Определение
инновационной стратегии в зависимости
от гиперконкуренции
- Инновационная стратегия хозяйствующего субъекта (организации, компании, предприятия) вырабатывается в зависимости от задач, которые ему предстоит решать с учетом позиционирования на рынке, диверсификации или специализации деятельности, возможных конкурентных преимуществ, который может обеспечить его инновационный потенциал.
Наибольшее
распространение получили:
- наступательная стратегия, ее цель - обеспечить лидирующую позицию на рынке, что требует высоких затрат на нововведения;
- оборонительная - держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества и внося в них некоторые изменения (это сокращает затраты на инновационные процессы);
- имитационная - следовать за лидерами, повторяя все их действия и не осуществляя больших затрат на нововведения;
- зависимая - самосохранение компании путем выполнения на контрактной основе работ для предприятий-инноваторов;
- традиционная - бороться за выживание, используя привычные консервативные технологии при минимуме затрат на нововведения;
- оппортунистическая - занятие свободных ниш на рынке, при этом затраты на инновации определяются тактическими соображениями.
- Названные инновационные стратегии реализуются каждая в отдельности или в зависимости от обстоятельств, наличия средств одновременно в разных сочетаниях.
- Хозяйствующий субъект может определить собственную инновационную стратегию в том случае, если четко представляет потребности рынка; способен разрабатывать привлекательные предложения и имеет надежную агентскую сеть для поставки этих предложений на рынок.
- Стратегия определяет формы инновационной деятельности компании и наиболее эффективные действия для достижения намеченной цели
- Новой стратегии всегда сопутствуют риски, так как она разрабатывается в условиях высокой неопределенности получения положительных результатов при реализации инновационных проектов.
- Они разрабатываются так, чтобы их было трудно скопировать.
- Поэтому при определении инновационной стратегии необходимо учитывать явление "гиперконкуренции".
- Этот термин использует Ричард Д'Авени, разработавший модель (так называемые "7S"), позволяющую учесть те аспекты, которые влияют на процесс управления инновациями:
- S1 - лучшее удовлетворение заинтересованных сторон (Superior Stakeholders Satisfaction);
- S2 - стратегическое прогнозирование (Strategic Soothsaying);
- S3 - скорость (Speed);
- S4 - неожиданность (Surprise);
- S5 - изменение правил конкуренции (Shifting Rules of Competition);
- S6 - сигнализация стратегических целей (Signaling Strategic Intent);
- S7 - совместное и последовательное стратегическое противодействие (Simultaneous and Sequential Strategic
Thrusts).
Гиперконкуренция
затрагивает четыре направления.
- 1. Цена и качество (Cost & Quality - С-Q).
Ценовая конкуренция и ценовые войны неизбежно
приводят к необходимости использования
новых средств борьбы за рынок, разворачивается
конкуренция за качественные показатели
товаров и услуг (при определении инновационной
стратегии используются аспекты S1 и S3).
- 2. Выбор момента изменений и ноу-хау (Timing and Know-how - Т- К). Используются технологические достижения, новые ресурсы и ноу-хау, осуществляется стратегия скачкообразного роста инноваций для обеспечения совершенствования продукта таким образом, чтобы его нельзя было копировать или создать достойный заменитель (применяются аспекты S2, S3 и S4).
- 3. Вторжение (Strongholds - S). Принимаются меры по созданию различного рода заслонов для отражения попыток вторжения конкурентов в регион, сферу деятельности или сегмент рынка, которые контролируются или входят в зону влияния определенной компании (используются аспекты S6 и S7).
- 4. Использование финансовых ресурсов (Deep Pockets - D).
Речь
идет о борьбе крупных компаний, располагающих
значительными ресурсами, которые позволяют
им различными способами устранять конкурирующие
предприятия и мелких предпринимателей.
Это вынуждает
мелкие фирмы создавать и развивать неформальные
альянсы, обращаться за помощью к правительству
или применять обходные пути, чтобы не
соприкасаться со сферами деятельности
крупных компаний (применяются аспекты
S5 и S7).
- Если в традиционных подходах к стратегии подчеркивается важность "создания преимущества", то Ричард Д'Авени указывает на необходимость "творческого разрушения преимущества конкурента" серией быстрых действий и противодействий.
Контрольные
вопросы
- 1Что такое инновационная стратегия?
- 2 Чем отличаются различные виды инновационных стратегий предприятия?
- 3 Конкуренция и ее влияние на процесс управления инновациями?
- 4 Какие четыре направления затрагивает Гиперконкуренция ?