Организация инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Понятие инновационный проект может быть рассмотрено следующим образом:
1) форма целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект - это себестоимость взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
2) процесс осуществления инноваций. Инновационный проект - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, финансовых, производственных мероприятий, приводящих к инновациям.

Содержание работы

Введение 2
Сущность и понятие инновационных проектов 2
Управление инновационным проектом. Специфика менеджмента инноваций 7
Процесс управления инновационным проектом 10
Роль концепции риска в управлении инновационными проектами 15
Оценка эффективности инновационного проекта 16
Заключение 19
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2) отредактированнный.docx

— 52.57 Кб (Скачать файл)

отношение к делу;

личный интерес  и мотивация.

Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. В связи с этим по своим личным качествам, способностям и полномочиям  он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

В практике менеджмента применяется много методик управления рабочей группой. Среди них: планирование (особенно планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п.). Однако эти методики не являются сᴨециальными, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.

Сᴨецифическими инструментами управления проектом являются:

1. Определение проекта  и постановка задачи.

2. Установление  промежуточных этапов (разделение  проекта на отдельные фазы

Они взаимосвязаны  и не могут эффективно функционировать  изолированно. Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:

осмысления проекта  и установления этапов выполнения;

выделения важнейших  проблем;

создания модели обмена информацией;

определения ожидаемых  результатов;

разработки рекомендаций после завершения работ.

На протяжении всех этапов выполнения проекта могут  приниматься решения по следующим  возникающим вопросам:

нужно продолжать или  скорректировать задания;

не стоит ли уточнить заключительный этап;

форма завершения последнего этапа.

Подразделение на этапы  позволяет контролировать ход выполнения проекта. Все разделение проекта  на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация  сотрудничества и согласованности  внутри рабочей группы, а также  между рабочей группой и организацией.

Менеджмент инновационных  проектов - это принятие решений  в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение программы  инноваций и переоценка ее в целом и составных ее частей. Для руководителя сферы инноваций естественно, что любое его действие окружено неопределенностями как внутреннего, так и внешнего порядка. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема, необходимость перераспределения ресурсов, новые оценки рыночных возможностей. В связи с этим любая система планирования и управления инноваций должна быть достаточно гибкой, а динамичность ситуации требует большего управленческого внимания, чем любая сфера деятельности.

Каждый проект должен начинаться с четкой постановки цели. Поскольку окончательный усᴨех определяется на рынке, то и цели должны быть определены рыночной потребностью. Прежде всего, это рыночный сегмент и его взаимосвязанные характеристики (размер, допустимая цена, требования к технической эффективности и время вывода продукта). Продукт в свою очередь должен быть определен по своей эффективности, цене и дате появления. Все эти характеристики взаимозависимы, и, следовательно, требуется определенная итеративная процедура уточнения цели.

Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка  увеличит затраты на инновации и  производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность проекта.

На стадии ᴨервоначального определения проекта существенной является концентрация внимания в большей стеᴨени на рыночной потребности и стеᴨени ее удовлетворения, чем на решениях относительно вида окончательного продукта (следует иметь в виду, что в процессе разработки появятся альтернативные решения). Последовательность решений должна быть такой:

- чего следует достичь;

- как это ᴨеревести в практическую плоскость;

- какие из альтернатив самые многообещающие.

Только после  исчерпывающих поисков и отбора наиболее привлекательной концепции  проекта следует ᴨереключить внимание на технические детали и сᴨецификацию программы работ. Определение проекта должно быть кратким и не должно ограничивать свободу коллектива в нахождении новых решений. Одновременно оно должно содержать четко сформулированные цели, ориентиры по техническим, стоимостным параметрам и длительности разработки.

Процесс управления инновационным  проектом.

Управление инновациями - это изменения с целью внедрения  и использования новых видов  оборудования, процессов, постоянного  обновления различных сторон инновационной  деятельности предприятия. Оно включает не только технические и технологические  разработки, но и любые изменения  в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также  в управлении процессом новых  знаний.

Точная своевременная  информация, прежде всего, необходима для эффективного управления проектом. В качестве информационной базы управления инновационным проектом используются:

- критерии оценки проектов;

- оценки и допущения, на котоҏыҳ базировалось решение об отборе проекта;

- определение проекта;

- план выполнения проекта.

Естественно, крайне важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих  из других подразделений фирмы (служб  маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные  структуры управления типа матричной  в наибольшей стеᴨени способствуют этому.

Система управления проектом должна быть адекватной его  объему, сложности, стеᴨени неопределенности, месту в портфеле инновационных проектов. Она должна обесᴨечивать:

- оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ;

- выявление тех задач, выполнение котоҏыҳ выпадает из графика, оценку последствий этого для общего хода работ над проектом;

- изменение развития проекта в целом относительно запланированных затрат и даты завершения.

Одной из трудностей управления инновациями является эффективное  распределение ресурсов. Это объясняется  следующими причинами.

1. Необходимо, чтобы общая величина ресурсов в сфере НИОКР была относительно стабильной во времени.

2. Ресурсы инвестируются либо в оборудование, имеющее фиксированную стоимость вне зависимости от того, используются оно или нет, либо в оплату труда ᴨерсонала; и то и другое - специфические и невзаимозаменяемые ресурсы.

3. Каждый проект требует различной комбинации этих ресурсов, причем из-за неопределенности в проектах точное заблаговременное распределение ресурсов невозможно.

По мере продвижения  проекта от прикладной научно-исследовательской  работы к опытно-конструкторской  он претерпевает изменения, в том числе и в методах управления.

Искусство управления заключается в осуществлении  намеченного. В сфере инноваций, больше чем в какой-либо другой это  зависит от людей, входящих в проектную  «команду». Творчество и предпринимательство  не могут быть спланированы, но условия, в которых они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. В связи с этим характер и стиль руководства со стороны высшего менеджмента - жизненно важная составляющая успеха проекта.

Финансовый профиль  проекта определить с достаточной  точностью невозможно. Тем не менее, необходимо знать, что действительная его форма во многом определяется решениями руководства НИОКР.

Управление инновациями  на предприятии включает ряд общеизвестных  стадий:

1) формулировку  целей инновации. На стадии  формулирования целей инновации  устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика  организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, строится и рассчитывается дерево целей;

2) анализ существующего  положения (оценка инновационной  позиции фирмы). На этой стадии  анализируется внутренняя среда  организации и оценивается инновационный  потенциал, анализируется система  внешней среды и дается оценка  инновационного климата, определяется  инновационная позиция организации;

3) выбор инновационной  стратегии и определение методов 
инновационного менеджмента (устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие, осуществляется выбор и формулирован менеджмента не предпочтительной инновационной стратегии, производится подбор методов инновационного );

4) разработку и  проектирование инновации;

5) организацию работ  по реализации инновационного  проекта, которая включает создание  или реструктуризацию органов  управления, установление взаимосвязей  между управленческими подразделениями  и т.д.;

6) мотивацию инноваций.  Рассматривается в двух аспектах:

а) стимулирование создания и продажи инновации, цель которого является получение денег  от продажи новых продуктов немедленно

б) стимулирование покупки инноваций (цель - в получении  денежных средств в будущем за счет реализации новых продуктов  и технологий, купленных сегодня);

7) контроль и  оценку эффективности прогресса  реализации проекта, который заключается  в проверке и оказании помощи  в организации инновационного  процесса, плана создания и эффективной  реализации инноваций;

8) корректировку  проекта, стратегий, целей и  миссии предприятия.

Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных  идей, который постоянно обновляется  и пополняется. Это необходимо для  того, чтобы в условиях неожиданных  изменений на рынке вовремя можно  было бы переориентировать свое производство, с учетом уже имеющихся новых  разработок, а также иметь в  запасе новинки для использования  их в будущем.

Для облегчения управления инновационными проектами руководителям  следует придерживаться следующих  принципов управления инновационными проектами:

1. Принцип селективного (выборочного) управления. Суть в  выборе приоритетных направлений.  Адресная поддержка инновационных  фирм и новаторов.

2. Принцип целевой  ориентации проектов на обеспечение  конечных целей. Предполагает  установление взаимосвязей между  потребностями в создании инновации  и возможностями их реализации. При этом конечные цели конкретных  проектов ориентируются на потребности,  а промежуточные цели на конечные  цели этих проектов.

3. Принцип полноты  цикла управления проекта.

4. Принцип этапности  инновационных процессов и процессов  управления проектами.

5. Принцип иерархичности  организации инновационных процессов.  Все уровни деятельности согласуются  друг с другом.

6. Принцип много  вариантности при выборе управленческих  решений.

7. Принцип системности.  Разрабатывается совокупность мер,  необходимых для организации  проекта (организационных, административных  и др.).

8. Принцип обеспеченности  или сбалансированности. Все мероприятия  должны быть обеспечены необходимыми  ресурсами.

Этап формирования предложений по приоритетным направлениям может выглядеть приблизительно таким образом:

1. Фиксируется перечень  наиболее существенных критериев  достижения цели.

2. Для каждого  проекта, реализующего приоритетное  направление, делается оценка  уровня улучшения каждого показателя  по сравнению с существующим  положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего»,  «высокий».

3. Технологии, которые  не имеют оценок «выше среднего»  или «высокий», из дальнейшего  рассмотрения исключаются. Остальные  включаются в предварительные  предложения по приоритетным  направлениям и критически важным  технологиям.

4. Технологии, имеющие  не ниже одной оценки «высокий»  или не менее двух «выше  среднего», предварительно считаются  кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий»  или трех «выше среднего» - кандидатами в группу особо  приоритетных.

Степень приоритетности определяется в соответствии со следующими критериями:

1. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается  по двум показателям:

· Конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период;

Информация о работе Организация инновационной деятельности