Оценка инновационной активности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:18, статья

Описание работы

Цель данной статьи заключается в представлении инновационной активности как экономической категории, включая формирование методов ее оценки, установление взаимосвязей с другими фундаментальными понятиями инновационной и стратегической деятельности, а также обобщение возможностей практического применения рассматриваемого подхода на практике.

Файлы: 1 файл

Otsenka_innovatsionnoy_aktivnosti_predpriatia.docx

— 36.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Как видно из табл. 2, начальные возможности в инновационной сфере каждого из анализируемых предприятий являются различными. На данном этапе трудно однозначно ответить на вопрос о том, какой тип стратегии инновационного развития – лидера или последователя – целесообразно выбрать предприятию А, В и С. В табл. 3 представлены результаты такого анализа.

 

Таблица 3

Результаты оценки инновационной активности первого из анализируемых предприятий

Показатели

Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью

Коэффициент НИР и ОКР персонала

Коэффициент имущества НИР и ОКР назначения

Коэффициент

освоения новой техники

Коэффициент

освоения новой продукции

Коэффициент

инновационного роста

Данные

Кис = 0,09

Кнп = 0,33

Кни = 0,32

Кот = 0,48

Коп  = 0,58

Кир = 0,55

Стратегия

Последователя 

Лидера

Лидера

Лидера

Лидера

Лидера

Выводы

Предприятие недостаточно активно в вопросах патентно-правовой защиты используемых технологий, а также охраны промышленной собственности

Предприятие имеет в своем составе сравнительно большую долю персонала, способного разработать улучшающие и, возможно, новые технологии

Предприятию вполне реально разработать базисные продуктовые и улучшающие технологические инновации на имеющейся экспериментальной базе

Предприятие стремиться быть лидером на рынке и укрепить свою конкурентоспособность, в том числе и на основе постоянного внедрения новой техники

Предприятие параллельно с освоением новой техники активно внедряет новые продукты и усовершенствованные товары

Предприятие обладает опытом реализации инновационных проектов, в том числе по созданию и выведению на рынок принципиально новых технологий

Результаты оценки инновационной активности второго из анализируемых предприятий

Данные

Кис = 0,05

Кнп = 0,28

Кни = 0,28

Кот = 0,46

Коп  = 0,64

Кир = 0,43

Стратегия

Последователя

Лидера

Лидера

Лидера

Лидера

 Последователя 

Выводы

Предприятие несколько пассивно в плане управления интеллектуальной собственностью, а значит, и пресечения недобросовестной конкуренции

Предприятие имеет достаточные профессионально-кадровые возможности для реализации на рынке стратегии как последователя, так и лидера

Предприятие обладает исследовательским оборудованием, которого достаточно для разработки улучшающих и некоторых базовых инноваций

Предприятие постоянно обновляет свои основные средства, что способствует наращиванию опыта реализации инновационных проектов

Предприятие стремится к преобладанию инновационных продуктов в товарной номенклатуре, что говорит об определенном опыте коммерциализации инноваций

Предприятию можно увеличить долю средств, выделяемых на собственные или совместные научно-исследовательские и технологические разработки

Результаты оценки инновационной активности третьего из анализируемых предприятий

Данные

Кис = 0,01

Кнп = 0,26

Кни = 0,21

Кот = 0,49

Коп  = 0,50

Кир = 0,24

Стратегия

Последователя

Лидера

Последователя

Лидера

Лидера

Последователя

Выводы

Предприятие не заинтересовано в правовой защите объектов экономической охраны от несанкционированного доступа и копирования

На предприятие достаточно занятых в сфере НИОКР, что благоприятно для реализации улучшающих и, возможно, базисных инноваций

Предприятие не оснащено опытно-приборной базой в достаточном объеме, который необходим для разработки и эффективного освоения принципиально новых технологий

Предприятие активно осваивает новую технику, своевременно осуществляет модернизацию и техническое перевооружение производства

Предприятие в своем ассортименте имеет сравнительную долю новых и улучшающих товаров, что позволяет занимать лидирующие позиции на рынке

Предприятие не строит стратегического управления на основе инновационного подхода и придерживается других приоритетов в управлении хозяйственной деятельностью


 

 

Теперь на основе проведенных расчетов дадим некоторые рекомендации по выбору направления дальнейшего инновационного развития для каждого из анализируемых предприятий.

 

Возможности применения сформированного метода на практике

В результате проведенного анализа инновационной активности первое из анализируемых предприятий можно отнести к категории инновационно активных. За исключением показателя обеспеченности интеллектуальной собственности, все рассчитанные критерии свидетельствует о возможности разработки здесь новых продуктов. Такому предприятию целесообразно избрать стратегию исследовательского лидерства, радикального опережения, опережающей наукоемкости или стадийного преодоления. Как показывает практика [4], разработка и коммерциализация новых технологий позволяет предприятиям освоить новый вид продукции, укрепить конкурентоспособность, занять лидирующие позиции. Кроме того, это может способствовать росту объема продаж на внутреннем и иногда на внешнем рынках и, возможно, приведет к снижению себестоимости и повышению качества производимой продукции.

Оценка инновационной активности второго предприятия свидетельствует об определенном внимании здесь к деятельности по вовлечению новых и улучшающих технологий в хозяйственный оборот. Однако на данном предприятии недостаточно активно решаются вопросы патентно-правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, что может впоследствии негативно отразиться на сохранении конкурентоспособных позиций на рынке. Коэффициент инновационного роста (Кир < 0,55) свидетельствует о том, что в общем объеме всех инвестиций на инновационное развитие второе предприятие выделяет недостаточно средств. Осуществление инвестиций без инноваций, как известно, является «…крайне опасным. Такой подход надолго консервирует технологическую отсталость сооружаемых или реконструируемых объектов, усиливает неконкурентоспособность производимых на их основе товаров и услуг» [5] и в будущем может привести к технологическому банкротству. Этому предприятию следует больше вкладывать средств в разработку и реализацию новых технологий, так как для этого у него имеются многие ресурсы, в том числе НИР и ОКР персонал, некоторое НИР и ОКР имущество, опыт освоения новой техники и новой продукции.

Для принятия окончательного решения в пользу стратегии лидера или последователя необходимо провести дополнительные расчеты. Одним из возможных методов может стать оценка инновационного потенциала предприятия [6]. Данный метод предусматривает расчет затрат на создание базисных и улучшающих инноваций с последующим их анализом на предмет финансовой устойчивости предприятия. Это позволит ответить на вопросы о том, под силу ли данному предприятию наряду с формированием ресурсов, необходимых для текущей производственно-хозяйственной деятельности, еще и реализация выбранной стратегии инновационного развития. Если данное предприятие после такого расчета можно будет отнести к хозяйствующим субъектам с высокими инновационными возможностями, то ему следует избрать стратегию лидера. Если тип инновационного потенциала данного предприятия характеризуется как средний, то ему целесообразно избрать стратегию последователя и избежать в дальнейшем финансово-экономических проблем, связанных с замораживанием или закрытием инновационных проектов по причине нехватки денежных средств на их завершение.

Расчет коэффициентов инновационной активности на третьем предприятии показал, что в настоящий момент оно обладает достаточными инвестиционными средствами для внедрения улучшающих нововведений и в то же время некоторыми ресурсами для разработки новых технологий. Коэффициенты Кот, Коп, Кнп свидетельствуют о способности предприятия к реализации стратегии лидера. Напротив, коэффициенты Кни, Кир, Кис показывают, что предприятие может избрать лишь стратегию последователя. На данном этапе своего развития наиболее целесообразным может стать отказ от активной инновационной деятельности на некоторое время с целью наращивания соответствующих ресурсов.  

Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических планов позволяет предприятиям оценить свою текущую инновационную активность и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

Другим возможным направлением использования оценки инновационной активности могут стать процессы передачи интеллектуальной собственности. Речь идет о реализации научного подхода в инновационной деятельности, когда новые технологии создаются учеными-изобретателями, а затем передаются предприятиям в хозяйственный оборот на основе лицензионных соглашений. При коммерциализации новых технологий на такой основе специалистами по управлению интеллектуальной собственностью [7] особо подчеркивается важность учета внутренней политики предприятия-лицензиата в инновационной сфере. На этапе подготовке лицензионных соглашений лицензиарам рекомендуется анализировать предыдущий опыт и текущие возможности потенциальных лицензиатов по освоению инноваций. При поиске и оценке потенциальных покупателей технологии, ее создателям наряду с другими методами могут во многом помочь принципы анализа инновационной активности предприятий, раскрытые в данной статье.  

В стратегическом менеджменте оценка инновационной активности может найти применение на этапе формировании стратегического поведения предприятия на рынке. Наряду с таким известным методом стратегического планирования, как СВОТ-анализ (от англ. strength – сила, weakness – слабости, opportunities – возможности и threats – угрозы) [8], проведение оценки инновационной активности может помочь хозяйствующим субъектам в выборе корпоративных стратегий.

При анализе хозяйственной деятельности предприятий методы оценки деловой активности, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности могут быть, в свою очередь, также дополнены методами оценки инновационной активности.

Таким образом, мы раскрыли сущность, содержание, методы оценки инновационной активности и показали пути использования данной экономической категории в теории и практике не только инновационного, но и стратегического менеджмента предприятий, а также при анализе хозяйственной деятельности и управлении предприятием в целом.

 

Литература

  1. К. Ескин, А. Крутик. Инновационная деятельности и новые открытия – государственная стратегия реформирования // Инновации.  № 3-4. 1999.
  2. В. Л. Быкадоров, П. Д. Алексеев. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие.  М.: ПРИОР.  2001.
  3. А. А. Трифилова. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Г. В. Остапкович, Ф. Ф. Глисин. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в I полугодии 2001 г. // Наука и промышленность России.  № 9.  2001.
  5. Перспективы научно-технологического возрождения России // Инновации.  № 4. 2002.
  6. А.  А. Трифилова. Оценка инновационного потенциала предприятия // Инновации.  № 6.  2003.
  7. В. Г. Зинов. Управление интеллектуальной собственностью.  АНХ, Центр коммерциализации технологий. М.: Монолит. 2002.
  8. О. С.  Виханский.  Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.

 

 


Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия