Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:55, реферат
На долю 9 высокоразвитых стран (из примерно 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80-90% всей наукоемкой продукции и практически весь ее экспорт, доля России составляет только 0,3%. Эти страны владеют 46 из 50 макотехнологий. На долю США приходится 20-22 макротехнологии, по которым они или разделяют, или держат лидерство, на долю Германии — 8-10, Японии — 7, Англии и Франции — 3-5, Швеции, Норвегии, Италии, Швейцарии — по 1-2 макротехнологии, на остальной мир - 3-4 макротехнологии. Доля России составляет только 0,3%.
Введение
Макротехнологии как ресурс научно-технического развития
Высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью
Глобальные рынки макротехнологий и конкуренция. Место России на рынке
Заключение
Список литературы
Макротехнологии становятся высокотехнологичными объектами инновационной деятельности, обладающими следующими общезначимыми для социально-экономического развития страны свойствами:
-приносить эффект, выходящий за сферу деятельности компаний, участвующих в каждой конкретной макротехнологии, способствуя реструктуризации и диверсификации промышленности;
-располагать потенциалом для широкого межотраслевого использования;
-иметь прорывной характер, т.е. открывать новые потенциальные рынки;
-создавать новые продукты, технологии, способные динамизировать весь процесс освоения новых рынков.
Реализация этих свойств макротехнологии осуществима в условиях согласования целей всех бизнес-партнеров и государства в процессе коммерческого и некоммерческого взаимодействия. На современном этапе развития в России макротехнологии должны стать объектами государственного регулирования экономики.
2. Высокотехнологичная
продукция с высокой
Понятие высокотехнологичной продукции включает в себя любой продукт, в производстве которого были задействованы любого вида передовые технологии – это наукоемкая продукция, созданная в процессе воплощения результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт или технологический процесс, реализуемый на рынке и используемый в практической деятельности.
Необходимо подчеркнуть,
что высокотехнологичная
К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5-4,5 %. Существует показатель – наукоотдача, под которым понимается отношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период времени (как правило – год). Критерием эффективности наукоотдачи является относительный рост продаж новой (с точки зрения очередного качественно отличного от предыдущего, поколения технических изделий) высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами на рынке по сравнению с ростом всего наукоемкого рынка (включая устаревшую продукцию, разработанную ранее, но еще продаваемую на рынке).
К категории инновационной можно отнести абсолютно новые товары, в основном основанные на открытиях, изобретениях, патентах которые в корне меняют («прерывают») модели поведения покупателей – прорывные инновации.
Примерами таких новинок можно назвать телевидение, компьютеры, автомобили, видеомагнитофоны, микроволновые печи и мобильные телефоны. Некоторые из новых видов интерактивных информационных средств могут стать непрерывными инновациями, если фундаментально изменят покупательское поведение (к примеру, покупки совершаются потребителями прямо из дома). Большинство новых товаров имеют непрерывный характер. Наибольшую прибыль обычно приносят модификации или варианты уже существующих продуктов, поскольку они не требуют существенных усилий на разъяснения полезных свойств, и потребителям гораздо легче воспринять подобное новшество.
Наукоемкими рынками являются
рынки продукции пятого и более
высоких технологических
На качество роста наукоемкого рынка влияют два обстоятельства:
- первое заключается в том, что рынок увеличивается в основном за счет продаж продукции и услуг, соответствующих уровню передовой техники и технологии, на потребительском рынке и производственному сектору;
- второе – должна увеличиваться доля населения, ориентированного на потребление высокотехнологичной продукции.
Для определения вида высокотехнологичной
продукции воспользуемся
1. Высокотехнологичные продукты
включают новейшие научные
2. Высокотехнологичные продукты
быстро развиваются, и новое
поколение сменяет старое
3. Высокотехнологичные продукты
должны обычно привносить
4. Высокотехнологичные продукты имеют потребность в больших инвестициях в исследования и разработки. Соотношение затрат на исследования и разработки к общим объемам продаж считается более важным показателем, чем просто уровень затрат компании. В среднем в крупных западных компаниях на исследования и разработки тратится около 5% от общего объема продаж.
Так как высокие технологии могут стать опасным оружием в конкурентной борьбе между нациями, различные страны не могут быть не заинтересованы в их приобретении. Следовательно, вмешательство правительства является также характеристикой высокотехнологичного продукта.
Добавленная стоимость, в той или иной отрасли (предприятии), представляет собой разницу между стоимостным объемом выпуска данной отрасли (предприятия), и размерами стоимости используемых ресурсов, приобретаемых у других отраслей (предприятий). Стоимость, добавленная во всех отраслях (предприятиях), составляет национальный доход страны (отрасли). Размеры стоимости, добавленной в разных отраслях (предприятиях), в расчете на одного работающего, различны.
Понятие 1. Добавленная стоимость – стоимость проданного товара (оказанных услуг) за вычетом стоимости материалов и полуфабрикатов, затраченных на производство; равна выручке, которая включает в себя эквивалент затрат на заработную плату, процент на капитал, ренту и прибыль. Добавленная стоимость используется для взимания налога на добавленную стоимость [3].
Понятие 2. Добавленная стоимость – часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на закупку материалов и полуфабрикатов [4].
Понятие 3. Добавленная стоимость – разница между стоимостью проданного организацией продукта (оказанных услуг) и материалов, затраченных на его производство; равна выручке. Включает эквивалент затрат на заработную плату, процент на капитал, ренту и прибыль. Этот показатель используется для взимания налога на добавленную стоимость [5].
Высокая добавленная стоимость обусловлена:
1) человеческим капиталом:
уровнем подготовки и
2) промышленной политикой, например, субсидирование капиталоемких отраслей в ущерб трудоемким; переливом капитала в капиталоинтенсивную сферу экономики и т.п.
3. Глобальные рынки макротехнологий и конкуренция. Место России на рынке
Концепций и прогнозов, касающихся будущего России в выдвинуто предостаточно. Подходы и мнения в них звучат самые разные.
Некоторые из западных стран, говоря о будущем России, предрекают ей роль кладовой ресурсов для нужд Запада, прибавив, что для этого России хватит 40-50 миллионов населения. Если принять логику такого прогноза, то порожденная транснациональными корпорациями финансовая элита, которая, и правит миром, фактически уже сделала за Россию выбор – «кочегарка» и «прихожая». Но тогда этой самой элите придется приписать ряд довольно парадоксальных качеств – недальновидность, нерасчетливость, склонность к порождению очагов напряженности. Провоцируя нестабильность, уязвляя гордыню все еще ядерной державы, мировая финансовая элита, если таковая и существует, выглядит уж слишком отчаянной и злокозненной.
Альтернативный сценарий основан на так называемой стратегии экономического роста. В ее фундаменте – ставка на активизацию конкурентных преимуществ российской экономики. Их оказывается восемь.
1. Уровень образования совместно с ориентацией на коллективизм.
2. Природные ресурсы.
3. Территория и емкий внутренний рынок.
4. Дешевая и достаточно
квалифицированная рабочая
5. Научно-промышленный потенциал.
6. Научные школы и
7. Свободные производственные мощности.
8. Опыт экспорта
Для реализации всех этих преимуществ,
разумеется, должна быть продумана
система экономических и
Главные надежды многие специалисты прямо возлагают на реализацию научно-промышленного потенциала страны. У России, располагающей 12% ученых мира, собственно, и нет другой серьезной альтернативы. На сырье, даже имея 28% мировых запасов, приемлемого подъема экономики достигнуть невозможно.
По прогнозам, его потребление к 2015 году возрастет всего в 2 раза, а мы уже сейчас по внутреннему валовому продукту на душу населения (ВВП) отстаем от развитых стран примерно в 10 раз. Зато объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2 трлн. 500 млрд. долларов (доля России – 0,3%). К 2015 году он достигнет примерно 4 трлн. долл. Даже десятая часть этой суммы примерно на порядок превышает потенциальный российский нефтегазовый экспорт. С другой стороны, шансы раскрутить инновационный процесс в национальном масштабе, отпустив инфляцию до 30 % в год, представляются проблематичными. Из мирового опыта известно (Аргентина), что это предельный уровень, выше которого инфляция становится главным препятствием экономического роста.
По всем основным показателям страна имеет ту же промышленную инфраструктуру, что и западные страны. И лишь по развитию технологической среды (системы обеспечения качества, стандарты, автоматизация разработок, компьютеризация производства и т.д.) мы очень сильно от них отстаем. Уровень развития технологической инфраструктуры – это и есть своего рода водораздел между индустриальными и постиндустриальными странами. Его-то и надлежит России преодолеть.
Анализ мирового рынка показывает: производство наукоемкой продукции обеспечивают всего порядка 50 макротехнологий (макротехнология представляет собой совокупность знаний и производственных возможностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий – самолетов, реакторов, судов, материалов, компьютерных программ и т.п.). Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл., Германия – 530, Япония – 400. По 16 макротехнологиям прогноз на перспективу уже сделан.
На мировом рынке происходит жесточайшая конкуренция. Так, за последние 7-10 лет США потеряли 8 макротехнологий и, соответственно, их рынки. В результате получили дефицит платежеспособного спроса в 200 млрд. долл. Причина этого в том, что примерно 15 лет назад европейцы сформировали общую программу с целью отвоевать часть рынка у США и Японии. Под нее были перестроены технологии, проведены фундаментальные исследования, реструктурирована промышленность.
Сейчас аналогичную целевую
атаку предпринимает
Словом, история этого крупнейшего транснационального проекта четко свидетельствует: при распределении заказов решающей, прежде всего, оказывается деловая целесообразность.
По оценке наших специалистов за рынок 10-15 макротехнологий из тех 50, что определяют потенциал развитых стран, Россия вполне способна побороться.
Выбор макротехнологических приоритетов в нашей стране должен осуществляться на совершенно новом для нас принципе. Поддержка десятков приоритетных научнотехнических программ по всему фронту мыслимых исследований совершенно бесперспективна. Этого сегодня не может себе позволить даже самая богатая страна.
Информация о работе Макротехнологии как ресурс научно-технического развития