Показатели инновационной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.
Инновационная деятельность предприятия есть система меро¬приятий по использованию научного, научно-технического и интел¬лектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовле¬творения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом .

Содержание работы

Введение 6
1. Общие положения 8
2. Инновации как объект деятельности предприятия 12
3. Жизненный цикл инноваций 14
4. Управление, планирование и организация инновационной деятельности 19
5. Оценка эффективности инновационного проекта 24
6. Методы оценки эффективности проекта 25
Заключение 27

Файлы: 1 файл

Минобрнауки России.docx

— 815.17 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  технологический институт

(технический университет)»

УГС     220000 Автоматика и управление

Специальность   220701 Менеджмент высоких технологий

Факультет    информационных технологий и управления

Кафедра    Инноватики и информационных технологий

Учебная дисциплина  Инженерная экономика

Раздел дисциплины  Экономика инновационной деятельности

Курс  4          Группа 6992

 

Курсовая работа

 

Тема   Показатели инновационной деятельности предприятий

Студент   _______________   ______________________

       (подпись, дата )     ( инициалы, фамилия )

Руководитель,  _______________   ______________________

         (подпись, дата )    ( инициалы, фамилия )

____________

    ( должность )

Оценка за курсовую работу  _____________     _____________________

           (подпись руководителя)

 Санкт-Петербург 

2013

Минобрнауки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  технологический институт

(технический университет)»

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

УГС     220000 Автоматика и управление

Специальность   220701 Менеджмент высоких технологий

Факультет    информационных технологий и управления

Кафедра    Инноватики и информационных технологий

Учебная дисциплина  Инженерная экономика

Раздел дисциплины  Экономика инновационной деятельности

Курс  4          Группа 6992

Студент    Левицкий Роман Владимирович

 

Тема   Показатели инновационной деятельности предприятий

 

Исходные данные к проекту (источники)

  1. И.Т. Балабанов Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. – 437 с.
  2. Н.В. Сергеев Экономика предприятий: Учебное пособие. – 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.
  3. Н.И. Зайцев Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА - М, 2003. – 259 с.
  4. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2002. – 270 с.
  5. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2002. - 608 с.
  6. Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. -- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 518 с.
  7. Кристенсен Клейтон М. Решение проблемы инноваций в бизнесе.; Пер. с англ. - М.: Альшина Бизнес Букс, 2007.-290 с.
  8. В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
  9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.:

Дело, 2008. С. 139.

  1. .Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.; М.: Вита-Пресс, 2008. - 272 с.
  2. Словьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике М. -- Киев: Феникс, 2006. -- 560 с.
  3. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: Приор, 2007.
  4. Система Финансовый директор http://www.1fd.ru/

 

Перечень вопросов, подлежащих разработке

  1. Теоретическая часть

1. Общие положения

2. Инновации как объект  деятельности предприятия

3. Жизненный цикл инноваций

4. Управление, планирование  и организация инновационной  деятельности

Оценка эффективности  инновационного проекта

Методы оценки эффективности  проекта

  1. Практическая часть

1. Вычисление роста производительности  труда.

2. Расчет показателей  использования основных производственных  фондов.

3. Расчет показателей  использования оборотных средств.

4. Вычисление себестоимости  продукции.

5. Расчет прибыли.

6. Расчет уровня рентабельности  производства и капитала.

 

Перечень графического материала

  1. Таблицы основных показателей деятельности предприятия.

 

Требования к  аппаратному и программному обеспечению

Требования к аппаратному  обеспечению не предъявляются.

Программное обеспечение: операционная система Microsoft Windows, текстовый процессор Microsoft Office Word.

 

Дата выдачи задания     11.05.2013

Дата представления проекта  к защите  27.05.2013

Заведующий кафедрой        В. И. Ерохин

Лектор, доцент         И. Ю. Крылова

Руководитель, доцент        И. Ю. Крылова

Задание принял

к выполнению   _______________  Р.В. Левицкий

          (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 6

1. Общие положения 8

2. Инновации как объект деятельности  предприятия 12

3. Жизненный цикл инноваций 14

4. Управление, планирование и организация  инновационной деятельности 19

5. Оценка эффективности инновационного  проекта 24

6. Методы оценки эффективности  проекта 25

Заключение 27

 

Введение

 

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом1.

Целесообразность выбора способа и варианта технико - технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.

Для анализа инновационной  деятельности предприятия необходим анализ-прогноз будущих факторов успеха в условиях неопределенности и обоснование затрат будущего периода. В отличие от детерминированных экономических процессов текущего производства процессы внедрения новой техники и технологии с их последующей коммерциализацией имеют стохастический характер. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнозирования, методов экспертных оценок, множественного регрессионного анализа, а также ситуационного и имитационного моделирования.

Принципиальные отличия  инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций.

 

1. Общие положения

 

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

• подготовку обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований н продвижению инноваций и т.д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель - предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итого увеличить рентабельность производства и сбыта2.

Мотивами инновационной  деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат3:

• необходимость приспособлении предприятия к новым условиям хозяйствования;

• изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;

• совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;

• активизация конкурентов;

• конъюнктурные колебания;

• структурные отраслевые изменения;

• появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.

Внутренними мотивами инновационной  деятельности предприятия являются:

• стремление увеличить объем продаж;

• расширение доли рынка, переход на новые рынки;

• улучшение конкурентоспособности фирмы;

• экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;

• максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Для развития инновационной  деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:

• материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;

• кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

• научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

•  информационные, характеризующие  состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной пёриодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно - конструкторской документации;

• организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

• инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т. д..;

• рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;

• экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

• финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.

 

2. Инновации как  объект деятельности предприятия

 

В процессе инновационной  деятельности предприятие может  функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействий факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования. Такая классификация инноваций как объектов деятельности предприятия приведена на рис.1.

Рисунок 1. Классификация новаций и инновационных процессов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная  новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются по сути воплощением показателей технико - организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.4

По степени новизны  инновации подразделяются на принципиально новые, не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и в зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Для принципиально новых видов продукции, технологии и услуг особенно важен показатель их патентной и лицензионной чистоты и защиты, ибо они являются не только интеллектуальными продуктами первого рода, т.е. обладают приоритетностью, абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого тиражированием получают новшества-

Информация о работе Показатели инновационной деятельности предприятий