государственных приоритетов,
должен осуществляться при наличии совокупности
следующих условий:
-
соответствие программы и входящих
в ее состав проектов приоритетным
направлениям развития науки
и техники и перечню критических технологий;
существенная значимость решаемой
проблемы;
-
невозможность решить проблему
в приемлемые сроки за счет
использования действующего
рыночного механизма и необходимость
государственной поддержки;
-
принципиальная новизна и технологическая
прогрессивность научно-
технических результатов, способных
оказать существенное влияние за
структурные соотношения в
технологическом укладе экономики и повышение
эффективности производства;
-
масштабность сферы применения
результатов;
-
необходимость координации межотраслевых
связей технологически
сопряжённых отраслей и производств;
-
достаточность (полнота и взаимосвязанность)
системы программных
мероприятий для эффективного
решения поставленных задач;
-
реальность решения проблемы, исходя
из возможностей созданного
задела наличия кадров, материально-технической
базы и иных необходимых
ресурсов.
Основные направления поддержки
государственной инновационной политики
в Украине:
• содействие повышению инновационной
активности, обеспечивающей рост
конкурентоспособности отечественной
продукции на основе освоения научно-
технических достижений и обновления
производства,
• ориентация на всемерную
поддержи базисных и улучшающих инноваций
составляющих основу современного
технологического уклада,
• сочетание государственного
регулирования инновационной деятельности
с
эффективным функционированием
конкурентного рыночного инновационного
механизма, защитой интеллектуальной
собственности,
• содействие развитию инновационной
деятельности в регионах Украины
международному трансферту
технологий международному инвестиционному
сотрудничеству, защите интересов
национального инновационного
предпринимательства.
Сложившийся механизм государственной,
поддержки научной инновационной
деятельности в Украине представлен
на рис 1.
Рисунок 1.1 Формы
поддержки научной деятельности.
Рисунок 1.2. Формы государственной
поддержки инновационной деятельности.
К основным принципам государственной
политики в научной и инновационной
деятельности относятся свобода
научного и научно-технического творчества,
правовая охрана интеллектуальной
собственности, интеграция научной, научно-
технической деятельности и
образования, поддержка конкуренции в
сферах науки
и техники, концентрация ресурсов
на приоритетных направлениях научного
развития, стимулирование деловой
активности в научной, научно-технической
и
инновационной деятельности:
развитие международного научного сотрудничества.
На рис. 1 представлены основные
формы государственной поддержки научной
и
инновационной деятельности
в развитых странах мира. По уровню и формам
поддержки в мировой практике
принято выделять государственные стратегии
активного вмешательств, децентрализованного
регулирования и смешанные.
Центральное место в системе
прямого государственного регулирования
занимает
финансирование НИОКР и инновационных
проектов из бюджетных средств.
Государственные ассигнования
и субсидии могут предоставляться
государственному и негосударственному
секторам на собственно инновационные
цели или на обеспечение инновационной
составляющей инвестиций многоцелевого
характера. В целях диверсификации
инновационных вложений государства возможно
создание специализированных
государственных холдинговых и инновационных
компаний. Важное значение для
генерирования нововведений и создания
первоначального спроса на
инновации имеют государственные контракты
на
выполнение НИОКР и государственные
заказы на инновационную продукцию.
Эффективность инновационных
процессов повышается при использовании
механизмов
конкурсности в распределении
бюджетных средств.
Исключительной прерогативой
государства является правовое регулирование
инновационных процессов. Необходимо
законодательное закрепление статуса
научной и инновационной деятельности,
прав научных работников и инноваторов,
механизма выработки и реализации
научно-технической и инновационной политики.
Закон должен определить стратегию,
принципы и порядок формирования
государственной научно-технической
политики; место научной и научно-технической
деятельности в государстве,
обществе, экономике; правовой статус
научного
работника; закрепить виды научных
организаций, множественность источников
финансирования отрасли, принципы
управления научной деятельностью, основные
формы воздействия органов
государственной власти на государственном
и
региональном уровнях в сфере
науки; отразить правовые основы регулирования
международного научного и
научно-технического сотрудничества.
Организационный механизм государственного
регулирования инновационной
деятельности должен обеспечить
учет мнений всех прямо или косвенно
заинтересованных структур
и в то же время создать условия для согласованного
принятия мер по стимулированию
инноваций. Субъектами инновационной
политики
выступают органы государственной
власти (центральные и местные), предприятия
и организации государственного
сектора, самостоятельные хозяйствующие
формирования, общественные
организации, сами научные работники и
инноваторы.
Глава 3. Оценка инновационной
деятельности в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Роль науки и инновационной
деятельности
Известно, что научное сообщество
страны выполняет ориентирующую функцию
в
жизнедеятельности населения,
а научный комплекс в целом обеспечивает
развитие
экономики на основе модернизации
и смены технологий. Наука – это мост между
настоящим и будущим и его легко
разрушить, но для воссоздания необходимы
многие годы и значительные
усилия. Россия – как крупная держава,
обладающая
большой территорией, богатыми
природными ресурсами и выгодным географическим
положением может выдержать
острую конкуренцию за мировые, а также
за
собственные рынки продукции,
услуг и высококвалифицированного труда
только
при развитой науке и мощном
инновационном потенциале.
Политические и экономические
преобразования 1991-1996 годов нанесли
научному
комплексу огромный, а некоторой
части и непоправимый ущерб. Масштаб и
глубина
кризиса этого сектора превосходят
показатели общеэкономического спада.
Резко
сократился объем проводимых
исследований и разработок. Например,
по сравнению
с 1991 годом численность занятых
исследованиями и разработками уменьшилась
почти вдвое, капитальные вложения
в развитие материально-технической базы
науки сократились в десятки
раз.
Роль и место науки в обществе
существенно зависят от уровня развития
общественного сознания, информированности
населения о возможностях применения
результатов научно-технической
деятельности для решения социально-
экономических задач, а также
реально полученных практических результатов
такого применения.
Практически по всем составляющим
тенденции в сфере инновационной деятельности
российской экономики не соответствует
тенденциям мировой системы
хозяйствования. В целом инновационная
деятельность находится на крайне низкой
ступени развития и для изменения
этого состояния потребуются целенаправленные
усилия со стороны государственных
органов и всех хозяйствующих субъектов.
При
этом следует иметь в виду не
только резкое изменение уровня оплаты
и
оснащенности инновационной
деятельности, но и необходимость изменения
сложившегося общественного
сознания, что выдвигает в качестве приоритетных
сферу педагогики и непрерывного
образования. Это, в свою очередь,
предполагает переориентацию
сферы инновационной деятельности и структурных
преобразований экономики в
прогрессивном направлении и приведение
ее к
требованиям, диктуемым проблемами
современного состояния цивилизации,
таких
как высокая экологическая
напряженность, исчерпание традиционных
ресурсов,
необходимость гармоничного
освоения территории.
Главная причина невостребованности
отечественной науки заключается в том,
что
избранный вариант начального
этапа реформирования (энергичное
перераспределение прав собственности
за короткий период – 2-3 года) не
опирался на достоверное научное
знание. Переходный этап вопреки ожиданиям
затянулся, экономический рост,
которых требует научного сопровождения
и
технологической поддержки,
постоянно отодвигается.
Диапазоном возможной ориентации
отечественной науки может изменяться
от
активной роли науки и инновационной
сферы в реформировании экономики до
модели локального сопровождения
импортируемых технологий образовательного
ценза населения. Этот выбор
определяется как позицией руководства
страны, так
и самоопределением научного
сообщества в социальном пространстве,
а также
отношением населения к роли
науки, к ученым и их научной деятельности.
Промедление с выбором национальной
модели науки неуклонно сужает поле
возможных решений, прежде всего,
за счет исключения из их числа наиболее
позитивных, активных и конструктивных
вариантов. Если научная общественность
ее не построит, а руководство
страны своевременно не поддержит, то
время и
конкуренты на мировых рынках
оставят для конструирования отечественной
модели
экономики и науки лишь менее
благоприятные варианты.
Все промышленно развитые страны
создали соответствующие их национальных
интересам инновационные сферы,
позволяющие прежде всего быстро осваивать
результаты собственных разработок
либо приобретенные патенты и лицензии.
Фирмы и компании развитых
стран получают значительные налоговые
льготы,
льготные кредиты и субсидии
на выполнение НИОКР, освоение и начальное
тиражирование новшеств
(на период до 3-х лет). Это позволяет
развитым
странам с опорой на науку и
новые технологии формировать и отстаивать
свои
цели и национальные интересы,
решать вопросы национальной безопасности
и
роста благосостояния своих
стран, содействовать гармоническому
развитию
общества, заботиться об интересах
будущих поколений и решать проблемы
экологии.
3.2. Характеристика
современного научного потенциала
Сложившаяся ситуация в науке
и научном комплексе в целом характеризуется
преобладанием устойчиво отрицательных
для дальнейшего развития тенденций. Это
проявляется в следующем:
1. Наука и
инновационная деятельность (новая
техника, технологии и
материалы), по-прежнему, остаются
практически невостребованными. Это
проявляется в сокращении числа
образцов вновь создаваемых типов машин,
оборудования, приборов, средств
автоматизации. Об этом также свидетельствует
неизменно уменьшающееся количество
освоенных производством образцов новой
техники. Объем финансирования
науки в 1999 году уменьшился почти в 20 раз
по
отношению к уровню 1989 года.
Сохраняющий стабильный уровень производства
сырьевой сектор (нефтедобывающая,
газовая промышленность) в основном
ориентируется на закупку импортной
техники и технологий, а горнодобывающая,
металлургическая промышленность,
железнодорожный транспорт и авиация
эксплуатируют изношенную на
2/3 и морально устаревшую технику.
2. Уровень среднемесячной
заработной платы в сфере науки
и научного
обслуживания находится на
девятом месте среди 15 основных отраслей
экономики,
а задолженность госбюджета
науки составляет на сегодняшний день
около
половины запланированных средств.
3. Организационно
распался самый крупный сектор
науки –отраслевая наука,
доля которого в 1990 году составляла
примерно 60%. При этом промышленность
практически лишилась дееспособных
научных коллективов, осуществляющих
научное
сопровождение производства,
а академическая и вузовская наука – партнеров
по
доведению идей, технических
и технологических решений до практического
освоения. Лишь частично смогло
компенсировать эту потерю опыт созданию
сети
государственных центров (ГНЦ)
и организаций, которым присвоен статус
ГНЦ. Это
позволило обеспечить определенную
государственную поддержку передовых
научных
школ и продолжить наиболее
приоритетные фундаментальные и поисковые
исследования, а также проведение
прикладных научно-исследовательских
и
опытно-конструкторских разработок
по программам, согласованным с
министерствами и ведомствами.
4. Наука и
научный комплекс финансируются
государством из незащищенных
разделов бюджета по остаточному
принципу. Резко сократились затраты на
закупку приборов и научного
оборудования, расходы на проведение научных
экспериментов.
5. Крайне недостаточен
приток талантливой молодежи
в науку. Если наиболее
многочисленная группа исследователей
находилась в 1988 году в интервале 30-39
лет, в 1998 году наиболее многочисленная
группа исследователей переместилась