Контрольная работа по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших составляющих деятельности производственного предприятия является инновационная деятельность. Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Многие организации пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно или через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции.

Файлы: 1 файл

иновационный менеджмент.docx

— 75.80 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2. Основной методологической проблемой перехода к инновационному развитию специалисты называют отсутствие единого понимания, что такое «инновация» и «инновационный путь развития» национальной экономики, нет соответствующей меры инновационности. Отсутствует единство в выборе путей и средств обеспечения инновационного развития российской экономики. Большое число концептуальных и программных документов не компенсирует качество проработки отдельных мероприятий, некоторые направления и задачи инновационной политики даже не сопровождаются конкретными мерами. Инновационная политика не имеет системного характера – она не объединяет мероприятия в области науки и технологий, образования, промышленности. Узким местом российской инновационной политики является мониторинг и оценка для коррекции стратегий и тактик развития.

В том виде, в котором сегодня  существует НИС, призванная обеспечивать повышение конкурентоспособности, проявляется её неэффективность: «Основная  проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные  установки, никаких существенных изменений  в технологическом уровне нашей  экономики не происходит. <…> Пока не показали серьёзных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особые экономические зоны. Всё это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге» - Медведев Д. А., 15 мая 2009 г.

Ключевой  проблемой, мешающей динамичному развитию российской экономики в инновационном  направлении, является отсутствие грамотных  специалистов по управлению проектами. Состояние системы образования  явно не соответствует требованиям  перевода страны на инновационный курс развития. В системе школьного  образовании навязывание ЕГЭ  может привести к падению творческого, созидательного потенциала страны. За последние годы сильно разрушена  система начального и среднего технического образования, не лучше обстоят дела и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям инновационной  экономики. В последнее время  наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Компьютеризация  школ, создание исследовательских и  национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т. д. плодотворно скажутся на всей системе  образования. Однако в этих шагах  не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.

На  основе опросов предпринимателей (Росстат, 2006 г.) был составлен рейтинг факторов, препятствующих инновационной активности российских предприятий (рис. 5). Независимо от того, занимаются ли предприятия инновациями или не занимаются, им более всего мешают недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, отсутствие господдержки и экономические риски, связанные с инновациями. Примечательно, что такие факторы, как спрос, инфраструктура, проблемы с интеллектуальной собственностью и кооперация, редко оцениваются предпринимателями как важные или решающие, хотя именно на эти барьеры ориентируются многие меры современной государственной инновационной политики.

Рисунок 1. Оценка предприятиями факторов, препятствующих инновациям: в процентах от числа ответивших, оценивших фактор как «значительный» и «решающий» среди инновационно активных и инновационно пассивных групп предприятий

Для инновационной сферы России до сих  пор характерны: низкая инновационная  активность значительной части предприятий  реального сектора экономики; дисбаланс  в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как  следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки; низкая капитализация научных результатов  и, как следствие, недостаточная  привлекательность научных организаций  и инновационно-активных предприятий  как объекта инвестиций и кредитования; неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

В последние годы в России уделяется  большое внимание разработке новых  форм и методов государственного регулирования, включая финансирование науки и инноваций через венчуры, систему государственных корпораций и др. По всем этим направлениям безусловно наблюдается пусть небольшой, но прогресс. Однако сохраняется целый ряд существенных проблем инновационного развития, которые пока не входят (или почти не входят) в зону государственного внимания и регулирования. К ним относятся:

  • сокращение административных, налоговых и трансакционных издержек для инновационно-активных предприятий;
  • увеличение разнообразия, качества и доступности специальных услуг с целью увеличения эффективности инновационной деятельности;
  • софинансирование сертификации инновационной продукции и процесса перехода на международные стандарты качества;
  • содействие в подготовке квалифицированных кадров;
  • гарантии того, что в будущем наличие квалифицированной силы в регионе/отрасли/стране будет соответствовать потребностям инновационных предприятий;
  • повышение уровня профессиональных навыков для инновационных производств и содействие распространению новых технологий.

2.2 Для проведения эффективной политики необходимы:

  • активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.
  • создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).
  • разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)
  • формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
  • выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

2.3. Основные направления государственной поддержки инновации включают:

- содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

- формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;

- применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

- участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

- координацию инновационной деятельности в регионах;

- создание правовой базы инновационной деятельности;

- регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны  с точки зрения степени участия  государства в поддержке инновационной  деятельности. Ведь правовое регулирование  инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных  связей в области инновационных  процессов в основном также осуществляется государством.

Вопрос 3.ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ - а) реальная возможность фирмы покрыть свои очередные платежи текущими денежными  поступлениями. Платежеспособность фирмы  зависит от эффективности производственной деятельности и рыночной конъюнктуры, обеспечивающих реализацию продукции  и получение доходов. Кризисные  явления в экономике вызывают потерю платежеспособности и банкротство  фирмы; б) платежеспособность населения - спрос покупателей на товары и  услуги, соответствующий размерам имеющихся  у них денежных средств. Основой  платежеспособности населения является совокупный доход, включающий заработную плату, трансфертные платежи, доходы от ценных бумаг, проценты от банковских вкладов, рентные платежи (доходы от собственности) и т. д. Платежеспособность населения уменьшается в условиях инфляции в связи с ростом цен, а также в периоды роста  безработицы, т. к. снижается зарплата и ее доля в совокупном доходе.

 

Литература.

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер,2001
  2. Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007.
  3. Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001.
  4. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007.
  5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. –М.: ИНФРА-М, 2004.
  6. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  7. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  8. Хотящева О. М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Инновациям"