Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:43, реферат
Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции промышленности РФ.
Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности
РФ. Создавая наиболее активную часть
основных производственных фондов – орудия
труда, на его долю приходится более 1/3
объемов пр-ва товарной продукции промышленности
РФ.
Машиностроительный комплекс составляют
машиностроение и металлообработка. Машиностроение
занимается производством машин и оборудования,
различного рода механизмов для материального
производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения
потребляется всеми без исключения отраслями
народного хозяйства. Металлообработка
занимается производством металлических
изделий, ремонтом машин и оборудования.
Машиностроение также производит предметы
потребления, в основном длительного пользования.
Эта отрасль имеет огромное значение для
народного хозяйства страны, так как служит
основой научно-технического прогресса
и материально-технического перевооружения
всех отраслей народного хозяйства
Структура машиностроительного комплекса
Условно машиностроение делится на три
группы:
- тяжелое машиностроение (67 % продукции). Эта группа отраслей машиностроения
отличается большим потреблением металла,
относительно малой трудоемкостью и использованием
энергии. Тяжелое машиностроение включает
производство оборудования для металлургических
предприятий, горно-шахтного, крупного
энергетического оборудования, тяжелых
станков и кузнечно-прессовых машин, крупных
морских и речных судов, локомотивов и
вагонов
- общее машиностроение (18% продукции). Эта группа машиностроительных
отраслей характеризуется средними нормами
потребления металла, энергии, не высокой
трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения
производят технологическое оборудование
для нефтеперерабатывающей, химической,
бумажной, лесной, строительной промышленности,
дорожные и простейшие сельскохозяйственные
машины.
- среднее машиностроение (15 % продукции). Оно объединяет предприятия
малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости
и трудоемкости. Основными технологическими
процессами в среднем машиностроении
являются механическая обработка деталей,
сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты
и готовые машины. Эта отрасль потребляет
большое количество разнообразных черных
и цветных металлов, пластмасс, резины,
стекла. Предприятия среднего машиностроения
наиболее многочисленны, узкоспециализированы,
имеют широкие кооперированные связи.
Их продукция массовая и крупносерийная,
она включает производство автомобилей
и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей
для них, средних и небольших металлорежущих
станков и кузнечнопрессовых машин, насосов
и компрессоров, машин и различного технологического
оборудования для легкой, пищевой, полиграфической
промышленности.
- отрасли по производству точных машин,
механизмов, приборов и инструментов (около 0,1 % продукции)
группа наукоемких отраслей электроника,
приборостроение, вычислительная техника.
В России сегодня доля машиностроения
в общем выпуске производственной продукции
составляет около 25%, хотя в последние
годы она практически перестала расти.
В то же время объем машиностроения и металлообработки
в экономически развитых странах (США,
Германия, Япония) составляет от 36% до 45%,
что обеспечивает им возможность перевооружения
своей промышленности каждые 7-10 лет. В
России же темпы обновления технологической
базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие
основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и
определяет низкий технический уровень
и конкурентоспособность выпускаемой
продукции.
Проблемы машиностроительного
комплекса
На уровне машиностроительных предприятий
к числу основных проблем следует отнести:
• критический моральный и физический
износ оборудования и технологий;
• острый дефицит квалифицированных кадров
вследствие относительно низкой заработной
платы, падения престижа инженерно-технических
и рабочих специальностей, обострения
социальных проблем
• дефицит денежных ресурсов по причине
низкой рентабельности производства и
низкой кредитной и инвестиционной привлекательности
предприятий для реализации программ
стратегических преобразований, в том
числе: внедрение передовых управленческих
и организационно-технических решений,
модернизация производственной инфраструктуры,
подготовка и привлечение квалифицированных
кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных
видов продукции и услуг
• наличие избыточных производственных
мощностей, как правило, с морально устаревшей
конфигурацией и архитектурой производственных
зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость,
низкая ремонтопригодностъ и т. п.) и, соответственно,
крайне высокие издержки на их содержание
• морально устаревшую инфраструктуру
производственных мощностей (промышленные
коммуникации, внутризаводская транспортная
и складская система (внутренняя логистика),
экологическая безопасность, санитарные
нормы и требования (охрана труда), техника
безопасности и т. п.);
• морально
устаревшую систему управления предприятием;
• слаборазвитую систему менеджмента
качества (несоответствие международным
стандартам качества, включая систему
контроля, техническое регулирование,
культуру производства);
• недостаток опыта и ресурсов для формирования
эффективной маркетинговой (сбытовой)
политики, особенно на рынке наукоемкой
продукции;
• недостаточно развитую (вплоть до полного
отсутствия) систему сервиса и технической
поддержки выпускаемой продукции в течение
всего жизненного цикла изделия;
• реальную угрозу несанкционированных
действий со стороны третьих лиц: инициация
банкротства, рейдерство, дискредитация
на рынке и в обществе и т. п. (в настоящее время на российском рынке
появились новые производители автомобильной
и крупной бытовой техники - дочерние компании
транснациональных корпораций, обладающие
значительными финансовыми преимуществами
перед российскими предприятиями за счет
возможности материнских фирм инвестировать
в них крупные средства. Зачастую расположенные
в особых экономических зонах, они пользуются
льготами по российскому законодательству.
За счет этого происходит постепенное
вытеснение с рынка отечесгвенного производителя
зарубежными фирмами, предлагающими свою
продукцию на более выгодных финансовых
условиях);
• неравные условия конкуренции на рынке
с зарубежными производителями аналогичной
продукции машиностроительных предприятий
(как следствие изложенных выше проблем).
Перспективы машиностроительного комплекса
Государство должно взять на себя функцию
по проведению в России активной промышленной
политики, обеспечив благоприятные условия
для инвестиций в стратегически важные
отрасли машиностроительного производства,
осознав прямую зависимость между кредитно-денежной
политикой и развитием промышленного
производства в стране.
При осуществлении других конкретных
мер экономического характера, призванных
вывести машиностроительную отрасль из
существующего кризисно-депрессивного
состояния, необходимо, в первую очередь:
- всемерно
способствовать созданию благоприятного
и стабильного инвестиционного климата,
в том числе путем изменения действующего
законодательства и ослабления налогового
бремени;
- снизить
ставку рефинансирования и тем самым сделать
доступными кредиты. Это позволит вложить
средства для оживления таких дорогостоящих
и медленно окупающихся отраслей, как
тяжелое машиностроение или авиастроение,
где рыночные механизмы работают плохо,
в отличие от быстро окупающихся инвестиций
в добывающие или перерабатывающие отрасли;
- перестроить
систему управления на большинстве предприятий
машиностроительного комплекса, обеспечив
механизм смены неэффективных собственников
и менеджеров;
- перейти
от ориентации производств по текущему
платежеспособному и бартерному спросу
к потенциальным параметрам через охват
новых рынков и некапиталоемкий рост по
загрузке мощностей;
- четко
разграничить права собственности между
федеральными, региональными и местными
органами управления;
- установить
государственно-регулируемые цены на
продукцию монополистов, ограничивающие
тарифные ставки предприятий;
- снизить
ставки НДС для готовой машиностроительной
продукции, включаемой в себестоимость
машин и оборудования, предназначенных
для производственного потребления внутри
России;
- изменить
порядок начисления амортизации;
- всемерно
использовать дополнительные источники
финансирования машиностроения, улучшив
условия мобилизации имеющихся в стране
финансовых ресурсов, прежде всего накопленных
высоколиквидных государственных активов
(пакетов акций предприятий и банков, имеющих
высокий фондовый рейтинг);
- создать
на этой основе при ЦБ РФ Российский инвестиционный
фонд с целью финансирования инвестиционных
реформ и проектов;
- создать
фондовый рынок облигаций (коммерческих
обязательств) крупных надежных компаний
для пополнения оборотных средств;
- разработать
государственную программу по кредитованию
малых и средних предприятий машиностроения,
образовавшихся в ходе реструктуризации
крупных машиностроительных предприятий;
- максимально
использовать накопленные промышленные
активы, развивать систему корпоративного
управления машиностроительными предприятиями
с участием банковского бизнеса или других
форм кредитования;
- способствовать
созданию "инкубаторов" высокотехнологичных
машиностроительных предприятий с господдержкой;
- способствовать
формированию рынков через взаимодействие
инновационной и технологической сферы
машиностроительного комплекса России
с инвестиционным потенциалом стран-импортеров
оборудования;
- предотвратить
кадровый кризис на предприятиях машиностроительного
комплекса, в первую очередь, дефицит квалифицированных
кадров, их старение, обеспечить приток
молодежи за счет роста заработной платы
и социальных мероприятий, ведь не для
кого не секрет, что средний возраст ИТР
в целом по России составляет 50-60 лет.
Заключение
Общее машиностроение - это одна из основных
отраслей промышленности России. И от
того, как будет развиваться общее машиностроение
в немалой степени зависит и развитие
экономики страны.
Что же означает интенсивный путь развития
в общем машиностроении. Прежде всего,
он подразумевает качественно новое натурально-вещественное
наполнение стоимостных показателей.
Ведь рост выпуска машиностроительной
продукции может быть обеспечен как за
счет изменения стоимости техники и "вымывания"
из номенклатуры выпускаемого оборудования
дешевых его видов, так и за счет расширения
производства, увеличения массы выпускаемой
техники, улучшения ее потребительских
свойств. Последний вариант развития и
представляется единственно верным в
условиях интенсификации экономики. Кроме
того, само машиностроительное производство
должно быть переориентировано на использование
материало-, трудо- и фондосберегающих
технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация машиностроительного
комплекса должна рассматриваться в двух
аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного
производства внутри комплекса, то есть
выпуск передовой техники с минимальными
затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация
в отраслях народного хозяйства, происходящая
на базе внедрения новейших машин, оборудования,
приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями.
Эти направления интенсификации тесно
взаимосвязаны и не могут осуществляться
в отрыве один от другого. Первичным, естественно,
является производство машин и оборудования
в машиностроительном комплексе, и от
того, как машиностроение справляется
с поставленными задачами, зависит эффективность
работы других отраслей народнохозяйственного
комплекса в целом.
Темпы внедрения достижений научно-технического
прогресса в значительной мере зависят
от положения дел внутри машиностроительного
комплекса, от того, сколь быстро машиностроители
смогут перейти на выпуск техники новых
поколений и оснастить ими различные отрасли
народного хозяйства.