Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:43, реферат
Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.
Само понятие предпринимателя как человека, идущего на экономический риск ради получения прибыли и реализации новых коммерческих идей, возникло давно, но исходным для понимания инновационного предпринимательства стали труды Й.Шумпетера.
Сейчас обозначился переход к качественно новому типу экономического развития, который называют научно-техническим или инновационным.
Подъем инновационного предпринимательства в настоящее время все больше рассматривается как важнейший инструмент развития и трансформации экономической системы в условиях НТП и ключевой ресурс в обеспечении конкурентного преимущества.
Вся хозяйственная деятельность предпринимателя подчиняется основным законам экономики, таким как закон стоимости, закон денежного обращения, закон конкуренции.
Закон конкуренции определяет,
что все участники рынка
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:
- конкуренция - главный
фактор восприимчивости
- конкуренция вынуждает
предпринимателя постоянно
- конкуренция способствует
тому, что предприниматели стараются
освоить продукцию высокого
- конкуренция стимулирует
Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной фирмы можно разделить на две основные группы:
1. Первая группа факторов
2. Вторая группа факторов (внешних)
включает параметры социально-
Кроме отмеченных, следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние конкурентоспособности фирмы: полезный эффект производимых товаров, цена потребления производимых товаров, эффективность производства.
Приведенная классификация факторов
конкурентоспособности
Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, а основными признаками, по которым можно сгруппировать виды конкуренции в сфере инновации, являются: во-первых, субъекты конкуренции (индивидуальная и групповая); во-вторых, характер отношений (свободная, олигополистическая, монополистическая); в-третьих, функциональное назначение (внутриотраслевая, межотраслевая, региональная); в-четвертых, методы действия (ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная).
Конкуренцию стимулирует рынок
инноваций, формирующий научные
организации, временные научные
коллективы, вузы, научно-исследовательские
организации. Основными формами
осуществления участия
Понятие конкурентоспособного товара
Товар – центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке. В нем находят отражение все особенности и противоречия мирового хозяйства в его исторической определенности. Интернационализация хозяйственной жизни и НТП, развивающиеся с необратимостью объективных законов, непосредственно и полнокровно отражаются в товаре, в его потребительских и стоимостных характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара, в структуре и динамике товарных потоков.
Товар – наиболее конкретный
носитель материальной и духовной культуры
общества, наиболее чуткий индикатор
экономической силы производителя (будь то отдельное предприятие,
страна или группа стран).
Конкуренция, как уже подчеркивалось выше,
выступает основной движущей силой товарного
хозяйства, а сам товар становится орудием
конкурентной борьбы, ее видимой причиной
и неизбежным следствием. Успех в этой
борьбе обеспечивает товар, который принято
называть конкурентоспособным. Именно
он должен стать целью работы экспортера,
его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный
товар одновременно должен быть объектом
особого внимания государства, центральным
звеном внешнеэкономической стратегии,
ее материальной основой и наглядным критерием
эффективности.
Конкурентоспособность товара – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар – синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках. Но на мировом рынке – это не только высокое качество и достигнутый технический уровень. Это и умелое маневрирование товарами в рыночном пространстве и во времени, а главное –максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей. Конкурентоспособный товар предполагает очень гибкую реакцию экспортера на требования рынка и поведение конкурентов. Товар требуемой потребительской ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.
Существует тесная взаимосвязь между понятиями "конкурентоспособность" и "качество", "конкурентоспособность" и "технический уровень", но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие "конкурентоспособность" значительно шире понятий "качество" и "технический уровень" продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью конкурентоспособного товара.
Коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе на рынке инновационной деятельности вынуждены:
Для повышения полезного эффекта от выпускаемой продукции предприятие должно использовать в своей конкурентной борьбе инновационный подход, который определяет следующие принципы:
Всякое инновационное изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить такой товар, поставщик должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару поставщиком, совпадет с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо решить задачу определения перечня параметров существенных с точки зрения потребителя. Однако для производителя (экспортера) этот вопрос стоит несколько шире. Прежде всего, он должен оценить принципиальную возможность реализации своего инновационного товара на рассматриваемом рынке, т.е. уровень нормативных параметров. Определение принципиальной возможности реализации начинается с оценки патентной чистоты. Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным стандартам и нормам. С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке нового на рынке товара. Если не все параметры изделия соответствуют требованиям покупателя, это свидетельствует о его неконкурентоспособности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке товар, полностью отвечающий потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.
Практика определения
конкурентоспособности
В своей жизни инновационный продукт переживает несколько этапов, как правило, плавно переходящих один в другой:
Учет ЖЦТ позволяет
оценивать
Если предполагается начать разработку того или иного экспортного товара, необходимо, прежде всего, выяснить, в какой стадии ЖЦТ находятся его аналога, уже представленные на рынке. Включаясь в производство товара, вступившего в стадию зрелости, вы рискуете оказаться на рынке в том момент, когда начнется стадия старения и спрос стремительно упадет. С другой стороны, неправильно определив стадию роста товара - аналога, приняв ее, например, за наступление зрелости, можно упустить возможность увеличения объема ваших продаж. Таких подводных камней немало, и необходимо научиться их обходить, правильно учитывая динамику и продолжительность жизненного цикла товара.
Чтобы достичь стабильности в продажах, разработку нового товара целесообразно, начинать еще, до того момента, когда предыдущий товар вступает в стадию зрелости. В противном случае будет безвозвратно упущено время и снижен потенциал конкурентоспособности.
Методы конкурентной борьбы
Диапазон методов, который может быть использован конкурирующими сторонами, достаточно широк. За рубежом сейчас равновесие на рынке достигается не только благодаря прямому государственному вмешательству, действию системы законодательных актов, регулирующих конкуренцию, но и вследствие разнообразия, участников производства – от гигантских концернов до мелких и мельчайших предприятий промышленности и сельского хозяйства и т.д.
Методы конкуренции можно разделить на две основные группы.
Первая группа – экономические формы конкуренции. Часть из них существовала и ранее, другая возникла вследствие появления качественно новых объектов производства (акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.), которые будут развиваться по мере становления рынка.
Вторая группа – методы,
связанные с сохранением
Существуют также рыночные формы конкурентной борьбы. В хозяйственной деятельности многих западных стран нередко применяется метод дифференциации качества товаров при одной и той же цене (или незначительном ее колебании). У нас этот метод конкуренции и ряд прочих приобрел при отсутствии развитых рыночных связей характер приемов торговли.
Широко распространен такой метод конкуренции, как продажа в рассрочку, позволяющий избежать затоваривания. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты - от готовых завтраков до загородных коттеджей, тур поездок, дорогих автомашин и т.п.
Для повышения
Немалое значение для ряда предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску определенного рода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые и новые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.
Важную роль в конкурентной борьбе на рынке инноваций играют товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.