновации).

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

Ш Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами).

Ш Причина возникновения (реактивные, стратегические).

По причинам возникновения инновации можно разделить на:

· нереактивные, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом;

· стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Ш Направленность (заменяющие рационализирующие, расширяющие).

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть:

· расширяющие (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций);

· рационализирующие (по сути близки к видоизменениям);

· заменяющие (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Ш Место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления).

Ш Место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические).

Ш По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

· научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

· технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

· технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

· информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;

· маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брендов товаров и организаций;

· логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.

· организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;

· социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Ш По областям применения в сферах обслуживания:

· образование;

· питание;

· спорт и молодежь;

· культура и шоу;

· здравоохранение;

· правовое обслуживание и охрана;

· туризм;

· торговля;

· финансовое обслуживание.

Ш По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

· мировой новизны;

· отечественной новизны;

· отраслевой новизны;

· новые для фирмы;

· расширение имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;

· обновленные товары и услуги;

· товары и услуги с измененным позиционированием;

· с сокращенными издержками (производственные инновации).

Ш Масштабы распространения инноваций:

· транснациональные;

· народнохозяйственные и федеральные;

· региональные;

· муниципальные;

· в рамках объединений и ассоциаций;

· в рамках организации;

· в рамках подразделения.

Ш Широта воздействия инноваций:

· глобальное, мировое;

· народнохозяйственное, национальное;

· отраслевое;

· локальное.

Ш Темпы осуществления инноваций:

· быстрые, нарастающие;

· замедленные, равномерные;

· медленные, затухающие.

Ш Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

· исследования;

· разработки;

· промышленное производство;

· маркетинг;

· логистика;

· диффузия;

· сервисная поддержка.

Ш По глубине вносимых изменений выделяют инновации:

· радикальные или базовые;

· улучшающие;

· модификационные или частные.

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

• регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

• изменение количественных свойств системы; перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

• адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

• новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

• повое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

• новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа.

Ш По преемственности:

· открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;

· закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;

· замещающие;

· отменяющие;

· ретровведения.

Ш Характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности).

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные средства и способы управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на изменение жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации. Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и ее научной обоснованностью.

 

 

 

 

 

 

 

4. Значение инноваций

Один из определяющих моментов инновационной деятельности предприятия - вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы.

Следует различать изобретения и инновации. Изобретение - это новый продукт, а инновация - новая выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Более того, новый продукт требует больших инвестиций со стороны производителя на его создание и тем более на продвижение. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям.

1. Важность. Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?

2.Уникальность. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость. Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.

4.Ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

Фактически, большинство действительно полезных и успешных инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но оказываются очень эффективными в решении проблем потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подводя итоги данной работы можно сказать, что инновация - это, по сути, комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Интерес к проблемам теории инноваций в последнее время резко возрос, о чём свидетельствует постоянно возрастающий объем публикаций. Вместе с тем, в литературе понятийный аппарат инноватики разработан далеко не полностью. При этом один и тот же термин трактуется по-разному, либо отождествляется. Это говорит об актуальности уточнения сущности инновации.

Инновация - коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта. Экономическая эффективность от инноваций результаты определяется разностью между денежными доходами и расходами и доходами от реализации мероприятий, а также отражает изменение величины спроса на новый продукт или услугу в результате замещения. Характер инновационного процесса дискретен, в своем развитии он проходит несколько этапов - от идеи до производства готового продукта. Конечный продукт, созданный с применением того или иного "инновационного" решения, после появления на рынке в итоге представляет собой типичный товар с набором стоимостных и потребительских характеристик, которые в полной мере удовлетворяют требования покупателя.

Информация о работе Классификация инноваций