Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:24, реферат
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности играет ведущую роль в развитии ключевых инновационных проектов.
Введение.............................................................................................................2
Правовое обеспечение инновационного менеджмента.................................3
Нормативно-правовые акты обеспечения инновационной деятельности..............................................................................................................12
Заключение......................................................................................................14
Список используемых источников................................................................15
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Кафедра экономики недвижимости
Специальность: Экономика и управление на предприятии
Предмет: Инновационный
Менеджмент
Реферат
на тему:
Нормативно-правовое
обеспечение инновационного менеджмента
Выполнил: студент 42-э группы
Проверила: Савельева К.Л.
Москва 2014г.
Содержание
Введение......................
Правовое обеспечение инновационного
менеджмента...................
Нормативно-правовые акты обеспечения
инновационной деятельности..................
Заключение....................
Список используемых источников....................
Введение
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.[6]
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности играет ведущую роль в развитии ключевых инновационных проектов.
Правовое обеспечение инвестиционного менеджмента
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:
1) правовые вопросы
2) законы и нормативные акты по системам:
• стандартизации;
• метрологии;
• сертификации товаров и услуг;
• защиты прав потребителей;
• антимонопольной политики;
• управления качеством товаров;
• безопасности и охраны труда и др.;
3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
4) правовое регулирование
формирования и
Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы но перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества.
Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.
Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления.
Основное место в системе правового обеспечения инновационной деятельности и предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В ней впервые изложены принципы и условия развития законного предпринимательства, права граждан, занимающихся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью и даны гарантии этих прав.
С 1 января 1995 г. первой частью Гражданского кодекса (ПС) РФ введены в действие основополагающие положения предпринимательской деятельности — равенство экономических отношений субъектов предпринимательской и инновационной деятельности; разделение и неприкосновенность собственности; обеспечение восстановления нарушенных прав; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; механизм создания, реорганизации и прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; имущественная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей и т. п., что позволило развивать предпринимательские начала в инновационнойсфере. Кроме этого, в первой части сформулированы основные положения о регламентации заключения и исполнения сделок и общие положения о договорах, которые обстоятельно развиты во второй части ГК РФ.
Вторая часть ГК РФ, введенная в действие 1 марта 1996 г., отражает систему договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты (включая такие отношения, как выполнение НИОКР и технологических работ, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, финансовая аренда, сделки с недвижимостью; договоры подряда на выполнение проектных и изыскательских работ); отражает особенности обязательств, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности между хозяйствующими субъектами. Таким образом, с введением второй части ГК РФ в России установлена система правовых гарантий субъектам предпринимательства, что является важным условием развития в стране предпринимательской деятельности. Третья часть ГК РФ введена с 01.07.021
Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г. № 1347 определены основные направления деятельности научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование, к ним относятся:
• проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР;
• поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, обновление основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей стендовой, метрологической и производственной баз центров;
• информационное обеспечение, включая приобретение научно- технической литературы, в том числе зарубежной, а также пользование электронными информационными сетями, в том числе международными;
• подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
• участие в международном научно-техническом развитии.
Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). В законе определены научно-исследовательская и научно-техническая деятельность.
Научно-исследовательская деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний; научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Важное значение имеет закрепление законом права субъектов научной и научно-технической деятельности на обоснованный риск в научной или научно-технической деятельности.2
В упомянутом законе определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики России и т. н.
В законе также определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области
формирования и реализации научно-технической политики; порядок организации и проведения экспертиз научной и научно-технической деятельности; порядок финансирования и другие вопросы, касающиеся государственной научно-технической политики.
Важное значение в повышении эффективности инновационной деятельности имеет Российское законодательство в области обеспечения и сертификации качества /16/. Рассмотрим основные законы. 7 февраля 1992 г. Указом Президента РФ был принят закон РФ «О защите прав потребителей». Приоритетным правом согласно данному закону является право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для его жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях, государственную и общественную защиту его интересов.
Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, которые не связаны с извлечением прибыли.
Безопасность товаров предусматривает безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя и окружающей среды. Изготовитель обеспечивает безопасность товара в течение установленного срока службы или годности. Если срок не указан, то в течение 10 лет.
Защиту прав потребителей осуществляет федеральный антимонопольный орган и его территориальные структуры, федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, охране окружающей природной среды и др.
Введенный 10 июня 1993 г. Указом Президента РФ закон РФ «О стандартизации» предусматривает установление норм, требующих государственного регулирования на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.
Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:
• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
• единства измерений;
• экономии всех видов ресурсов;
• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
10 июня 1993 г. Указом Президента РФ был принят закон РФ «О сертификации продукции и услуг».
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствии продукции, услуг и иных объектов осуществляется в целях:
• создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
• защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем.
Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства.
Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), выступающий в различных формах:
Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение инновационного менеджмента