Оценка инновационной сферы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное
значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения
зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В
современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления,
осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является
определение основных направлений научно-технической и производственной
деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой
продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование
выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов
продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
1.4. Тенденции развития технологии
Глава 2. Система показателей эффективности инновационной деятельности
2.1. Общая экономическая эффективность инноваций
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности
2.3. Выход на рынок как результат нововведений
2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности.
Глава 3. Оценка инновационной сферы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Роль науки и инновационной деятельности
3.2. Характеристика современного научного потенциала
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России
3.4. Становление интенсивной технологии разработки новшеств
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 142.08 Кб (Скачать файл)

государственных приоритетов, должен осуществляться при наличии совокупности

следующих условий:

-         соответствие программы и входящих  в ее состав проектов приоритетным

направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

существенная значимость решаемой проблемы;

-         невозможность решить проблему  в приемлемые сроки за счет

использования действующего рыночного механизма и необходимость

государственной поддержки;

-         принципиальная новизна и технологическая  прогрессивность научно-

технических результатов, способных оказать существенное влияние за

структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение

эффективности производства;

-         масштабность сферы применения  результатов;

-         необходимость координации межотраслевых  связей технологически

сопряжённых отраслей и производств;

-         достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных

мероприятий для эффективного решения поставленных задач;

-         реальность решения проблемы, исходя  из возможностей созданного

задела наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых

ресурсов.

Основные направления поддержки государственной инновационной политики в Украине:

• содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост

конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-

технических достижений и обновления производства,

• ориентация на всемерную поддержи базисных и улучшающих инноваций

составляющих основу современного технологического уклада,

• сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с

эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного

механизма, защитой интеллектуальной собственности,

• содействие развитию  инновационной деятельности  в регионах Украины

международному трансферту технологий международному инвестиционному

сотрудничеству, защите интересов национального инновационного

предпринимательства.

Сложившийся механизм государственной, поддержки научной  инновационной

деятельности в Украине представлен на рис 1.

     Рисунок 1.1 Формы поддержки научной деятельности.

    

Рисунок 1.2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности.

    

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной

деятельности относятся свобода научного и научно-технического творчества,

правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-

технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки

и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного

развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и

инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.

На рис. 1 представлены основные формы государственной поддержки научной и

инновационной деятельности в развитых странах мира. По уровню и формам

поддержки в мировой практике принято выделять государственные стратегии

активного вмешательств, децентрализованного регулирования и смешанные.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает

финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться

государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные

цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого

характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно

создание специализированных государственных холдинговых и инновационных

компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания

первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на

выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов

конкурсности в распределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование

инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса

научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов,

механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики.

Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формирования

государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической

деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного

работника; закрепить виды научных организаций, множественность источников

финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные

формы воздействия органов государственной власти на государственном и

региональном уровнях в сфере науки; отразить правовые основы регулирования

международного научного и научно-технического сотрудничества.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной

деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно

заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного

принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики

выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия

и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие

формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы.

    Глава 3. Оценка инновационной деятельности в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   

               3.1. Роль науки и инновационной  деятельности              

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в

жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие

экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между

настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы

многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая

большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим

положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за

собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только

при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли  научному

комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина

кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко

сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению

с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась

почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы

науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития

общественного сознания, информированности населения о возможностях применения

результатов научно-технической деятельности для решения социально-

экономических задач, а также реально полученных практических результатов

такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности

российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы

хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой

ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные

усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При

этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и

оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения

сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных

сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь,

предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных

преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к

требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких

как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов,

необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что

избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное

перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не

опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям

затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и

технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от

активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до

модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного

ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так

и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также

отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности.

Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле

возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее

позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность

ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и

конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели

экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных

интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать

результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии.

Фирмы и компании  развитых стран получают значительные налоговые льготы,

льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение  и начальное

тиражирование  новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет  развитым

странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои

цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и

роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию

общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы

экологии.

           3.2. Характеристика современного научного потенциала          

Сложившаяся ситуация в науке и научном комплексе в целом характеризуется

преобладанием устойчиво отрицательных для дальнейшего развития тенденций. Это

проявляется в следующем:

1.     Наука и  инновационная деятельность (новая  техника, технологии и

материалы), по-прежнему, остаются практически невостребованными. Это

проявляется в сокращении числа образцов вновь создаваемых типов машин,

оборудования, приборов, средств автоматизации. Об этом также свидетельствует

неизменно уменьшающееся количество освоенных производством образцов новой

техники. Объем финансирования науки в 1999 году уменьшился почти в 20 раз по

отношению к уровню 1989 года. Сохраняющий стабильный уровень производства

сырьевой сектор (нефтедобывающая, газовая промышленность) в основном

ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая,

металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация

эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.

2.     Уровень среднемесячной  заработной платы в сфере науки  и научного

обслуживания находится на девятом месте среди 15 основных отраслей экономики,

а задолженность госбюджета науки составляет на сегодняшний день около

половины запланированных средств.

3.     Организационно  распался самый крупный сектор  науки –отраслевая наука,

доля которого в 1990 году составляла примерно 60%. При этом промышленность

практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное

сопровождение производства, а академическая и вузовская наука – партнеров по

доведению идей, технических и технологических решений до практического

освоения. Лишь частично смогло компенсировать эту потерю опыт созданию сети

государственных центров (ГНЦ) и организаций, которым присвоен статус ГНЦ. Это

позволило обеспечить определенную государственную поддержку передовых научных

школ и продолжить наиболее приоритетные фундаментальные и поисковые

исследования, а также проведение прикладных научно-исследовательских и

опытно-конструкторских разработок по программам, согласованным с

министерствами и ведомствами.

4.     Наука и  научный комплекс финансируются  государством из незащищенных

разделов бюджета по остаточному принципу. Резко сократились затраты на

закупку приборов и научного оборудования, расходы на проведение научных

экспериментов.

5.     Крайне недостаточен  приток талантливой молодежи  в науку. Если наиболее

многочисленная группа исследователей находилась в 1988 году в интервале 30-39

лет, в 1998 году наиболее многочисленная группа исследователей переместилась

Информация о работе Оценка инновационной сферы в РФ