Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:10, доклад
Маркетинговая инновация – внедрение нового метода продвижения товара (услуги), включающая существенное изменение упаковки, дизайна, методов ценообразования и рекламирования продукта. Отличительной чертой маркетинговой инновации является применение метода продвижения продукта, который ранее вообще не использовался компанией или существенно отличается от ранее использовавшихся методов.
Именно разработка и внедрение маркетинговых новшеств в рыночных условиях является единственным способом поддержания высоких темпов развития и повышения конкурентоспособности организаций и их торговых марок.
Маркетинговая инновация – внедрение нового метода продвижения товара (услуги), включающая существенное изменение упаковки, дизайна, методов ценообразования и рекламирования продукта. Отличительной чертой маркетинговой инновации является применение метода продвижения продукта, который ранее вообще не использовался компанией или существенно отличается от ранее использовавшихся методов.
Именно разработка и внедрение маркетинговых новшеств в рыночных условиях является единственным способом поддержания высоких темпов развития и повышения конкурентоспособности организаций и их торговых марок.
Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж, являющихся залогом успешного развития организации.
Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, организациям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключ к решению данных задач — инновационная маркетинговая деятельность, ставшая в современных условиях ядром корпоративных конкурентных стратегий.
1. Маркетинг и инновационная деятельность: сущность, классификации, оценка эффективности.
1.1 Маркетинг и инновационная деятельность.
Основой культурной и экономической жизни людей является производство товаров, оказание услуг, предоставление информации и их обязательная реализация на соответствующих рынках. Услуги, товары и информация создают выгоду, которую в своих кругах экономисты называют полезностью, которая позволяет покупателю удовлетворить какое-то свое желание. Принято отмечать четыре типа базовых полезностей, которые задают коммерческий тон отношений между производителями и покупателями продуктов: форма, время, место и владение.
Все предприятия, если они хотят выжить, должны:
1) создавать полезность и усиливать свои компетенции;
2) считать полезность основой выживания.
Со временем, удовлетворять возрастающие потребности интенсивно развивающегося общества в товарах, услугах, информации, которые обладают достаточной для потребителей полезностью, становится все сложнее по ряду причин:
- каналы распределения стандартизированных товаров, услуг, информации сконцентрированы у ограниченного количества дистрибьютеров, оказывающих решающее влияние на производителей и потребителей;
- растет число брендов, что при жесткой конкуренции приводит к сокращению числа реальных конкурентов в результате роста входных барьеров;
- товары длительного пользования стали использоваться в качестве «одноразовых», поскольку ремонт и уход за товарами становиться чаще дороже простой замены их новым продуктом.
(Само понятие «инновация» трактуется
по-разному. Изначально инновация — это
«создание нового. В широком смысле под
термином «инновация» принято понимать
прибыльное использование нововведений,
которые проявляются в виде новых видов
продукции и услуг, технологий, социально-экономических
и организационно-технических решений
производственного, финансового, маркетингового,
коммерческого, административного или
иного характера.
С момента принятия к распространению
«новшество» приобретает новое качество —
становится «инновацией».
Процесс выведения новшеств на рынок называется
«коммерциализацией», а период времени
между появлением новшества и его реализацией
на рынке «инновационным лагом».)
В основном, в маркетинге инновационная деятельность осуществляется по всему циклу отношений в цепи «производитель — покупатель». Но, все же, возможны ограничения, которые тормозят внедрение нововведений в сфере маркетинга:
- дороговизна процессов разработки и реализации маркетинговых проектов;
- наличие государственных и социальных ограничений, сужающих рамки использования инновационных идей (безопасность продукта для потребителя, экологическая совместимость);
- недостаток капитала у предприятий;
- глобализация конкуренции; снижение рентабельности торговых марок компаний — последователей.
Несмотря на эти ограничения, в современном мире инновационные технологии — одни из определяющих и важнейших концепций развития маркетинговой среды организации. Интернет, интерактивный маркетинг, широкополосная сеть, интерактивное телевидение беспроводные средства — все это результат технологических, инновационных прорывов, которыми маркетологи уже успешно пользуются и получают необходимые нормы прибыли.
Маркетинговыми инновациями можно назвать новые реализованные или значительно улучшенные маркетинговые методы, которые охватывают существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, презентации товаров и новом методе продаж, работ и услуг; их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Примеры маркетинговых инноваций:
- внедрение значительных изменений в дизайн продуктов и услуг (сюда не относятся рутинные/сезонные изменения), упаковку;
- реализация новой маркетинговой стратегии, которая ориентируется на расширение состава потребителей или рынков сбыта;
- применение новых приемов продвижения продуктов (например, новые рекламные концепции, имидж, бренд, методы индивидуализации маркетинга и т. п.).
1.2 Классификация маркетинговых инноваций.
Рассмотрим классификацию инноваций по П. Дойлю, задача которой — показ возможных направлений моделирования инновационных подходов к концепции продукта, новых способов ведения коммерческой деятельности, расширению маркетинговой среды за счет новых рынков.
П. Дойль выделяет три типа маркетинговых инноваций:
- новые способы ведения коммерческой деятельности, которые представляют из себя новаторские подходы к поставкам уже давно существующих продуктов и обслуживанию как «лояльных», так и новых потребителей;
- новые старые продукты, представляющие собой новые способы применения знакомых потребителям продуктов;
- новые рынки, которые представляют новые группы потребителей продуктов.
В современных условиях они являются важнейшими источниками зарождения идей маркетинговых инноваций.
В качестве критерия классификации может быть выбран целый спектр характеристик, который позволит работать в области инновации продукта:
- характер концепции, на которой основано нововведение и ее направленность;
- степень новизны товаров для предприятия, от которой зависит его конкурентоспособность;
- интенсивность нововведения (интенсивность нововведения определяется новизной и технологичностью этапов внедрения, которые обеспечивают возможность получения минимальных рисков)
Коммерческая или маркетинговая инновация базируется в основном на вариантах совершенствования управления, продвижения, стимулирования и сбыта. Маркетинговая инновация касается любого новшества, которое касается отдельных инструментов развития комплекса маркетинга или всего комплекса инструментария в целом.
Использование тех или иных критериев определяется целями и задачами конкретного исследователя. Группа исследователей по психологии потребителей (Г. Фолксол, Р. Голдсмит, С. Браун) поставили вопрос о необходимости разграничивать понятия «инновация в маркетинге» и «новаторство потребителей», которые, в свою очередь, очень тесно связаны между собой. Эта группа предлагает свой подход к критериям по классификации инноваций:
- первый тип инновации представляет собой репозиционирование продуктов в стадии зрелости, меняя при этом стратегии продвижения;
- второй тип инновации — это устоявшиеся марки и товары, которые покупатель считает новыми, оригинальными или незнакомыми;
- третий тип инновации — это продукты старые для потребителя, но новые для организации;
- четвертый тип инноваций представляют из себя обычные технологичные инновации.
Проведенные исследования определили основные факторы, которые определяют успех новых товаров. В результате были определены следующие элементы процесса распространения инноваций:
1) инновация — новый продукт, услуга, идея и т. п.;
2) коммуникация — определенные каналы связи с потребителями;
3) время, за которое человек под воздействием других людей принимает решение признать продукт;
4) социальные системы — взаимосвязанные между собой люди (группы лиц) или другие системы.
В заключение, хотелось бы отметить, что риски, которые связаны с разработкой и внедрением новшеств, достаточно велики. Поэтому маркетологам, совместно с другими службами предприятия, требуется непрерывно искать пути снижения издержек, которые связаны с продуктами, не воспринятыми рынком.